Разработка Урока "Сложные проценты"
учебно-методический материал по алгебре
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе учителя Васильевой Л.В.
Тема урока: Формулы сложных процентов.
Образовательные цели: - организовать деятельность учащихся по учению и первичному закреплению формул сложных процентов;
- сформировать умения учащихся применять знания формул сложных процентов в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и по самопроверке полученных знаний.
Развивающие цели: - развивать логическое мышление, творческие способности;
- развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные цели: - воспитывать уважительные отношения друг к другу;
- воспитывать творческую, свободную и ответственную личность;
Тип урока: - Комбинированный урок;
Форма проведения: - “Урок творчества» с применением технологии КСО.
Задачи учителя:
- вывести совместно с ребятами ( в диалоге) формулы сложных процентов;
- сформировать понимание принципов моделирования задач по
предложенным схемам и формулам;
- обучить применять при решении задач новый алгоритм согласно
новым формулам сложных процентов.
Задачи ученика:
-понимать формулы сложных процентов;
-знать способы решения задач путем моделирования с помощью схем и
формул;
-уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности
и повседневной жизни.
Средства обучения Структура урока
- вопросы;
- задания;
- инструкции;
- карточки с тестом;
- наглядные пособия;
- компьютер, мультимедийный
проектор;
- раздаточный материал;
- учебная магнитная доска.
Ход урока:
- Организационный этап. (2 мин.)
Приветствие. Создание эмоционального фона. Общение с ребятами через задачи, которые будут являться мотивацией к обучению на уроке.
Задачи.
Хочу Вам рассказать о том, что пришлось мне услышать и увидеть.
- Однажды, в банке, женщина попросила меня объяснить, чем отличаются вклады, если процент начисления годовых - одинаковый.
- Соседка бабушка, наблюдая за рекламой о цене товара, не поняла, почему цена товара не стала равной, если цену снижали, а потом поднимали на один и тот же процент.
- Мой знакомый владелец фирмы спрашивает на сколько процентов я должен повысить з/п работникам за год сразу, если я должен был ее повышать в полгода раз.
- А мне бросаются в глаза порой непонятные и немыслимые рекламы.
Как вы видите, все эти вопросы касаются одной темы. Какой? (%) А где нужны проценты? И математика поможет с ними разобраться.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе. (4мин.)
В ходе фронтального опроса учащиеся приходят к выводу.
1% = 1/100
1/100=0,01
все количество - 100%
х%=0,01х
Если А0 - первоначальное данное,
А - конечный результат, то х% от А0
А00,01х
+ А
Если А0 следует формула простых процентов.
- А
А=А0(1+0,01х).
Все выводы вывешиваются на плакатах на магнитную доску.
- Этап самостоятельного поиска к изучению нового материала. (3мин.)
- Ребята, попробуйте справиться с задачей.
На компьютере появляется текст:
Единый государственный экзамен МАТЕМАТИКА, 11 класс
Демонстрационный вариант.
По пенсионному вкладу банк выплачивает 10% годовых. По истечению каждого года эти % капитализируются, т.е. начисленная сумма присоединяется к вкладу. На данный вид вклада был открыт счёт в 50000 рублей, который не пополнялся и с которого не снимали деньги в течение 3 лет. Какой доход был получен по истечении этого срока?
- Я думаю, что с помощью формулы простых процентов нам придется долго решать эту задачу. Предлагаю совместно поработать:
- выделим смысловые этапы задачи;
- составим схему этой задачи;
- напишем формулы для каждого этапа.
- Этап усвоения новых знаний и способов действий. (12 мин.)
- Представим себе следующую схему задачи и попробуем по аналогии простых процентов вывести формулу сложных процентов.
Так как А1=А0(1+0,01х1)
А2=А1(1+0,01х2)
А=А2(1+0,01х3), то А=А0(1+0,01х1)(1+0,01х2)(1+0,01х3)...
Получили формулу сложных процентов,
если
то А=А0(1-0,01х1)(1-0,01х2)(1-0,01х3)... и т. д.
Выведем общую формулу сложных процентов.
А=А0(1+0,01х1)(1+0,01х2)...(1+0,01хn)
Если х1=х2=.....хn, то
А=А0(1+0,01х)n
На магнитной доске вывешиваются формулы сложных процентов. Сопровождение слайдов на компьютере.
