рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_praktikum.el_._9_kl.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖАЮ
методическим советом Директор школы Ю.В. Котенёв
Протокол № ____ от _____2014г Приказ № ______ от ________ 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике
"Математический практикум"
для 9 класса
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Авдашина Елена Викторовна,
учитель математики
2014 г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
- Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
- Примерная программа основного общего образования по математике 2004 г
- Учебный план МБОУ «ИСОШ» на 2014-2015 учебный год
С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ОГЭ) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями.
С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.
В связи с тем, что ЕГЭ по математике с 2009 года является обязательным для всех выпускников школ, Государственная итоговая аттестация за курс основной школы выдержана в идеологии единого подхода к общей математической подготовке обучающихся.
Экзаменационная работа ОГЭ состоит из двух частей.
Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).
Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время на индивидуальных и групповых занятиях.
Обоснование выбора программы
Программа данного курса является развитием системы ранее прио
бретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета.
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.
Цели элективного курса:
подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
- Расширить знания по отдельным темам курса Алгебра 5-9 класс и Геометрия 7-9 класс;
- Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.
Основные методические особенности курса:
- Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
- Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
- Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
- Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
- Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
- Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 30-45 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет обучающимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Место предмета в учебном плане МБОУ «ИСОШ»
Согласно учебному плану МБОУ «ИСОШ» на изучение элективного курса по математике в 9 б классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год
Содержание
Тема 1. Проценты (3 ч)
Решение задач на проценты. Сложный процент.
Тема 2. Числа и выражения. Преобразование выражений (з ч)
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 3. Уравнения (3 ч)
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).
Тема 4. Системы уравнений (3 ч)
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Тема 5. Неравенства (3 ч)
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 6. Функции (3 ч)
Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 7. Текстовые задачи (4 ч)
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем (2 ч)
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром (3 ч)
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 10. Геометрия (4 ч)
Параллельные прямые. Треугольник. Четырехугольник. Окружность.
Тема 11. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ (3 ч)
Решение задач из контрольно измерительных материалов для ОГЭ.
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов | |
1 | Проценты | 3 |
2 | Числа и выражения. Преобразование выражений | 3 |
3 | Уравнения | 3 |
4 | Системы уравнений | 3 |
5 | Неравенства | 3 |
6 | Функции | 3 |
7 | Текстовые задачи | 4 |
8 | Уравнения и неравенства с модулем | 2 |
9 | Уравнения и неравенства с параметром | 3 |
10 | Геометрия | 4 |
11 | Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ | 3 |
Всего | 34 | |
Литература:
- Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010..
- Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2009.
- Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
- ГИА-2010 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010.
- И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2009..
- Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА -2012: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов –на-Дону: Легион-М. 2011.
- Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009.
- Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007..
- Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 79 классы. М.: «Мнемозина», 2004.
- Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009.
- Глазков, Ю.А. ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тестовые задания / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. — М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Минаева, С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2010. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова Т.В. — М.: Издательство «Экзамен», 2010
Требования к уровню подготовки учащихся:
Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, которые усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
знать / понимать
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
уметь
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
- находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы,
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- Знать определение равенства векторов, правила треугольника и параллелограмма, теорему о средней линии трапеции формулу разложения векторов по двум неколлинеарным векторам, формулу длины вектора, формулы координат середины отрезка.
- Уметь выполнять операции над векторами в геометрической форме, применять теорему о средней линии трапеции и изученные формулы к решению задач.
- Знать теорему о площади треугольника, теорему синусов, косинусов, формулу скалярного произведения.
- Уметь решать задачи на применение изученных теорем и формул.
- Знать формулу площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса описанной окружности, формулу длины окружности, площади круга, длины дуги окружности, площади сектора.
- Уметь описывать окружность около любого треугольника и вписывать, строить правильный многоугольник, решать задачи на нахождение длины окружности, площади круга, площади кругового сектора, задачи на вычисление длины дуги окружности.
- Знать понятие движения, параллельного переноса, поворота, осевой и центральной симметрии.
- Уметь с помощью инструментов выполнять параллельный перенос, поворот и решать задачи.
- Знать формулы (основные), теоремы и уметь их применять при решении задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю
34 часа в год.
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов. | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
Проценты | 3 | |||
1-2 | Решение задач на проценты | 2 | ||
3 | Сложный процент | 1 | ||
Числа и выражения. Преобразования выражений | 3 | |||
4 | Свойства арифметического квадратного корня. | 1 | ||
5 | Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. | 1 | ||
6 | Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной | 1 | ||
Уравнения | 3 | |||
7 | Линейные уравнения. | 1 | ||
8 | Квадратные и сводимые к ним | 1 | ||
9 | Уравнения высших степеней | 1 | ||
Системы уравнений | 3 | |||
10-11 | Различные методы решения систем уравнений. | 2 | ||
12 | Применение специальных приёмов при решении систем уравнений | 1 | ||
Неравенства | 3 | |||
13 | Числовые, линейные и квадратные неравенства | 1 | ||
14 | Метод интервалов. | 1 | ||
15 | Системы неравенств. | 1 | ||
Функции | 3 | |||
16 | Функции, их свойства и графики | 1 | ||
17 | Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. | 1 | ||
18 | Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. | 1 | ||
Текстовые задачи | 4 | |||
19 | Задачи на «движение. | 1 | ||
20 | Задачи на «концентрацию». | 1 | ||
21 | Задачи на «смеси и сплавы». | 1 | ||
22 | Задачи на «работу». | 1 | ||
Уравнения и неравенства с модулем | 2 | |||
23 | Уравнения с модулем | 1 | ||
24 | Неравенства с модулем | 1 | ||
Уравнения и неравенства с параметром | 3 | |||
25 | Линейные уравнения с параметрами. | 1 | ||
26 | Квадратные уравнения с параметром. | 1 | ||
27 | Неравенства с параметром. | 1 | ||
Геометрия | 4 | |||
28 | Параллельные прямые | 1 | ||
29 | Треугольник. | 1 | ||
30 | Четырехугольник. | 1 | ||
31 | Окружность. | 1 | ||
Обобщающее повторение. | 3 | |||
32-34 | Решение задач из контрольно измерительных материалов для ОГЭ | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс
В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса
Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач ЕГЭ» 11 класс
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на фо...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихс...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач основных тем курса математики" для 9 класса
Данная рабочая программа элективного курса «Решение задач основных тем курса математики» ориентирована на учащихся 9 классов для подготовки к сдаче ОГЭ....
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по физике» 10 класс
Программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по физике» составлена на основе Примерной программы среднего общего образования. 10-11 классы. Профильный уровен...