Решение квадратных уравнений. Урок алгебры в 8 классе
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Марченко Татьяна Григорьевна

Конспект урока и презентация урока алгебры в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_algebry_v_8_klasse.doc126.5 КБ
Office presentation icon reshenie_kvadratnyh_uravneniy.ppt445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 города Горячий Ключ

«Решение квадратных уравнений»

урок алгебры в 8 классе

Подготовила и провела

 учитель математики

Марченко Татьяна Григорьевна

2010г.

Конспект урока алгебры в 8 классе

 Тема:  «Решение квадратных уравнений»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

8 класс

Цели урока:

  1. Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

  1. Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные  умения;
  2. Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность,  взаимопомощь, умение общаться.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Математическая разминка.
  4. Блиц-турнир.
  5. Буквоград.
  6. Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.
  7. Повторение теоремы Виета.
  8. Разноуровневая самостоятельная работа.
  9. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Сегодня на уроке мы систематизируем знания о методах решения квадратных уравнений, закрепим и усовершенствуем навыки решения квадратных уравнений.

2. Фронтальная работа с классом.

На экране  слайд 1.Записаны уравнения:

  1. x2 + 9x – 12 = 0;
  2. 4x2 + 1 = 0;
  3. x2 –2x + 5 = 0;
  4. 2z2  – 5z + 2 = 0;
  5. 4y2 = 1;
  6. –2x2 – x + 1 = 0;
  7. x2 + 8x = 0;
  8. 2x2=0;
  9. –x2 – 8x=1
  10. 2x + x2 – 1=0

Вопросы учащимся

Примерные ответы

1. Дайте определение квадратного уравнения

Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a0, называется квадратным

2. Назовите виды квадратных уравнений

- полное;  - неполное;  - приведенное

3. Запишите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске

1,3, 7, 10

4. Запишите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске

2, 3, 7, 8

5. Запишите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске

1, 3, 4, 6, 9, 10

6. По какому признаку мы можем отнести квадратное уравнение к тому или иному виду?

В зависимости от коэффициентов уравнения.

7. Как называются коэффициенты квадратного уравнения?

a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член

8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется?

x2-12x+6=0

9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

От знака дискриминанта.

10. Впишите вместо пропуска такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение

2–8х+....=0 не имело корней

2–8х+9=0 (могут быть числа, больше, либо равные 9)

11. Изменятся ли корни уравнения 2x2 +5x +7=0, если у него изменить знак:

- одного коэффициента          

- трёх коэффициентов        

да

нет

3. Математическая разминка.

Знаете ли вы, ребята, что обозначает слово «блиц-турнир» и с какого языка оно к нам пришло? Для ответа на этот вопрос решите уравнение и по таблице определите:

2x2-7x+6=0

Язык

Корни уравнения

Греческий

-2; 1,5

Латинский

3; 4

Английский

-1,5;2

Немецкий

1,5; 2

Французский

-3; 4

4. Блиц- турнир.

Теперь, когда вы узнали, что слово «блиц» пришло к нам из немецкого языка, давайте, определим, что оно означает в переводе на русский язык. Для этого решите неполные квадратные уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

0

-3,5;4

Решений нет

0; -;

м

о

л

н

и

я

  1. 2 +27 = 0;           решений нет                        Н
  2. 2 = 7х2 + 2;                0;                                         О
  3. 4 х2 + х = 0;                0; -;                                        Я
  4. 2 – 4 = 0;                                                         М
  5. 0,5х2 – 32 =0;                                                И
  6. (х – 4)(2х + 7) = 0                -3,5;4                                Л

Итак, «блиц-турнир» - blizturnier – это молния. И у нас  «блиц-турнир». Сейчас я диктую вам уравнения, вы пишите решение самостоятельно в тетрадь. Кто не успел, тот пишет

 « - ».

1. х2 = 36                х = ± 6

2. х2 = 17                х = ±  

3. х2 = - 49                решений нет

4. 3х2 = 27                х = ± 3

5. х2 = 0                х = 0

6. (х – 2)2 = 9                х = - 1; х = 5.

Взаимопроверка тетрадей. Каждый правильный ответ оценим 1 баллом.

5. Буквоград. Проанализируйте высказывания. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.

1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня.

2.В уравнении  x2-2x+1=0 единственный корень.

3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна - 5.

4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное  число.

5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.

6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней.

7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1.

8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9.

9. Корни  уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .

10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.

11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.

12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.

13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

М

О

Д

Т

Л

Р

И

К

Ч

Г

Н

А

О

В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО

6. Повторение теоремы Виета.

