Элективный курс «Практикум решения математических задач» 11 класс
рабочая программа по алгебре (11 класс)
Программа элективного курса «Практикум решения математических задач» предлагается для изучения в 11 классе и рассчитана на 66 часов.
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 135.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ – ГИМНАЗИЯ №1 им. Ю. А. Гагарина г. Клинцы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум решения
математических задач»
11 класс
Буртылева Т. В.
учитель математики
гимназии №1
им. Ю.А. Гагарина
2022 год
г. Клинцы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Базовые основы математических
знаний и умений » предлагается для изучения в 11 классе и рассчитана на 66 часов.
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Цели курса:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
- познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
- развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач.
Структура курса представляет собой 9 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме
Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
- применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля.
В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств.
В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности.
Задания 1 блока (14 ч.):
1) общие подходы к решению текстовых задач
2) логика текстовых задач: задачи на движение, на проценты и на сложные проценты, на десятичную форму записи числа, на смеси и сплавы, практикоориентированные задачи
Задания 2 блока (2 ч.):
Работа с графиками, схемами, таблицами
Задания 3 блока (12 ч)
1) геометрические конфигурации, наиболее часто встречающиеся в задачах школьного курса: касающиеся окружности, пересекающиеся окружности, вписанные и описанные окружности 2) способы нахождения различных элементов геометрических фигур – медиан, высот, биссектрис треугольника, радиусов вписанных и описанных окружностей 3) методы решения геометрических задач – метод площадей, метод вспомогательной окружности, удвоение медианы
Задания 4 блока (4 ч.):
1) виды числовых и алгебраических выражений
2) значение числового и алгебраического выражения
3) способы упрощения числовых и алгебраических выражений
Задания 5 блока (13 ч.):
1) линейные и квадратные уравнения
2) дробно-рациональные уравнения
3) иррациональные уравнения
4) тригонометрические уравнения
5) показательные уравнения
6) логарифмические уравнения
7) уравнения с модулем
Задания 6 блока (4 ч.):
1) рациональные неравенства
2) иррациональные неравенства
3) тригонометрические неравенства
4) показательные неравенства
5) логарифмические неравенства
6) комбинированные неравенства
7) неравенства с модулем
Задания 7 блока (3 ч.):
1) Простейшие уравнения и неравенства с параметром
2) Простейшие задачи с модулем
Задания 8 блока (5 ч.):
1) Область определения и множество значений функции
2) Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции
3) Наибольшее (наименьшее) значение функции
4) Ограниченность, сохранение знака функции
5) Связь между свойствами функции и её графиком
6) Значения функции
Задания 9 блока (9 ч.):
1) Расстояние от точки до прямой; от точки до плоскости; между прямыми; между прямой и плоскостью; между плоскостями
2) Сечение многогранников
3) Тела и поверхности вращения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Форма контроля | ||
лекция | практика | контроль | |||
Решение текстовых задач | 14 | ||||
1 | Общие подходы к решению текстовых задач | 0,5 | 0,5 | ||
2 | Логика текстовых задач | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Решение текстовых задач на движение | 1 | |||
4 | Решение текстовых задач на движение. Закрепление | 1 | |||
5 | Решение задач на проценты | 1 | |||
6 | Решение задач на проценты. Закрепление | 1 | |||
7 | Решение задач на сложные проценты | 1 | |||
8 | Решение задач на сложные проценты. Закрепление | 1 | |||
9 | Решение задач на десятичную форму записи числа | 1 | |||
10 | Решение задач на десятичную форму записи числа. Закрепление | 1 | |||
11 | Решение задач на смеси и сплавы | 1 | |||
12 | Решение задач на смеси и сплавы. Закрепление | 1 | |||
13 | Практикоориентированные задачи | 1 | |||
14 | Решение текстовых задач. Закрепление | тест | |||
Элементарные графики и статистическая обработка информации | 2 | ||||
15 | Работа с графиками | 1 | |||
16 | Работа со схемами и таблицами | 1 | тест | ||
Геометрия. Планиметрия | 12 | ||||
17 | Касающиеся окружности | 1 | |||
18 | Пересекающиеся окружности | 1 | |||
19 | Вписанные окружности | 1 | |||
20 | Описанные окружности | 1 | |||
21 | Способы нахождения медиан геометрических фигур | 1 | |||
22 | Способы нахождения высот геометрических фигур | 1 | |||
23 | Способы нахождения биссектрис треугольника | 1 | |||
24 | Способы нахождения радиусов вписанных окружностей | 1 | |||
