Рабочая программа факультативного курса "Решение задач по биологии"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Чувашова Ольга Владимировна

Данная рабочая программа подготовлена для факультативного курса "Решение задач по биологии", целью которого является актуализация знаний учащихся по школьному курсу биологии и подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fakultativa_11_klass_bio.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

лицей имени В.Г.Сизова    

 

                     Директор лицея

    __________В.А.Ермоленко

«____»    _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Решение задач по биологии»

Класс 11

Учебный год 2016-2017

Учитель Чувашова О.В.

г.  Мончегорск

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа составлена на основе

2.2.  Общая характеристика курса

      Данная программа предназначена для подготовки учащихся 11 классов. Её особенность состоит в фундаментальном характере изложения предмета, имеющего цель – сформировать у учащихся биологическое мышление и целостное естественнонаучное мировоззрение.

      Элективный курс «Решение задач по биологии» составлен на базе нескольких модулей: «Растения. Физиология растений» (автор Л.М. Кудинова), «Биоразнообразие» (автор Н.А.Степанова), «Человек» (автор

      Данный курс предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов из различных разделов биологии. Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

      Программа включает три крупных раздела: «Растения», «Животные», «Человек».

      Большую роль в усвоении курса играют знания, полученные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла и общественных дисциплин.

      Таким образом, данный факультативный курс обеспечивает не только углубление знаний по биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём, пониманию роли и предназначения современного человека.

2.3.    Изучение факультативного курса в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить расширение знаний по разделам «Растения», «Животные», «Человек», усвоение основных терминов, понятий по биологии;

- показать практическую значимость биологии  для различных отраслей производства, селекции, медицины.

 - продолжить формирование метапредметных умений и навыков в процессе изучений и анализа различной биологической информации;

- обеспечить подготовку учащихся к единому государственному экзамену.

2.4. Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия, закономерности и законы в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в целом органического мира;

- особенности строения и жизни растений, животных, человека, классификации растений и животных;

В результате изучения факультативного курса учащиеся должны научиться:

- решать задачи повышенного уровня сложности из различных разделов биологии;

- обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.

- составлять схемы, строить и читать различные виды графиков и диаграмм;

 - свободно ориентироваться в основаниях для классификации растений и животных, называя главные характеристики каждой систематической группы;

- извлекать информацию из различного рода источников;

- осуществлять реферативную работу;

- работать с учебной и научно-популярной литературой; использовать ресурсы сети Интернет и периодических изданий.

3. Учебно – тематический план

Содержание учебного материала

Количество часов.

1

Царство Растения

2

Царство Животные

3

Человек

Всего:

4. Содержание курса

1. Растения

1.1. Клеточное строение растительного организма

Знакомство с увеличительными приборами (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Жизнедеятельность клетки: движение цитоплазмы, поступление веществ в клетку, ее рост и деление. Ткани. Клеточное строение растений.

1.2. Корень

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Почва, ее значение для жизни растений.

Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня. Рост корня. Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня. Удобрения. Значение обработки почвы, внесения удобрений. Корнеплоды, их использование человеком.

1.3. Побег

Побег. Почка - зачаточный побег, ее строение. Развитие побега из почки. Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение.

Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями: покровная ткань (кожица, устьица), основная проводящая и механическая ткани листа. Фотосинтез.

Дыхание. Испарение воды листьями. Видоизменения листьев. Листопад.

Стебель. Рост стебля в длину, ветвление. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ.

Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

1.4. Размножение растений

Размножение и его значение. Способы размножения.

Вегетативное размножение. Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Размножение растений семенами. Строение околоцветника, тычинки, пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление.

Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение плодов и семян в природе и жизни человека. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений. Охрана цветковых растений.

Строение семян (на примере двудольных и однодольных растений), их химический состав. Условия произрастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростков. Агротехника посева семян и выращивания растений.

1.5. Отделы растений

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водорослей в природе и хозяйстве, их охрана.

Мхи. Строение и размножение. Образование торфа, его значение.

Папоротники. Строение и размножение. Хвощи (хвощ лесной). Плауны (плаун булавовидный).

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны, ели или других хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

1.6. Покрытосеменные растения

Многообразие цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Семейства: крестоцветные (капустные), розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные (астровые).

