урок алгебры на тему "Геометрический смысл производной"
методическая разработка по алгебре (10, 11 класс)
Урок для 10 и 11 классов, с целью обобщения и систематизации знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy.docx | 312.72 КБ |
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy-1.pptx | 2.82 МБ |
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy_-prodolzhenie.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе «Геометрический смысл производной»
Цель урока: систематизировать и обобщить понятие производной и геометрического смысла производной
Задачи урока:
1. воспитательные: формировать адекватную самооценку у обучающихся, толерантное отношение к окружающим;
2. обучающие: повторить понятие производной, геометрический и физический смысл производной;
показать обучающимся, каким образом, связана производная с касательной функции;
3. развивающие: умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ;
Основные понятия: производная, касательная, физический и геометрический смысл.
Планируемые результаты:
Предметные: систематизировать знакомый материал, делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения; формировать адекватную самооценку у обучающихся, толерантное отношение к окружающим;
Личностные: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражать положительное отношение, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя, своего будущего.
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и коллективно, способствовать развитию познавательных интересов.
УУД:
Познавательные: раскрыть геометрический смысл производной, характер; поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач; умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы
Коммуникативные УУД: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя, умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные УУД: умение работать в паре, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели при работе, умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ;
Личностные: осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, получение учащимися опыта индивидуальной работы, навыков самоанализа своей деятельности
Этапы урока:
I. Организационный этап.
II. Мотивация деятельности, постановка учебной задачи.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Закрепление и обобщение знаний по теме.
V. Подведение итогов урока.
VI Домашнее задание
VII. Рефлексия.
I. Организационный этап.
-Выдающийся французский философ, физик, математик Блез Паскаль утверждал «Величие человека в его способностях мыслить»
Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми. Я верю, что сегодня мы хорошо поработаем, интересно и с пользой проведем наш урок.
Через несколько месяцев нам сдавать экзамен по математике, и сегодня на уроке мы с вами повторим, закрепим и обобщим.
И для вас, мои дорогие выпускники, этот урок станет еще одной подготовкой к сдаче экзамена.
II. Мотивация деятельности, постановка учебной задачи
Эмоционально-психологический настрой:
Для начала давайте мы вместе настроимся на нашу совместную работу. Улыбнемся друг другу и скажем себе: Я знаю! Я умею! Я решу!
И вот с таким настроем начинаем урок.
Мотивация урока:
В начале 10 класса мы рассматривали функцию по ее графику, затем рассмотрели исследование функции по ее формуле. С помощью чего мы находили монотонность функции, наибольшее и наименьшее значения функции, точки экстремума?(ответы учащихся)
Давайте вспомним, что изучили по производной (определение, правила и т.д)
Сегодня вспомним и отработаем навыки и умения по теме «Геометрический смысл производной», которая встречается в заданиях КИМ профильной и базовой математики.
Например, вот такие задания (сл.4)
Закрепим тему решением ключевых или опорных задач, проверим усвоение техники нахождения производной, рассмотрим связь уравнения касательной с производной функции.
Работаем в темпе, оцениваем себя и в конце подведем итог своей работы.
Записали число, классная работа и тему урока(сл5)
III. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос
-Для успешного решения задач, вспомним и повторим основные понятия, формулы и правила:
- Определение производной
- Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций (сл6)
- Что такое тангенс острого угла? В каком треугольнике?
- Найти tga; tgb, найти градусную меру углов А и В (сл7)
- В чем состоит геометрический смысл производной
- Физический смысл производной?
- (сл8) касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной в точке кас ания и характере монотонности касательной?
- Касательная наклонена под острым углом….
- Касательная образует прямой угол….
- А если касательная параллельна оси Ох?
- А вообще, что такое касательная?
- Вид уравнения касательной
(сл9 – опорная схема) Итак, для дифференцируемых функций: 1. Что можно сказать о касательной в точке х0
2. О касательной в точке х1
3. О касательной в точке х2
4. О касательной в точке х3
Подвели итог своей работы
-Нам в скором времени сдавать ЕГЭ, и я вам хочу предложить задания на соответствия, взятые из КИМ математики базового уровня (карточка 1)
-Проверяем (сл10)
Не забываем записывать свой результат
IV. Закрепление и обобщение знаний по теме
Задания по рисункам
В КИМ профильной математики также есть задания с производной, причем нужно дать только ответ. Но ответ без рассуждений и вычислений получить невозможно, поэтом у все объяснения нужно проводить!
-Вот мы с вами и решим несколько таких задач, взятых из банка заданий ЕГЭ (сл11 и карточка 2, с последующей проверкой)
Работа в парах
Для отработки навыков применения геометрического смысла производной, предлагаю решить следующие задачи: найти по заданному рисунку значение производной в точке касания (сл16, карточка 3)
Работаем в парах, с последующей проверкой и объяснением ( 5 заданий, сл17 – 21)
Работа по рядам
Для понимания и запоминания данного учебного материала, предлагаю задание 4 (карточка 4)
Представителей от каждого ряда прошу к доске, а остальные решаем в тетрадях.