Скажите, а могли бы вы сразу, не производя вычислений, ответить на мой вопрос: «Чему равна сумма и произведение корней квадратного уравнения?» (Один человек у доски записывает формулы теоремы Виета).

     

Следующее задание: устно найти корни уравнения по теореме:

                                        (ответы: 3 и 2; 4 и 5; -2 и -1)

7. Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.

Теорема Виета находит широкое применение и в  уравнениях вида aх2 + bх + с = 0.

Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.

Рассмотрим эти свойства:

1) a + b +с = 0            х1 = 1,  х2 = с/а.

2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/2.

2) а - b + с = 0            х1 = - 1,  х2 =  - с/а.

Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.

3) ав +с0

Устно решить уравнение: х2 + bх + ас = 0

Его корни разделить на а.

а) 2х2 – 11х + 5 = 0.

Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10. Делим на 2.

 Тогда х1 = , х2 = 5.

                          Ответ: ; 5.

в) 6х2 –7х – 3 = 0

Решаем устно уравнение: х2 –7х – 18 = 0. Его корни  -2 и 9. Делим на 6.

Тогда х1 =  - , х2 = .

                          Ответ: -; .

Решите уравнения, используя эти свойства:

I вариант.                                                            

1) 14х2 – 17х + 3 = 0                                            

2)  х2 – 39х - 40 = 0                                              

3)100х2 – 83х - 18 3= 0                                        

II вариант.

1) 13х2 – 18х + 5 = 0

2)х2 + 23х - 24 = 0

3)100 х2 + 97х - 197 = 0

 Ответы:

1вариант  1)1; 3/14. 2) -1;40. 3) -1;183/100.

2вариант   1)1:5/13. 2)  1; -24. 3) 1 -197/100.

8.Самостоятельная работа.

Урок подходит к концу. Сегодня мы повторили все необходимые математические понятия, формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего урока будет небольшая самостоятельная разноуровневая работа. Ребята, выполнившие работу быстро, могут решить дополнительно задание, написанное на доске.

1 уровень.

Вариант1-А.                                                                          

Вариант 2-А.

Решите квадратные уравнения:                                    

Решите квадратные уравнения:

                                                                   

Один из корней квадратного уравнения                     равен 4. Найдите число .                                          

Один из корней квадратного уравнения

равен 4. Найдите число .                                          

2 уровень.

Вариант 1-Б

Вариант 2-Б                                                    

Решить квадратные уравнения:                                  

Решить квадратные уравнения:

При каких значениях уравнение  не имеет корней.                            

Приведите пример.                        

При каких значениях уравнение  имеет два корня.  Приведите пример.  

3 уровень.

Вариант 1-В

Вариант 2-В

Решите квадратные уравнения:

Решите квадратные уравнения:

                                                 

Дополнительное задание на доске:

Один из корней квадратного уравнения     на 3 больше другого. Найдите свободный член .

Тетради с решением учащиеся сдают на проверку.

9. Домашнее задание. 

п.21,22, 24, № 654, № 672(а,б), на «5» - № 679.

Список литературы:

  1. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. – М.: Просвещение, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Решение квадратных уравнений общего вида" 8 класс

- закрепление и обобщение знаний учащихся, полученные при изучении темы;- отработка способов решения квадратных уравнений, выработка умения выбрать нужный, рациональный способ решения.Задачи уро...

Презентация к урокам "Решение квадратных уравнений" по алгебре 8 класса.

Презентация к урокам по  теме "Решение квадратные уравнения" по алгебре 8 класса. В презентации рассматривается  несколько способов решения квадратных уравнений....

Презентация к уроку по теме"Решение квадратных уравнений с параметром",8 класс.

Цели урока:развитие логического мышления учащихся,творческих способностей ,умения сопоставлять,сравнивать,проводить аналогию,развитие комуникативной культуры....

Конспект урока по алгебре "Решение квадратных уравнений с параметрами", 8 класс

Материал содержит конспект урока по алгебре в 8 классе  "Решение квадратных уравнений с параметрами"...

Квадратные уравнения. Урок для 8 класса по алгебре

Урок для 8 класса по алгебре на тему: "Квадратные уравнения"....

Алгебра 8 класс " Решение квадратных уравнений" урок-презентация

Урок-презентация по алгебре в 8 классе   "Решение квадратных уравнений" с элементами: игровых технологий, цветовой-терапии, рефлексии  и тестирования.Тип урока: закрепление знаний,отраб...