Рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач по математике"
календарно-тематическое планирование по математике (11 класс) на тему

Данный курс предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса « Практикум решения задач по математике» Пояснительная записка

Цели курса:

- оказание индивидуальной и систематической помощи по основным разделам математики;

- обучение учащихся некоторым методам и приемам решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики.

Задачи курса:

-  развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;

- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения        математических задач;

- формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;

- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

- развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.

Общая характеристика учебного предмета

Краткая характеристика

Элективный курс «Практикум решения задач по математике» разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Не каждому выпускнику под силу самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный в 7-11 классах. Данный курс поможет устранить пробелы учащегося по тем или иным темам. Тематическое планирование составлено с учетом анализа вариантов ЕГЭ, вследствие чего элективный курс предполагает рассмотрение всех типичных заданий экзамена по данным темам, а также предполагает создание прочной базы для начала работы над более серьёзными заданиями.

Элективный курс поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой. Теоретический материал дается в виде лекции, где разбираются задачи разного уровня сложности. От простых, повторяющих школьную программу задач (таких немного), до сложных задач, решение которых обеспечивает хорошую и отличную оценку на экзаменах. Геометрический материал (используемые свойства фигур, тел и формулы) кратко повторяется на лекции в ходе решения базовых задач по готовым чертежам.

Достаточное время уделяется самостоятельной работе учащихся, при которой учитель может контролировать или же консультировать учащихся. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. При решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно дать возможность самим открыть эти случаи. В другой - учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний.

Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом.

 Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. На изучение элективного курса по математике в 11 классе отводится 34 часа..

Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования.

На изучение элективного курса по математике в 11 классе в вариативной части учебного плана предусмотрено 34 часа  из расчета 1 учебный час в неделю.

Результаты освоения курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Данный элективный курс дает учащимся возможность систематизировать и развить знания по основным разделам математики с целью успешной подготовки к сдаче ЕГЭ. Для этого необходимо, чтобы учащиеся могли :

 - бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни; - рационализировать вычисления;

 - свободно применять свои знания в ходе решения математических и практических задач , а также задач из смежных предметов;

 - использовать формулы, содержащие радикалы, степени, логарифмы, тригонометрические выражения для соответствующих расчетов;

 -преобразовывать формулы, выражая одни входящие в них буквы через другие;

 -строить графики указанных в программе функций, научиться свободно читать графики, а также осознать их роль в изучении явлений реальной действительности, в человеческой практике; - решать уравнения, используя общие приемы (разложение на множители, подстановка и замена переменной, применении функции к обеим частям, тождественные преобразования обеих частей);

 -решать простейшие тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;

 -применять аппарат математического анализа (таблицы производных и первообразных, формулы дифференцирования и правила вычисления первообразных) для нахождения производных, первообразных и простейших определенных интегралов;

 -исследовать элементарные функции с помощью методов математического анализа; вычислять площадь криволинейной трапеции при помощи определенного интеграла;

 -изображать изученные геометрические тела, выделять их на чертежах и моделях; - иллюстрировать чертежом или моделью условие стереометрической задачи;

 -аргументировать рассуждения в ходе решения задач ссылками на данные, изученные в курсе планиметрии и стереометрии;

 -вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), используя изученные формулы, применять эти знания и умения в окружающем мире.

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Форма

лекция

практикум

контроль

  1. Преобразование алгебраических выражений.

        3

0,5

2,5

тест

  1. Функции и графики.

2

0,5

1,5

самостоятельная работа

  1. Решение текстовых задач

4

0,5

3,5

самостоятельная работа

4 . Уравнения и системы уравнений

8

1

7

самостоятельная работа

5. Решение  неравенств

5

1

4

самостоятельная работа

6.  Производная и ее применение. Первообразная.