1 ряд найти производную функции в заданной точке
2 ряд найти тангенс угла наклона
3 ряд найти угловой коэффициент касательной (сл 22)
Задания выполняли разные а получили один и тот же результат.
Итак, еще раз сделаем вывод….(сл23)
Самостоятельная работа
-Ну а теперь переходим к заключительной части работы. Для оценки усвоения вами знаний, проведем самостоятельную работу.
Предлагаю выбрать задачу по уровню сложности и решить ее: 1 ряд -1 уровень, 2 ряд-2 уровень, 3 ряд -3 уровень ( дети рассаживаются по уровням сами). Время выполнения 7 минут.
V. Подведение итогов урока
Итак, наш урок подходит к завершению. Все задания, которые мы выполняли, взяты из открытого банка заданий ЕГЭ базового и профильного уровней.
Давайте подсчитаем результат своей работы и оценим себя.
Кто оценил на «5»?
Кто работал на «4»?
А есть ли оценки «3»?
Если были затруднения, то отработаем на консультации.
VI Домашнее задание
Домашняя работа на сайте «Решу ЕГЭ» вариант 27425166 (сл 24)
VII. Рефлексия
А сейчас, внимание на доску.(сл 25) На доске прикреплена «Лестница личностного роста», я предлагаю вам прикрепить смайлик –магнит на ту ступень, которая соответствует вашему настроению, работе на протяжении всего урок
1 ступенька – ну кто придумал эту математику
2 ступенька – надо решить еще пару примеров
3 ступенька – у меня все получилось!
-Я рада, что сегодня наш урок прошел плодотворно
Я надеюсь, что урок принес радость не только мне, но и вам дорогие мои ученики. А те знания, что вы приобрели сегодня, пусть останутся с вами навсегда. На этом урок закончен. Всем спасибо, до свидания!
приложения
ФАМИЛИЯ ИМЯ: | |||
№ | ЭТАП УРОКА | МАКС.БАЛЛ | МОЙ БАЛЛ |
1 | Устный опрос | 8 | |
2 | Соответствие ( карточка №1) | 3(по 1 баллу за задание) | |
3 | Карточка №2 | 6 (по 1 баллу за задание) | |
4 | Работа в парах (карточка №3) | 5 (по 1 баллу за задание) | |
5 | Работа по рядам (карточка №4) | 3 | |
6 | ИТОГ | 25 | |
МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК |
«5» - 22-25 баллов; «4» - 15-22 балла; «3» - 12-14 баллов.
Карточка №1
- Задание 14 № 513108
На рисунках изображены графики функций вида Установите соответствие между графиками функций и угловыми коэффициентами прямых.
ГРАФИКИ
УГЛОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
1) 0,6
2) −1
3) 1,25
4) −0,75
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
- Задание 14 № 511424
На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ |
| ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ |
A B C D |
| 1) − 1,5 2) 0,5 3) 2 4) − 0,3 |
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
A | B | C | D |
|
|
|
|
- Задание 14 № 514513
На рисунках изображены графики функций и касательные, проведённые к ним в точках с абсциссой x0. Установите соответствие между графиками функций и значениями производной этих функций в точке x0.
ГРАФИКИ
ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
1.
2. 0,75;
3. 1;
4. −0,5.
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
Карточка №2
- Задание 7 № 119975
Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с.
- Задание 7 № 119978
Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 3 м/с?
- Задание 7 № 27501
На рисунке изображен график производной функции f(x),
определенной на интервале (−10; 2). Найдите
количество точек, в которых касательная к графику
функции f(x) параллельна прямой y = −2x – 11
или совпадает с ней.
- Задание 7 № 510918
На рисунке изображен график функции y = f(x),
определенной на интервале (−3; 9).
Найдите количество точек, в которых касательная
к графику функции параллельна прямой y = 12
или совпадает с ней.
- Задание 7 № 510938
На рисунке изображен график функции y = f(x),
определенной на интервале (−6; 5).
Найдите количество точек, в которых
касательная к графику функции
параллельна прямой y = −6.
Задание 7 № 40130
На рисунке изображен график производной функции Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику параллельна прямой или совпадает с ней.
Работа в парах
Карточка №3
На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
3. Задание 7 № 27504 4. Задание 7 № 27505
5. Задание 7 № 27506
Карточка №4 (1 ряд)
На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0, если
f(x) =
Карточка №4 (2 ряд)
На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите тангенс угла наклона касательной .
( tg α= отношению противолежащего катета к прилежащему)
указание: построить прямоугольный треугольник
Карточка №4 (3 ряд)
На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите угловой коэффициент касательной к функции в точке х0.