Класс Однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки. Отличительные особенности растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.

2. Бактерии, грибы, лишайники

2.1. Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

2.2. Грибы, лишайники

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание. Симбиоз грибов с растениями (микориза). Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Профилактика отравления ядовитыми грибами. Плесневые грибы. Пеницил, его использование для получения антибиотиков. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.

3. Животные

3.1. Общие сведения о животном мире

Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.

3.2. Одноклеточные животные

Обыкновенная амеба. Особенности строения клети одноклеточного организма. Среда обитания. Передвижение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Образование цисты.

Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, особенности ее строения и питания. Инфузория-туфелька. Раздражимость. Малярийный паразит. Морские простейшие (фораминиферы, радиолярии).

Значение простейших в природе, жизни человека. Общая характеристика простейших.

3.3. Тип Кишечнополостные

Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее строение. Лучевая симметрия. Двухслойность. Особенности строения клетки многоклеточного животного организма. Покровные, стрекательные, нервные клетки. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение.

Морские кишечнополостные (коралловые полипы и медузы), их значение. Общая характеристика типа.

3.4. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви

Тип Плоские черви, их многообразие. Общая характеристика типа. Ресничные черви (белая планария). Двусторонняя симметрия. Особенности строения. Сосальщики (печеночный сосальщик и другие), особенности процессов жизнедеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни; вред, наносимый животноводству, меры борьбы. Ленточные черви (бычий и свиной цепни лентец широкий, эхинококк), особенности строения.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Человеческая аскарида - паразит человека. Особенности строения. Меры предупреждения от заражения.

Тип Кольчатые черви, их многообразие. Общая характеристика типа. Дождевой червь, его среда обитания, внешнее строение, передвижение. Ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании.

3.5. Тип Моллюски

Общая характеристика типа. Среда обитания, особенности строения, питания, дыхания, размножения. Многообразие моллюсков (виноградная улитка, устрица, мидия, осьминог, кальмар и другие), их значение в природе, жизни человека.

3.6. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Среда обитания ракообразных. Особенности строения, жизнедеятельности; размножение, многообразие ракообразных.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения, питания, дыхания, поведения пауков в связи с жизнью на суше. Клещи. Внешнее строение. Клещи - вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи - возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, процессов жизнедеятельности насекомых на примере жука или таракана. Размножение. Типы развития насекомых.

Основные отряды насекомых. Чешуекрылые. Черты приспособленности к среде обитания во внешнем строении; размножение и развитие бабочек. Тутовый шелкопряд. Шелководство.

Двукрылые. Комнатная муха - переносчик возбудителей опасных заболеваний человека и меры борьбы с нею.

Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Состав и жизнь пчелиной семьи: танцы пчел, зимовка. Инстинкты - основы поведения насекомых. Пчеловодство.

Многообразие насекомых (колорадский жук, муравьи, наездники и другие), их роль в природе и жизни человека.

3.7. Тип Хордовые

Ланцетник. Среда обитания. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.

Класс Рыбы

Общая характеристика класса. Хрящевые и костистые рыбы. Среда обитания рыб. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры (на примере местных рыб, например, речного окуня). Полость тела. Особенности строения систем внутренних органов в связи с их функциями. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Рефлексы. Поведение.

Размножение, нерест и развитие. Забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания. Миграции. Многообразие рыб (отряды: кистеперые, сельдеобразные, тресковые, карповые, окуневые и другие).

Класс Земноводные

Общая характеристика класса. Лягушка озерная. Особенности строения, передвижения в связи со средой обитания. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных (отряды: хвостатые, бесхвостые), их происхождение, значение и охрана.

Класс Пресмыкающиеся

Общая характеристика класса. Среда обитания, особенности строения, размножения, поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация.

Многообразие современных пресмыкающихся (отряды: чешуйчатые, черепахи, крокодилы), их практическое значение и охрана. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры.

Класс Птицы

Общая характеристика класса. Внешнее строение, скелет, мускулатура. Особенности внутреннего строения, обмена веществ птицы, связанные с полетом. Усложнение нервной системы, органов чувств; поведение птиц. Размножение и развитие. Забота о потомстве.

