разработка урока интегрированного урока по математике и финансовой грамотности
план-конспект урока по алгебре (6 класс)

Валентина Бадмаевна Будажапова

разработка урока  интегрированного урока по математике и финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по финансовой грамотности и математике на тему: «Способы приумножения семейного бюджета»

Цель урока: познакомить со способами рационального использования доходов и расходов семьи.

Задачи урока: познакомить с понятиями: доходы, расходы, накопления, сбережения  и семейный бюджет;

- объяснить, какими способами можно накапливать денежные средства;

- подойти к пониманию эффективности накопления денег.

Предварительная подготовка: дать отдельным группам обучающихся задание найти самостоятельно определение понятий доходы, расходы, семейный бюджет.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, индивидуальные карты урока.

Ход урока

Орг.момент: просмотреть все ли готовы к уроку 1 мин.

Учитель обществознания: Давайте подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения на сегодняшний день.

Учитель математики: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, т.к. это урок двух предметов – финансовой грамотности и математики, работать вам предстоит в группах.

Поэтому нам необходимо руководствоваться правилами:

•        Работать чётко по инструкции учителей;

•        В группе каждый отвечает за свою работу;

•        Оценка за урок будет поставлена с учетом уже проделанной работы, а также активности и включенности в работу на данном занятии.

В ходе урока вы будете выполнять различные задания на развитие вычислительных навыков, при решении которых вы будете применять свои ёёумения выполнения различных арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление)

Мотивационный момент: ребята смотрят фрагмент мультфильма «Три кота».

Учитель Ф.Г. задает вопрос: какая проблема стоит  перед котятами? Чем она вызвана? Может ли с такой проблемой столкнуться ваша семья? Нехватка денег. Как ее можно решить? Откуда семья получает деньги? 3 мин

Определение темы урока: Способы приумножения семейного бюджета.

Переход к изучению нового материала: 

Учитель М. Давайте попробуем создать три гипотетические семьи: Ивановых, Петровых и Сидоровых.  Выберите в каждой из них главу семьи. 1 мин

Постановка цели урока: 

Учитель Ф.Г.: Каждая из семей решила следующим летом отправиться на море. Но у каждой из них разные представления о таком отдыхе.

Одна  семья предпочитает отдыхать в отеле с бассейном, где все включено. Такой отдых стоит дорого, поэтому на него им надо накопить 102.000 руб.

Вторая семья – предпочитает  отдых в недорогом отеле, питаясь самостоятельно в городе, но много тратит денег на экскурсии. Поэтому их поездка будет стоить 87.000 руб.

Третья семья – предпочитает отдохнуть в недорогом кемпинге, с собственной палаткой и машиной, поэтому их отдых обойдется относительно недорого – 56.000 руб.

Все суммы записываются на доске.

Учитель ФГ: Давайте определим, какой отдых предпочитает именно ваша семья путем жребия. 2 мин.

Изучение нового материала

Учитель ФГ: Каждая из семей получила опережающее задание. Давайте познакомим с ним остальных учащихся. Главы семей проверьте, все ли выполнили задание? Проставьте всем в индивидуальные карты плюсы. Ребята дают понятия. Если необходимо, учитель корректирует ответы. 2 мин.

Первичное закрепление материала

Учитель ФГ: А теперь, давайте закрепим наши знания, распределив доходы и расходы семьи, по веткам нашего символического дерева семейного бюджета.

Доходы семьи

Заработная плата

Пособие по уходу за ребенком

Пенсия

Стипендия

Арендная плата за сдаваемую дачу

Проценты от сбережений в банке

Дивиденды от акций  компании «Газпром»

Расходы семьи

Коммунальные платежи

Обучение детей в танцевальной секции

Покупка продуктов питания

Приобретение одежды

Покупка лекарств

Выплата по кредиту в банке

Проезд в общественном транспорте

Обслуживание автомобиля

Развлечения в детском парке аттракционов

Поход в ресторан

Команды в течение одной минуты расклеивают доходы и расходы по разным сторонам от дерева.

