РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс
рабочая программа по алгебре (11 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 88
имени А.Бородина и А.Кочева»
Принята на заседании педагогического совета протокол №_______ от ____________2022г. | Согласовано Заместитель директора по УМР _____________ М.А. Смолонская «____» ______________ 2022 г. | Утверждена приказом МБОУ «СОШ №88 имени А.Бородина и А.Кочева» от __________ 2022 г. № ______ Директор Я.В.Федоров _________________ |
Рассмотрена на заседании ШМО учителей-предметников Протокол от ____ № ____ Руководитель ШМО _______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Решение нестандартных задач по математике»
11 класс
Составитель:
Пожидаева Наталья Александровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Северск – 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу по выбору «Решение нестандартных задач по математике» для обучающихся 11 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2012 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г № 253 с изменениями от 20.06.2019 г приказ № 581).
- Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Т. А. Бурмистровой. – М.: Просвещение, 2016 .
Место предмета в учебном курсе: программа курса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)
I. Пояснительная записка
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ЕГЭ;
- Формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ЕГЭ;
- уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
- приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
- выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи;
Личностные результаты:
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД
- определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;
- формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
- определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
- выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
- самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;
- уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи;
- умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
- умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями;
Познавательные УУД
- умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
- умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
- умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
- умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
- умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке;
- умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;
- умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления;
- умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;
- умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
- умение строить доказательство методом от противного;
- умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства;
- уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
- умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;
Коммуникативные УУД
- умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
- умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;
- умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
- корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
- умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели;
- уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ЕГЭ заносить полученные результаты - ответы.
II. Содержание учебного курса
Многочлены ( 5ч )
- Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Алгоритм Евклида для многочленов. Теорема Безу и ее применение. Схема Горнера и ее применение. Методы решения уравнений с целыми коэффициентами. Решение уравнений высших степеней.
Уравнения (11)
- Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений. Решение уравнений, , содержащих модуль. Решение уравнений, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения уравнений с параметром.
Неравенства (15ч)
- Основная цель - научить применять равносильные преобразования при решении неравенств и систем неравенств, научить применять метод промежутков при решении неравенств с модулем, научить применять различные методы решения тригонометрических неравенств и неравенств с параметрами.
Тригонометрические уравнения( 6ч)
- Основная цель – сформировать умение решать тригонометрические уравнения, неравенства и системы.
- Рассматриваться способы решения тригонометрических уравнений при помощи:
- - универсальной тригонометрической подстановки;
- - разложения на множители;
- - введения дополнительного угла;
- - формул преобразования произведения функций в сумму.
Планиметрия. Стереометрия. Решение задачпо типу заданийКИМ ЕГЭ по математике (базовый и профильный уровни). (12ч)
- Плоские геометрические фигуры, их основные свойства. Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники.
Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи.(12ч)
- Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового уровня).
- Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности, переливания, взвешивания, движения, работу и другие.
- Софизмы, ребусы, шифры, головоломки.
- Задачи практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей (по типу заданий КИМ ЕГЭ базового и профильного уровня).
Прикладная геометрия (4ч)
- Многоугольники
Формы организации и видов деятельности: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия, математическая лаборатория, творческие работы, самоанализ и самооценка. Проекты.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.
Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения.
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание материала | Количество часов | Дата | ||
по плану | по факту | ||||
Многочлены (5 часов) | |||||
1 | Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена намножители | 1 | |||
2 | Алгоритм Евклида для многочленов. Теорема Безу и ее применение | 1 | |||
3 | Схема Горнера и ее применение. | 1 | |||
4 | Методы решения уравнений с целыми коэффициентами. Решение уравнений высших степеней. | 2 | |||
Уравнения (14 часов) | |||||
5 | Решение алгебраических уравнений разными методами 1. Однородные уравнения и сводящиеся к ним | 1 | |||
6 | Уравнения с модулями | 4 | |||
7 | Рациональные уравнения с параметром | 4 | |||
8 | Иррациональные уравнения. Метод замены переменной | 4 | |||
9 | Математическая лаборатория | 1 | |||
Неравенства (15 часов) | |||||
10 | Решение рациональных неравенств. Метод интервалов | 3 | |||
11 | Замена переменных в иррациональных неравенствах | 3 | |||
12 | Решение дробно – рациональных неравенств | 4 | |||
13 | Неравенства с модулем | 4 | |||
14 | Математическая лабораториятеме: «. Уравнения и неравенства» | 1 | |||
Тригонометрические уравнения, неравенства, системы(6часов) | |||||
16 | Решение уравнений при помощи универсальной тригонометрической подстановки | 1 | |||
17 | Решение тригонометрических уравнений при помощи преобразования суммы функций в произведение | 1 | |||
18 | Решение тригонометрических уравнений с использованием формул преобразования произведения функций в сумму | 1 | |||
19 | Решение тригонометрических уравнений при помощи разложения на множители | 1 | |||
20 | Решение тригонометрических уравнений при помощи введения дополнительного угла | 1 | |||
21 | Зачет теме: «Тригонометрические уравнения» | 1 | |||
Планиметрия. Стереометрия. Решение задачпо типу заданийКИМ ЕГЭ по математике (базовый и профильный уровни). (12часов) | |||||
22 | Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) (базовый уровень математической подготовки учащихся). | 4 | |||
23 | Задачи на построение (типовые задания по планиметрии КИМ ЕГЭ по математике базовый и профильный уровень). | 4 | |||
23 | Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике базовый и профильный уровни | 4 | |||
Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи. (12часов) | |||||
24 | Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового уровня). | 3 | |||
25 | Логические задачи (по типу заданий Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности, переливания, взвешивания, движения, работу и другие. | 3 | |||
26 | Задачи практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей (по типу заданий КИМ ЕГЭ профильного уровня). | 4 | |||
27 | Софизмы, ребусы, шифры, головоломки. | 2 | |||
Прикладная геометрия(4часа) | |||||
28 | Многоугольники | 4 | |||
Всего | 68 часов |
Учебно-методический комплект:
- Официальный информационный портал единого государственного экзамена.
- Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации.
- Математические этюды. http://etudes.ru
- Статград. http://100balnik.ru/статград, https://vpr.statgrad.org
- Ларин Александр Александрович. Математика. Репетитор. http://alexlarin.net
- «Решу ЕГЭ» – образовательный портал. http://ege.sdamgia.ru
- .Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасечник П.И.. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: справочник / М.: Факториал, 1997.
- Шарыгин И.Ф. Стандарт по математике: 500 геометрических задач.– М.:Просвещение, 2005. – 205 с.
- Ященко И.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. 30вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2 – М. : ИздательствоМЦНМО, 2017. – 215 с
Интернет-ресурсы.
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/;
http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.
Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс
Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным, наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...

Рабочая программа факультативного курса "Решение задач по биологии"
Данная рабочая программа подготовлена для факультативного курса "Решение задач по биологии", целью которого является актуализация знаний учащихся по школьному курсу биологии и подготовке к ЕГЭ...
Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по неорганической химии»
Рабочая программа: аннотация, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа факультативного курса ,,Решение задач при подготовке ОГЭ,,
Факультативный курс предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (35 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа, состоящая из трёх разделов (модуль «...

Рабочая программа Факультативного курса: «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» Базовый уровень 10-11 класс
Пояснительная запискаДанный элективный курс составлен на основе программы ОС Габриеляна и Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства Дрофа – 2018 г. Программа рассчитан...

Рабочая программа факультативного курса «Решение нестандартных задач» для 9 класса
Рабочая программа факультативного курса...