25 | Способы нахождения радиусов описанных окружностей | 1 | |||
26 | Методы решения геометрических задач. Метод площадей | 1 | |||
27 | Методы решения геометрических задач. Метод вспомогательной окружности | 1 | |||
28 | Методы решения геометрических задач. Метод удвоения медианы | тест | |||
Числовые и алгебраические выражения | 4 | ||||
29 | Виды числовых и алгебраических выражений | 1 | |||
30 | Значение числового и алгебраического выражения | 1 | |||
31 | Способы упрощения числовых выражений | 1 | |||
32 | Способы упрощения алгебраических выражений | 1 | тест | ||
Уравнения и системы уравнений | 13 | ||||
33 | Линейные и квадратные уравнения | 1 | |||
34 | Линейные и квадратные уравнения. Решение систем | 1 | |||
35 | Дробно-рациональные уравнения | 1 | |||
36 | Дробно-рациональные уравнения. Решение систем | 1 | |||
37 | Иррациональные уравнения | 1 | |||
38 | Иррациональные уравнения и системы | 1 | |||
39 | Тригонометрические уравнения | 1 | |||
40 | Тригонометрические уравнения. Решение систем | 1 | |||
41 | Показательные уравнения | 1 | |||
42 | Показательные уравнения и системы | 1 | |||
43 | Логарифмические уравнения | 1 | |||
44 | Логарифмические уравнения и системы | 1 | |||
45 | Уравнения с модулем | 1 | тест | ||
Неравенства | 4 | ||||
46 | Рациональные и иррациональные неравенства | ||||
47 | Тригонометрические неравенства | ||||
48 | Показательные и логарифмические неравенства. Комбинированные неравенств | ||||
49 | Неравенства с модулем | ||||
Задачи с параметром | 3 | ||||
50 | Простейшие уравнения с параметром | 1 | |||
51 | Простейшие неравенства с параметром | 1 | |||
52 | Простейшие задачи с модулем | 1 | тест | ||
Математический анализ | 5 | ||||
53 | Область определения и множество значений функции | ||||
54 | Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции | ||||
55 | Наибольшее (наименьшее) значение функции. Ограниченность, сохранение знака функции | ||||
56 | Связь между свойствами функции и её графиком | ||||
57 | Значения функции | ||||
Геометрия. Стереометрия | 9 | ||||
58 | Расстояние от точки до прямой | 1 | |||
59 | Расстояние от точки до плоскости | 1 | |||
60 | Расстояние между прямыми | 1 | |||
61 | Расстояние между прямой и плоскостью | 1 | |||
62 | Расстояние между плоскостями | 1 | |||
63 | Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью | 1 | |||
64 | Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями | 1 | |||
65 | Тела вращения | 1 | |||
66 | Итоговый урок. Обобщение знаний | 1 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.П. Карп
«Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 – 11 класс» .Москва: «Просвещение» 2009 год.
2. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2019. – 120с
3. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2019. – 120с
4. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2019. – 120с
5. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2019. – 120с
6. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2019. – 120с
7. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2019. – 120с
8. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2019. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2019. – 63,с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
9. ЕГЭ 2019. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2019. – 55, с. (Серия «ЕГЭ 2019. Типовые тестовые задания»)
10. ЕГЭ 2019. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. – М.: Эксмо, 2018. – 80 с. – (ЕГЭ. Тренировочные задания).
11. ЕГЭ – 2019. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2014. – 240 с. – (ЕГЭ-2019. ФИПИ – школе)
12. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"
Элективный курс "Практикум решения задач по информатике"...
Элективный курс "Практикум решения задач по математике"
Программа составлено на основе 1.Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы. Авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мо...
рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"
рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"...
Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач по математике.Подготовка к ЕГЭ.»
Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач п...
Программа элективного курса "Практикум решения задач по физике"
Программа элективного курса "Практикум решения задач пофизике" отражает содержание курса Физика по программе В.А.Касьянова. Программа позволяет более глубоко и осознанно изучать теоретичес...
Рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач по математике"
Данный курс предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 11 классов....
Элективный курс "Практикум решения задач единого экзамена по математике" 10 класс
Настоящая программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дал...