- Значит, зная формулы сложных процентов, решим эту задачу более быстро:
А0=50 000;
х1=х2=х3=10;
n =3;
А=50 000(1+0,01*10)3
А=50 000*1,13
А=50 000*1,3331
А=66 550 (руб.)
- Этап обобщения и систематизации знаний. (5 мин.)
Ребята разбиваются на 3 группы: «Экономисты», «Банкиры», «Химики». Каждой группе предлагается своя задача с опорным алгоритмом ее решения. Нужно выбрать правильный путь к решению, прийти к ответу. Защитить у доски свой выбранный алгоритм решения.
Проверка итогов каждой команды по компьютеру.
- Этап применения знаний и способов действий. (5 мин.)
Работа идет в парах. Обсуждают логические вопросы (рассуждение - вывод) по карточкам.
Демонстрация всех логических вопросов, связанных с процентами, на слайдах компьютера.
- Внимание на экран! Посмотрите на рекламу, сфотографированную в нашем городе: «Цены снижены на 150%!» Обсудите, возможно, ли это?
- Этап информации о домашнем задании. (1 мин.)
Задания творческого характера. Придумать задачи по готовым схемам и формулам.
Задания раздаются ребятам индивидуально на заготовленных листочках.
- Этап подведения итогов урока. (8 мин.)
Индивидуальный тест с последующей самопроверкой.
Проверка осуществляется по компьютеру, на котором высвечиваются по вариантам правильные ответы.
Ребята оценивают себя баллами (все действия ребят записаны в инструкциях ).
По моему указанию поднимают карточки красного цвета те, у которых -“5”; желтого цвета -“4”; зеленого - остальные.
Задания к пункту № 5
Группе «Банкиры»
По договору фирма из-за инфляции была обязана в начале каждого квартала повышать сотруднику зарплату на 20%. Однако в связи с финансовыми затруднениями она смогла повышать ему зарплату только раз в полгода (в начале следующего полугодия). На сколько % фирма должна повышать зарплату каждые полгода, чтобы 1 января следующего года зарплата сотрудника была равна той зарплате, которую он получил бы при режиме повышения, предусмотренного договором?
ИНСТРУКЦИЯ
- Прочитай внимательно задачу (в году 4 квартала).
- Найди соответствующую схему к задаче, формулу для ее решения, которая и приведет к правильному ответу.
3.Выдели цветным маркером верный алгоритм решения.
4. Впиши ответ.
Ответ:
Группе «Экономисты»
Первоначальная цена товара была 200 руб., затем она дважды снижалась на 10%, а потом возросла на 20%. Сколько стал стоить товар?
ИНСТРУКЦИЯ
- Прочитай внимательно задачу.
- Найди соответствующую схему к задаче, формулу для ее решения, которая и приведет к правильному ответу.
3.Выдели цветным маркером верный алгоритм решения.
4.Впиши ответ.
Ответ:
Группе «Химики»
Растение имело вес 20 г. За 1сутки растение теряло при сушке 5% влаги. За 2 сутки - 10% влаги. Сколько стало весить растение после двух суток сушки?
ИНСТРУКЦИЯ
- Прочитай внимательно задачу.
- Найди соответствующую схему к задаче, формулу для ее решения, которая и приведет к правильному ответу.
3.Выдели цветным маркером верный алгоритм решения.
4. Впиши ответ.
Ответ:
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ к пункту № 6.
1. При решении задачи на % получился ответ -210%. Возможно ли это? Почему?
2. Зимняя цена товара больше летней на 65%. А можно ли сказать, что летняя цена товара ниже зимней на 65%?
3. Если цена снижалась 2 раза на 20%, можно ли сказать, что в итоге она снизилась на 40%?
4. Можно ли сказать, что цена товара повысилась на 150%? Как реально выглядит эта ситуация?
Домашнее задание к пункту № 7.
По данным схемам и формулам составить задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Проценты»
Цель урока -систематизировать типы задач на % и методы их решения, показать их применение при решении задач с практическим содержанием...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике "Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты."
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математикена тему:«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты»Обобщение методики изучения процентов. Решение задач при подготовке к ГИА и ...
разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"
Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...
Методическая разработка урока "Проценты".5 класс
учебно-методический материал....
Методическая разработка :«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты».
Методическая разработка :«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты»....
Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента
Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...
Разработка урока в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"
Урок усвоения новых знаний в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа" по учебнику А.Г.Мерзляка....