Приспособленность птиц к сезонным явлениям природы (гнездование, кочевки, перелеты). Происхождение птиц.

Экологические группы птиц.

Класс Млекопитающие

Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры, внутреннего строения, обмена веществ млекопитающего. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве.

Происхождение млекопитающих. Систематические группы млекопитающих. Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана.

4. Человек и его здоровье

Введение. Общий обзор организма человека

Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиене для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда.

Органы и системы органов. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм - единое целое.

4.1. Опорно-двигательная система

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей, рост костей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.

4.2. Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и, лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

4.3. Дыхание

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Охрана окружающей воздушной среды.

4.4. Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И.П.Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение.

4.5. Обмен веществ и энергии. Выделение

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, вод и минеральных солей. Влияние алкоголя и токсических веществ. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание. Режим питания школьников.

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

4.6. Кожа.

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожениях, электрошоке.

4.7. Железы внутренней секреции

Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции. Роль половых желез в развитии организма. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки.

4.8. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность

Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная системы.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Кора больших полушарий. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена.

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека.

Сон, его значение и гигиена. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Режим дня школьников. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

4.9. Размножение и развитие

Система органов размножения.

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка. Гигиена грудных детей. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство. Характеристика подросткового периода.

7. Тематическое планирование курса

Дата

Тема урока

Тема занятия, основное содержание

1

21.10

Общие признаки царства Растений.

Общие признаки царства Растений. Жизненные формы растений. Общее знакомство с цветковыми растениями. Особенности строения растительной клетки. Ткани. Виды, особенности строения, функции.

2

21.10

Корень.

Корень. Типы корневых систем. Видоизменения корней. Внутреннее строение корня. Корневое питание растений.

3

28.10

Побег и лист

Побег. Видоизменённые побеги. Лист. Особенности внешнего и внутреннего строения листа.  

4.

28.10

Цветок

Строение цветка, соцветия. Двойное оплодотворение цветковых растений. Образование плодов и семян.

5

11.11

Плод и семя

Семя. Строение и химический состав семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян.

6

11.11

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение растений.

7

18.11

Споровые растения

Отделы растений. Водоросли. Отдел мохообразные. Отдел папоротникообразные.

8

18.11

Отдел голосеменные растения

Отдел голосеменные. Особенности внешнего и внутреннего строения. Жизненный цикл голосеменных. Многообразие и значение.

9

25.11

Общие особенности Покрытосеменных растений

Отдел покрытосеменные. Общие признаки отдела. Классификация покрытосеменных. Семейство крестоцветные, розоцветные и бобовые.

10

25.11

Однодольные растения.

Однодольные растения. Семейства злаковые и лилейные: особенности строения и значения в жизни человека.

11

2.12

Обобщающее повторение.

Обобщающее повторение по теме «Отделы растений»

12

2.12

Царство Бактерии

Общая характеристика царства Бактерии: внутреннее строение, многообразие, особенности размножения. Значение в природе и жизни человека.

13

9.12

Царство Грибы

Общая характеристика царства Грибы. Шляпочные грибы. Плесени. Дрожжи. Грибы-паразиты.

14

9.12

Лишайники

Лишайники: внутреннее строение, многообразие, особенности размножения. Значение в природе и жизни человека.

15

16.12

Общие признаки царства Животные. Простейшие.

Общие признаки царства Животные. Систематика животных. Общая характеристика Простейших. Многообразие простейших, значение простейших в природе и жизни человека.

16

16.12

Тип Кишечнополостные

Тип Кишечнополостные: общая характеристика, систематика. Морские кишечнополостные: особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие кишечнополостных. Значение в природе и жизни человека.

17

23.12

Плоские черви

Плоские черви: особенности строения. Круглые черви: особенности строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.

18

23.12

Кольчатые черви:

Кольчатые черви: особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие кольчецов. Значение плоских червей в природе и хозяйственной деятельности человека.

19

30.12

Моллюски

Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе.

20

30.12

Тип Членистоногие: ракообразные и паукообразные.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразные. Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

21

13.01

Класс Насекомые

Класс Насекомые: общая характеристика класса. Многообразие насекомых.