( уравнение касательной – у=кх+m)
указание: взять точки с координатами(-2; 3) и (-7; -2) и подставить в уравнение касательной, получится два уравнения , решить их как систему, найти к.
Самостоятельная работа
1 уровень
1. Задание 7 № 27501
На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2x − 11 или совпадает с ней.
2. Задание 7 № 515183
На рисунке изображен график производной функции f(x). Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y = f(x) параллельна прямой y = 6x или совпадает с ней.
Самостоятельная работа
2 уровень
1. Задание 7 № 27501
На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2x − 11 или совпадает с ней.
2. Задание 7 № 515183
На рисунке изображен график производной функции f(x). Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y = f(x) параллельна прямой y = 6x или совпадает с ней.
3. Задание 7 № 510403
На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
4. задание 7
На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Самостоятельная работа
3 уровень
1. Задание 7 № 525698
На рисунке изображены график функции и касательная к этому графику, проведённая в точке x0. Уравнение касательной показано на рисунке. Найдите значение производной функции в точке x0.
2. Задание 7 № 525700
На рисунке изображены график функции и касательная к этому графику, проведённая в точке . Найдите значение производной функции в точке x0.
3. Задание 7 № 525701
На рисунке изображены график функции и касательная к этому графику, проведённая в точке x0. Уравнение касательной показано на рисунке. Найдите значение производной функции в точке x0.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я Знаю! Я умею! Я решу!
Геометрический смысл производной. f (x)
Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций:
А С В tg A- ? tg В - ? 4 7 А В С Найдите градусную меру В 3 Найдите градусную меру А А
1 . В чем состоит геометрический смысл производной ? 2 . Физический смысл производной 3 . Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной в точке касания и характере монотонности касательной? 4 . Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной и характере монотонности касательной? 5 . Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о производной?
для дифференцируемых функций : 0 ° ≤ α ≤ 180 ° , α ≠ 90 ° α - тупой tg α < 0 f ´(x₀) < 0 α – острый tg α >0 f ´(x 1 ) >0 положение касательной не определено tg α не сущ. f ´(x 3 ) не сущ. α = 0 tg α =0 f ´(x 2 ) = 0
1. Материальная точка движется прямолинейно по закону где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с. 2. Материальная точка движется прямолинейно по закону ( где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 3 м/с? решение: х‘( t)=2t-13 2t-13=3 2t=16 t=8 м/с Ответ: 8
3. На рисунке изображен график производной функции f(x) , определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2 x – 11 или совпадает с ней. Ответ: 5 f '(x)=-2
4. На рисунке изображен график функции y = f(x) , определенной на интервале (−3; 9). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 12 или совпадает с ней. Ответ:5
5. На рисунке изображен график функции y = f ( x ), определенной на интервале (−6; 5). Найдите количество точек , в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = −6. Ответ: 7
6. На рисунке изображен график производной функции f (x) Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y=f(x) параллельна прямой y=2x-2 или совпадает с ней. Ответ: 5 . f ‘(x)=2 2 5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . Ответ: 2 α f ‘ (x)= tg α
На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . α Ответ: - 0,25 f ‘ (x)= tg α
На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . α Ответ: - 0,25 f ‘ (x)= tg α α
На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . α Ответ: - 2 f ‘ (x)= tg α α
На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . Ответ: 0,25
f‘ ( )=k = tg α k- угловой коэффициент касательной α – угол наклона касательной - точка касания
Домашняя работа «Решу ЕГЭ» №27425166
Ну кто придумал эту математику ! У меня всё получилось!!! Надо решить ещё пару примеров. Рефлексия Надо решить ещё пару примеров. Ну кто придумал эту математику ! Надо решить ещё пару примеров.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к ЕГЭ по теме"Геометрический смысл производной"
Данный материал - это тест-тренажер по теме"Геометрический смысл производной"...
Упражнения по теме "Геометрический смысл производной"
Разработка по теме "Геометрический смысл производной" состоит из двух разделов. В первом разделе рассмотрены подробные решения простейших примеров и задач, предлагаемых в рамках единого государственно...
Материалы к уроку по теме "Геометрический смысл производной"
Материалы к уроку алгебры 11 класса по теме "Геометрический смысл производной"....
Презентация к урокам по теме "геометрический смысл производной"
Материал презентации может быть использован при закреплении и проверки понимания геометрического смысла произволной....
Методическая разработка к уроку алгебры и начала анализа 11 класс по теме " Геометрический смысл производной"
Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может использоваться для подготовке к экзамену для повторения и выявления пробелов у учащихся....
методическая разработка. Открытый урок по теме " Геометрический смысл производной"
Методическая разработка состоит из двух файлов....
Урок по теме: «Геометрический смысл производной»
Цели урока:Образовательная: уточнить понятие «касательной», ввести понятие геометрического смысла производной.Развивающая: формировать умение учащихся применять теоретический материал к ре...