Учитель ФГ: Давайте проверим результаты. Семья – покажите, давайте сверим со слайдом. Три семьи по очереди показывают результаты. 2 мин.

Учитель Математики: А теперь давайте просчитаем: сначала сумму доходов, затем – столбик расходов, а потом вычислим оставшиеся деньги в каждой семье. Задание выполняется индивидуально, на листах. На выполнение дается две минуты. По прошествии времени, каждый член семьи проверяет итог с ответом, выведенным на слайд. Глава семьи выставляет плюсы за правильные ответы в индивидуальные  карты.

Учитель Математики: Итак, мы познакомились с вашими семейными бюджетами.  Глава семьи, запишите, пожалуйста, в каждой ячейке вашего общего дерева конкретные цифры доходов и расходов семьи, а также, что они могут оставить по итогам месяца для накопления на поездку в графу остаток для накопления. 4 мин.

Физкультминутка – учитель ФГ объявляет физкультминутку 1 мин.

Учитель ФГ: Мы немножко размялись. Давайте вспомним, какова наша цель? Накопить на отдых на море.

Учитель ФГ: Отлично, давайте посмотрим на ваше дерево, чему равнялся ваш остаток для накопления. Глава семьи - озвучьте его нам. А теперь каждая из ваших семей будет решать, какой же способ приумножения окажется наиболее прибыльным.

Учитель Математики: 1-й способ. Все три семьи решили откладывать свои сбережения дома. Сколько каждая из семей накопит денежных средств за полгода, храня их дома?

Ответы: От 15.800 – 94.800; От 15.300 – 91.800; От 14.700 – 88.200

Учитель Математики: Члены семьи проверяют, а глава семьи в индивидуальном листе отмечает плюсы за верный ответ.

Глава семьи впишите получившуюся сумму под вашим деревом в ячейку для 1-го способа накопления.

Учитель Математики: Накопив эту сумму, ваша семья испугалась, что путевки могут подорожать и им не хватит накоплений, если они будут продолжать использовать 1-й способ. Коллеги по работе предложили положить уже накопленную за 6 месяцев сумму в банк, а соседи – вложиться в приобретение валюты. Давайте посмотрим, какой вариант окажется более выгодным.

Задачи:

 Учитель Математики: 2-й способ. Накопленную сумму вы разместили в банке с доходностью 19 % (т.е. 19% от вложенной суммы). Посчитайте получившуюся сумму.

Ответы: От 94.800 + 18.012 = 112812;

От 91.800 + 17442 = 109242;

От 88.200 + 16758 = 104958

Глава семьи впишите получившуюся сумму в ячейку для 2-го способа накопления

Учитель Математики: Можно попробовать накапливать 3-м способом: на накопленную сумму вы приобрели валюту. В результате курс валюты увеличился в 1,2 раза. Посчитайте, какую выгоду вы получили от вложения в валюту?

Ответы: От 94.800 *1,2 = 113760;

От 91.800 *1,2 = 110160;

От 88.200 *1,2 = 105840.

Глава семьи впишите получившуюся сумму в ячейку для 3-го способа накопления

Учитель Математики: Посмотрите верные ответы. Проверьте. Глава семьи проставьте плюсы в индивидуальный лист.

Учитель Математики: Итак, вы выписали под свое дерево в каждую ячейку суммы полученные вашими семьями от 1-го, 2-го и 3-го способа накоплений. Сравните их. Какой из способов накопления дал вам наибольшую выгоду?  Сравните накопленную сумму и стоимость вашей поездки. Хватит ли средств, накопленных за год, для осуществления вашей цели? Каждая команда отвечает по очереди.

Подводятся итоги. 

Учитель ФГ просит главу семьи подсчитать количество плюсов и поставить оценку в соответствии с критериями. 6-5 плюсов – оценка 5, 4 плюса – оценка 4, 3 - 2 плюса – оценка 3.