22

13.01

Надкласс Рыбы

Класс Рыбы: общие особенности внешнего и внутреннего строения. Многообразие рыб.

23

20.01

Класс Земноводные

Класс Земноводные: общая характеристика. Многообразие земноводных. Значение в природе и жизни человека.

24

20.01

Класс Пресмыкающиеся

Класс Пресмыкающиеся: общая характеристика. Многообразие современных пресмыкающихся. Древние ящеры.

25

27.01

Класс Птицы

Класс Птицы: общая характеристика внешнего и внутреннего строения.  Экологические группы птиц.

26

27.01

Класс млекопитающие

Класс млекопитающие: общая характеристика. Особенности внешнего строения.

27

4.02

Класс млекопитающие

Класс млекопитающие: общая характеристика. Особенности внутреннего строения.

28

4.02

Многообразие млекопитающих.

Особенности жизнедеятельности млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

29

11.02

Обобщение знаний.

Обобщение знаний по теме: «Царство животные».

30

11.02

Введение

Введение. Науки о человеке. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

31

18.02

Клетки и ткани человека.

Клетка.: химический состав, строение и жизнедеятельность. Ткани организма человека. Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

32

18.02

Опорно-двигательная система

Скелет: строение, типы, состав и соединение костей. Мышцы. Работа мышц. Проблемы ОДС. Сохранение здоровья.

33

4.03

Кровь и иммунитет.

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Форменные элементы крови: строение и функции. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

34

4.03

Система кровообращения.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

35

11.03

Дыхательная система

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

36

11.03

Питание и пищеварение

Значение пищи и ее состав. Питательные вещества. Витамина.  Органы пищеварения.

37

18.03

Пищеварение, гигиена пищеварения.

Особенности пищеварения в пищеварительном тракте человека. Значение пищеварительных желез в процессе пищеварения. Гигиена органов пищеварения.

38

18.03

Выделительная система.

Мочевыделительная система. Строение и функции почек и других органов выделительной системы. Гигиена выделения. Болезни мочевыделительной системы.

39

25.03

Кожа, ее функции.

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Повреждения кожи. Гигиена кожи.

40

25.03

Эндокринная система.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны, их значение в процессе жизнедеятельности человека.

41

8.04

Нервная система.

Значение и строение нервной системы. Головной и спинной мозг. Нейрогуморальная регуляция.

42

8.04

Анализаторы

Орган зрения. Зрительный анализатор. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

43

15.04

Высшая нервная деятельность

Врожденные и приобретенные формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции.

44

15.04

Половая система человека.

Половая система человека, наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

45

22.04

Онтогенез человека.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

46

22.04

Обобщающее повторение по курсу.

Цель курса.

- Обеспечить расширение знаний по разделам «Растения», «Животные», «Человек», «Общая биология».

6. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. М.: Наука, 1986.

2. Кемп Б., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

3. Энциклопедия «Современное естествознание», т.8. Молекулярные основы биологических процессов. Под редакцией В.Н.Сойфера и Ю.А.Владимирова. М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.

4. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.О.Рувинского. М.: Просвещение,1993.

5. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. М.: Мир,1998.

6. Шевченко В.А. Генетика человека: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

8. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

9. Соколовская Б.Х. Сто двадцать задач по генетике. М.: ЦРСПИ, 1992.

10. Сборник: Биология в вопросах и ответах. М.: МИРОС, 1993.

11. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Дрофа, 1997.

13. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. М.: ОНИКС, 2006.

14. Итекс А.В. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике. М.: Гэотар-Медиа, 2004.

15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.

Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по математике по теме: «Задачи с параметрами» для учащихся 9 класса.

Пояснительная записка.     Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочногои сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений,...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов

Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...

Рабочая программа факультативного курса по математике ""Задачи повышенной сложности"

Данный курс рассчитан на 34 часа в год.Целью курса является :Повысить интерес к предметуОвладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изу...

Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по неорганической химии»

Рабочая программа: аннотация, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа факультативного курса ,,Решение задач при подготовке ОГЭ,,

Факультативный курс предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (35 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа, состоящая из трёх разделов (модуль «...