Класс: | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Системы линейных уравнений. IV четверть |
Тема урока | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока: | урок систематизации знаний и умений урок-практикум |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные - формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью; - развивать навыки самостоятельной работы, способствовать развитию критичности мышления; -формировать умение логически обосновывать суждения, выражать свои мысли; -осуществлять совместную деятельность в парах с учётом учебно-познавательных задач |
Метапредметные -продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; |
Предметные -обобщить и систематизировать знания о системах двух линейных уравнений с двумя переменными; -формировать умения работать с графиками линейных функций |
Ключевые слова: решение уравнений, система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение системы уравнений с двумя переменными, графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными, количество решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Учащиеся научатся определять количество решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными, решать графически систему уравнений, должны понять то, что графический метод не самый эффективный метод решения систем уравнений и то, что полученные решения обязательно нужно подвергнуть проверке. Электронные образовательные ресурсы: https://resh.edu.ru/ https://prosv.ru/pages/pisa-bank_zadaniy.html https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Аглебра. 7 класс, автор Ю.Н. Макарычев; - М.: Просвещение, 2020», модели координатной плоскости на каждый стол |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Основное содержание данной темы курса связано с рассмотрение линейного уравнения и решением систем линейных уравнений при построении графиков. Интересной особенностью данной темы является акцентирование внимании на блоке вопросов, по сути относящихся к аналитической геометрии. Рассмотрим уравнение прямой в различных формах, уделим внимание уравнению вида у = kx + b и сформулируем условие параллельности прямых (условие перпендикулярности прямых). Т.о. сформированный аналитический аппарат применяется к решению задач геометрического содержания (например, составление уравнения прямой, проходящей через две данные точки; прямой, параллельной данной и проходящей через данную точку, и пр.). |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Проверка усвоения материала. Выполните тест. 1.Найдите решение системы уравнений:
А) (-7;1) Б) (7;1); В) (7;-1); С) (-7;-1). 2.Составьте систему уравнений по условию: Одно из чисел на 2 больше другого. Утроенное первое число равно удвоенному второму. А) ; Б) ; В) ; Г) . 3.Какая из точек является решением данной системы уравнений
А) (1;3); Б) (-1;3); В) (-1;-3); С)(1;-3)? (Ответы: 1.Б; 2.Г; 3 А) |
Этап 1.3. Целеполагание |
Цели: Решать системы линейных уравнений с двумя переменными графическим методом. Алгоритм решения систем уравнений графическим способом |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
- Объяснение нового материала.
Система имеет вид: (1) где x и y – неизвестные, a1, a2, b1, b2, c1, c2 – некоторые числа. Если из каждого уравнения выразить переменную у, то систему (1) можно записать в следующем виде: (2) Где k1, k2, d1, d2 – некоторые числа. В зависимости от расположения прямых, соответствующих каждому уравнению системы, возможны три варианта при её решении. - Если угловые коэффициенты прямых различны или k1 k2, то они пересекаются в одной точке, следовательно – система имеет единственное решение.
- Если угловые коэффициенты прямых одинаковы, а точки пересечения с осью ОУ различны или k1 = k2 и d1 d2, то прямые параллельны, следовательно – система не имеет решений.
- Если уравнения прямых одинаковы или k1 = k2 и d1 = d2, то их графики совпадают, следовательно – система имеет бесконечно много решений.
- Формирование умений и навыков.
- Решите графически систему уравнений
- №1062
- №1064 (а)
- Подберите, если возможно, такое значение k, при котором данная система имеет единственное решение – изобразите решение графически; не имеет решений; имеет бесконечное множество решений.
а) б) в)
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
- Актуализация знаний. Фронтальная работа
Что значит решить систему уравнений? Алгоритм решения систем уравнений графическим способом
- Решение уравнений с двумя переменными тесно связано с линейной функцией. Из уравнения
5х-2у=6 выразите переменную у. - Что означает коэффициент 2,5 в этой формуле?
- Что означает число -3 в этой формуле?
2. Работа по презентации. Составьте уравнения прямых (см. презентация «Графики функций».) 3. Дана система уравнений , является ли пара чисел (1;1) решением этой системы?
- Решить систему уравнений - это значит найти все её решения или доказать, что решений нет. *записать уравнения в виде линейных функций; *составить таблицу значений; *построить графики функций; -если прямые пересекаются, то система уравнений имеет единственное решение, которое следует подвергнуть обязательной проверке; -если прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений; -если прямые параллельны, то система решений не имеет
Анализ: функция имеет вид у=2,5х-3; угол наклона прямой с положительным направлением оси ОХ будет острым; точка пересечения прямой с осью ОУ: х = 0; проверим пару чисел подстановкой в систему - да, данная пара чисел является решением системы. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
- Обобщение и систематизация знаний
Работа в парах. Решите следующую систему уравнений: Результат решения нужно оформить на модели координатной доски, которая есть на каждом столе.
Направляю размышления учеников, к осознанию того, что ещё недостаточно тех знаний, которые имеются на данном этапе. На последующих уроках мы будем изучать ещё другие методы решения систем линейных уравнений, которые позволят ответить на вопрос: имеет ли система линейных уравнений решение или нет, и если имеет, то эти решения будут выражаться конкретными числами- это могут быть не только целые, но и любые рациональные числа.
Учащиеся работают в парах. Через некоторое время возникает проблема: точка пересечения двух графиков линейных функций неточная т.е. решения не являются целыми числами. Часть учащихся начинают подвергать сомнению свои решения. В ходе обсуждения выясняем, что графический метод решения систем линейных уравнений не является совершенным методом. Он эффективен в тех случаях, когда требуется определить количество решений системы.
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Какие физические процессы можно описать с помощью линейной функции?
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
- При каком значении x значения выражений и равны?
- Решите систему уравнений
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Задача. Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 10 см и 25 см. Сколько потребуется таких дощечек? |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Используя графический способ, найдите число решений системы уравнений: |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Контрольные вопросы: - Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
- Что значит решить систему уравнений?
- Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя переменными?
- Напишите общий вид системы линейных уравнений с двумя переменными.
- Напишите условие единственности решения системы уравнений.
- Напишите условие несовместимости системы уравнений.
- Напишите условие неопределенности системы уравнений.
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Предлагается учащимся: - заполнить таблицу, поставив в соответствующей графе «+» или «-». - подсчитать в столбце «ДА» количество выставленных «+». - оценить свою работу на уроке: 10-9 – «5» 8-7 – «4» 6-5 – «3» Меньше 5 – «2» Кто оценил свою работу на «5», на «4»? Я знаю: | Да | Не очень хорошо | Не знаю | способы решения систем уравнений с двумя переменными |
|
|
| алгоритм решения способом подстановки |
|
|
| алгоритм решения способом сложения |
|
|
| алгоритм решения графическим способом |
|
|
| Я умею: |
|
|
| определять «удобный» способ решения системы уравнений |
|
|
| находить количество решений системы по графику функций |
|
|
| выражать одну переменную через другую |
|
|
| решать систему уравнений способом подстановки |
|
|
| решать систему уравнений способом сложения |
|
|
|
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Я. А. Каменский Учитель: Вернёмся к цели нашего урока: научиться решать системы линейных уравнений с двумя переменными графическим методом. Удалось нам достичь поставленную цель? Что на уроке у вас хорошо получалось? С какими трудностями вы столкнулись, и над чем надо продолжать работать? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
№1059, №1060(б, в), №1064 Используйте алгоритм решения систем уравнений. В №1060 решение каждой из систем уравнений нужно изобразить на отдельной координатной плоскости. |