Рефлексия

 Учитель ФГ: Давайте подведем итоги нашего урока. Как вы считаете, была ли эта информация полезной для Вас? Была ли ваша работа в команде успешной, полезной для общего блага?

Сегодня мы с вами многое успели.

Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

– Всем спасибо за работу на уроке!

Семейного и финансового благополучия вам!!

Домашнее задание:

Составьте план вашего семейного бюджета на неделю, подсчитав доходы и расходы.


Доходы семьи

Заработная плата папы – 57.893

Пособие по уходу за ребенком – 12.870

Пенсия 18.659

Арендная плата за сдаваемую дачу – 10.900

Итого: 100.322

Расходы семьи

Коммунальные платежи – 7.601

Покупка продуктов питания – 29.843

Приобретение одежды – 17.567

Проезд в общественном транспорте – 3.511

Развлечения – 8.000

Разное – 18.000

Итого: 84.522

Остаток: 15.800

Доходы семьи

Заработная плата папы – 77.853

Пенсия - 13.659

Стипендия – 9.872

Дивиденды от акций  компании «Газпром» - 4.612

Итого: 105.996

Расходы семьи

Коммунальные платежи – 10.601

Обучение детей в танцевальной секции – 4.000

Покупка продуктов питания – 32.843

Покупка лекарств – 12.303

Обслуживание автомобиля – 5.322

Разное - 25.567

Итого: 90636

Остаток: 15.300

Доходы семьи

Заработная плата папы – 47.893

Доход от бизнеса мамы – 22.873

Пенсия 18.659

Арендная плата за сдаваемую квартиру – 12.900

Итого: 102.325

Расходы семьи

Коммунальные платежи – 8.601

Покупка продуктов питания – 29.845

Приобретение одежды – 17.567

Проезд в общественном транспорте – 3.506

Развлечения – 13.000

Разное – 15.106

Итого: 87.625

Остаток:14.700


Семейный бюджет

Доходы                                                                        Расходы

C:\Users\Admin\Desktop\контуры-дерева-для-поделок-на-летнюю-и-весеннюю-тему-8053.jpg

Сумма доходов                                                Сумма расходов

(__________________)                                (____________________)

Остаток для накопления

(_____________________)

Сумма, накопленная за 6 месяцев

(_____________________)

   1-й способ                           2-й способ                           3-й способ

(____________)                (____________)                (____________)


Индивидуальная карта обучающегося

Часть урока

Отметка о выполнении

1.

Работа по вопросам по мультфильму

2.

Опережающее задание

3.

Задание на счет

4.

Задача по 1-му способу

5.

Задача по 2-му и 3-му способу

Индивидуальная карта обучающегося

Часть урока

Отметка о выполнении

1.

Работа по вопросам по мультфильму

2.

Опережающее задание

3.

Задание на счет

4.

Задача по 1-му способу

5.

Задача по 2-му и 3-му способу

Индивидуальная карта обучающегося

Часть урока

Отметка о выполнении

1.

Работа по вопросам по мультфильму

2.

Опережающее задание

3.

Задание на счет

4.

Задача по 1-му способу

5.

Задача по 2-му и 3-му способу

Индивидуальная карта обучающегося

Часть урока

Отметка о выполнении

1.

Работа по вопросам по мультфильму

2.

Опережающее задание

3.

Задание на счет

4.

Задача по 1-му способу

5.

Задача по 2-му и 3-му способу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка метапредметного урока по математике и физике по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе

Разработка метапредметного урокапо математике и физикепо теме «Производная в математике и физике» в 11 классе( с использованием метапредметных образовательных технологий )...

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс...

Конспект открытого урока-викторины по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"

Интегрированный урок-викторина по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"....

Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл

Технологическая карта урока  по  предмету Основы Финансовой грамотности  тема урока «Кредит» 8 кл...

Технологическая карта урока по теме "Проценты" (финансовая грамотность)

Урок повторения, позволит повторить учебный материал в нестандартной форме:рассчитать бюджет семьи для отдыха...

Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы....