"Решение показательных неравенств" Конспект урока алгебры 11 класс
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
На уроке будут рассмотрены новые показательные неравенства, решение которых требует хорошего знания теоретического материала. Данные неравенства ежегодно присутствуют в вариантах ЕГЭ по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Решение показательных неравенств" | 284.47 КБ |
Презентация к уроку "Решение показательных неравенств" | 920.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Решение показательных неравенств
Учителя математики МОУ «Аладьинская школа» Бортниковой Т.А.
Тема: “Решение показательных неравенств”.
Проблема:
На уроке будут рассмотрены новые показательные неравенства, решение которых требует хорошего знания теоретического материала. Данные неравенства ежегодно присутствуют в вариантах ЕГЭ по математике.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение знаний и умений учащихся по применению методов решения показательных уравнений и неравенств;
- закрепление свойств показательной функции в процессе решения показательных неравенств;
- развитие умения систематизации изученного материала, выделения общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий, умения применять функционально-графический метод при решении уравнений и неравенств;
- формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных показательных уравнений и неравенств при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
- активизация познавательной деятельности посредством использования коммуникативных и компьютерных технологий;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.
Воспитательные:
- формирование умения работать самостоятельно, принимать решения и делать выводы;
- воспитание устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
- осознание учащимися социальной, практической значимости учебного материала по изучаемой теме
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
I. Комментарий к организации урока.
Урок построен таким образом, чтобы учащиеся, опираясь на свойства степени и свойства числовых неравенств, а также на свойство монотонности показательной функции, самостоятельно пришли к алгоритму решение показательных неравенств и применили его при решении простейших неравенств.
Ход урока
слайд | Мотивация Мы живем в то время, когда технологии развиваются очень быстрыми темпами. То, что еще 100 лет назад было сказкой и вымыслом, сегодня обыденное явление. Например, в теории межпланетных путешествий решается задача об определении массы топлива, необходимого для того, чтобы придать ракете нужную скорость v. Эта масса М зависит от массы m самой ракеты (без топлива) и от скорости vo, с которой продукты горения вытекают из ракетного двигателя. Если не учитывать сопротивление воздуха и притяжение Земли, то масса топлива определяется формулой: М = m0(ev/vo-1) (формула К.Э. Циолковского). Например, для того чтобы ракета с массой 1,5т имела скорость 8000м/с, надо взять примерно 80 т топлива. Изменение атмосферного давления p в зависимости от высоты h над уровнем моря описывается формулой p = pо ∙ ah, где pо – атмосферное давление над уровнем моря, а – некоторая постоянная. На 100 м подъёма давление падает на 1 мм рт ст. Какая функция используется для этих процессов? ( Показательная функция) |
Слайд | Сегодня мы продолжим изучать показательную функцию. Пусть эпиграфом к нашему уроку станет восточная мудрость: «Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”. Мобилизирующий момент: Урок я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь» Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь, -сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике. Мы изучили график и свойства показательной функции, познакомились с решением уравнений и начали изучать показательные неравенства. Сегодня мы продолжим эту работу. Какую цель вы ставите перед собой на сегодняшний урок? |
Слайд Слайд Слайд | Актуализация Предлагаю начать урок с разминки. Задание 1. Найди ошибки, используя остаток от вычеркивания 9 891245673-52478291=838767382 (верно) 5260265+4504597=9763862 (неверно)(3=4) 5982347*237=1437816239 ( неверно) Найдите ошибку в решении уравнения и неравенства
|
Работа на доске | Теоретический опрос: а) определение показательной функции; б) какова область определения показательной функции; в) какова область значений показательной функции; г) в каком случае показательная функция является возрастающей, убывающей; д) как расположен график; е) каковы основные методы решения показательных уравнений (метод замены, однородное уравнение, разложение левой части уравнения на множители и переход к совокупности, функционально – графический, метод интервалов); ж) что называется решением неравенства, что значит решить неравенств.
Проанализировать результаты задания 4 и попытаться сформулировать правило решения простейших показательных неравенств вида Правило, сформулированное учениками, переводится на математический язык и записывается на доске:
|
Фронтальная работа с классом. Цель: Использования свойства возрастания-убывания показательной функции при решении показательных неравенств. Решите неравенства
Решение более сложных показательных неравенств. Цель: Решение более сложные показательных неравенств сведением их различными способами к простейшим. Рассмотрим методы решения показательных неравенств, не являющихся простейшими. При их решении используются приёмы преобразования выражений, стоящих в левой и правой частях неравенства, аналогичные тем, которые использовались и при решении показательных уравнений. а) Метод замены переменной б) Решение однородных неравенств. При решении однородных неравенств используется свойство показательной функции ax > 0, производим деление обеих частей неравенства на положительную величину и вводим новую переменную. Пример: 2x+1 – 3∙10x > 52x+1 Решение: в) Метод интервалов. Пример: 4x < 3+ Решение. Рассмотрим функцию f(x) = 4x – 3∙ – , областью определения которой является множество неотрицательных чисел. Находим нули функции, решив уравнение 4x – 3∙ – = 0. Делим обе части уравнения на , после преобразований получим уравнение ( )2 – 3∙ – 4 = 0 , откуда = 4 или = -1. Последнее уравнение не имеет решения, а уравнение = 4 имеет единственный корень, равный 4. Нуль функции разбивает область определения на промежутки , в которых функция (в силу своей непрерывности) сохраняет знак. f(1) < 0. f(9) = 49 – 3∙212 – 44 = 44∙(45 – 48 – 1) > 0 Итак, исходное неравенство выполняется при 0 < x < 4. Ответ: г) Функционально-графический метод. Пример: 2x < 3 – x Решение. Функции f(x) = 2x и g(x) = 3 – x и определены на всём множестве действительных чисел. Функция f(x) = 2x возрастающая на R, а функция убывающая на R, значит, уравнение f(x) = g(x) имеет не более одного корня. Не сложно убедиться в том, что 1 является единственным корнем уравнения. Таким образом, графики функций имеют одну точку пересечения. Неравенство имеет решение тогда, когда график функции f(x) = 2x лежит не выше графика функции g(x) = 3 – x, то есть при x < 1. Ответ: | |
Рефлексия урока. Отметить точкой на графике показательной функции уровень своих полученных знаний сегодня на уроке. Итоги урока. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и подведем итог. | |
VIII. Закрепление знаний. Онлайн тест «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина. IX. Домашнее задание: 1 уровень. Вариант 1. Вариант 2. №1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение: а) 3^(х^2-х)=9 ; а)2^(х^2-3х)= 1/4 б) 2 х – 1 + 2 х + 2= 36. б) 5 х - 5 х - 2= 600. №2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства: а) (〖1/5)〗^( 1-2х)> 1/125 ; а) (1/7)^(3-х) < 1/49 ; б) 4х – 2х ≥ 2. б) 9х – 3х ≤ 6. 2 уровень. Вариант 1. Вариант 2. №1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение: а) (2^(х+4) )^(х-3)= 〖0,5〗^х∙4^(х-4) ; а) (3^(х-3) )^(х+4)= (1/3)^(3х-1)∙9^(х+1) ; б) 3х-1 + 3х+ 3х +1 = 13∙3^(х^2-7). б) б) 2х+2 + 2х+3+ 2х +4 = 7∙2^(х^2 ). №2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства: а)(1/3)^(х^2-4х-1)>9^(х-1) ; а)(1/2)^(х^2+х-2)<4^(х-1) ; б) 5х + 51-х≥ 6 . б) 41-х + 4х≥ 5. 3 уровень. Вариант 1. Вариант 2. №1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение: а) ∛(3^(х+1) )=(∜(9^(х -2) ))^(х+1); а) ∛(2^(х-2) )=(∜(4^(х+3) ))^(х-2); б) 6х + 6х +1 = 2х + 2х +1 + 2х +2. б) 3х - 1 + 3х + 3х +1 = 12х-1 + 12х. №2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства: а) (2^(х^2-х-2)-1)/(х^2-х-2)≥0 ; а) (1- 3^(х^2+2х-3))/(х^2+2х-3)≤0; б) 4х +1 - 13∙6х + 9х+1 ≤0. б) 25х +0,5 - 7∙10х + 22х+1 ≥0. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение квадратных уравнений. Урок алгебры в 8 классе
Конспект урока и презентация урока алгебры в 8 классе....
Урок по теме: " Решение показательных уравнений". в 11 классе
Цели урока повторить, обобщить и систематизировать теоретические знания и методы решения показательных уравнений....
«Решение тригонометрических уравнений» урок алгебры в 10 классе (2012 г.)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Решение тригонометрических уравнений»....
урок-обобщение темы "Решение показательных уравнений в 10 классе" по учебнику Г.К.Муравина, О.В. Муравиной
Этот урок проходит до введение понятия логарифма, поэтому при повторении в конце 10 класса возможно дополнение таблицы, которая будет создана на этом уроке....
разработка урока "Методы решения показательных уравнений" в 11 классе
конспект открытого урока по математике в 11 классе...
Решение показательных неравенств. 11-й класс
Место урока в теме: в календарно-тематическом планировании на изучение темы «Решение показательных уравнений и неравенств» отводится три урока, после чего пишется контрольная работа на 20 мин.; данный...
Урок алгебры Класс: 10 профильный. Тема: Показательная функция, ее свойства и график
Конспект урока алгебры с приложением призентации....