2

0,5

1,5

тест

 7. Планиметрия

5

1

4

самостоятельная работа

8. Стереометрия

5

1

4

самостоятельная работа

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

Курс состоит   из 8 тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. В начале каждой темы приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце учащимся предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала учащимся даются задания различной трудности. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Календарно – тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Преобразование алгебраических выражений.

3

1.1

Преобразования рациональных выражений. Арифметический квадратный корень и его свойства.

Комбинированный урок

1

1.2

Вычисление значений выражений.

Практикум  

1

1.3

Преобразование логарифмических выражений.

Практикум  

1

Тест

2

Функции и графики.

2

2.1

Понятие функции. График функции.

Комбинированный урок

1

2.2

Преобразования графиков функций

Практикум  

1

Самостоятельная работа

3

Решение текстовых задач

4

3.1

Методы решения текстовых задач. Практико-ориентированные задачи

Комбинированный урок

1

3.2

Задачи на проценты.

Практикум  

1

3.3

Задачи на движение и на работу.

Практикум  

1

3.4

Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.

Практикум  

1

Самостоятельная работа

4

Уравнения и системы уравнений

8

4.1

Уравнения. Решение квадратных и рациональных уравнений.

Комбинированный урок

1

4.2

Тригонометрические уравнения

Практикум  

1

4.3

Иррациональные уравнения

Практикум  

1

4.4

Показательные и логарифмические уравнения

Практикум  

1

4.5

Уравнения, содержащие знак модуля

Практикум  

1

4.6

Нестандартные методы решения различных видов уравнений

Практикум  

1

4.7

Методы решения систем уравнений

Практикум  

1

4.8

Методы решения систем уравнений

Практикум  

1

Самостоятельная работа

5

Решение неравенств.

5

5.1

Рациональные неравенства.

Комбинированный урок

1

5.2

Методы решения показательных, логарифмических и иррациональных неравенств.

Практикум  

1

5.3

Методы решения показательных, логарифмических и иррациональных неравенств.

Практикум  

1

5.4

Использование свойств и графиков функций при решении неравенств.

Практикум  

1

5.5

Использование свойств и графиков функций при решении неравенств.

Практикум  

1

Самостоятельная работа

6

Производная и ее применение. Первообразная

2

6.1

Вычисление производных. Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции. 

Комбинированный урок

1

6.2

Применение производной. Первообразная. Площадь криволинейной трапеции.

Практикум  

1

Тест

7

Планиметрия

5

7.1

Нахождение элементов треугольников. Площадь треугольника.

Комбинированный урок

1

7.2

Четырехугольники и их свойства. Площадь

Практикум  

1

7.3

Окружность. Вписанные окружности. Описанные окружности.

Комбинированный урок

1

7.4

Многоугольники.

Комбинированный урок

1

Самостоятельная работа

7.5

Векторы на плоскости

Практикум  

1

Стереометрия

5

8.1

Прямые и плоскости в пространстве. Перпендикулярность и параллельность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах

Комбинированный урок

1

8.2

Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, куб.

Практикум  

1

8.3

Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, шар и сфера.

Практикум  

1

8.4

Декартовы координаты на плоскости и в пространстве. Понятие вектора.

Практикум  

1

8.5

Площади поверхности и объемы пространственных фигур.

Практикум  

1

Самостоятельная работа

Итого

34

8

Материально – техническое обеспечение

Перечень оборудования

п/п

Перечень оборудования (имеющего в наличии)

Примечание

Библиотечный фонд

(книгопечатная продукция)

1

2

3

4

5

6

7

Стандарт среднего общего образования по предмету математика

Примерная программа общеобразовательного учреждения. Математика, 5-11 классы

Учебники по математике, алгебре, геометрии, рекомендованные Министерством образования и науки РФ

Учебные пособия по математике

Энциклопедии по математике, справочные пособия

 Методические пособия по математике

Информационно-коммуникационные средства

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

8

Мультимедийные обучающие программы и учебники

Технические средства обучения

(ТСО)

9

10

11

12

13

14

15

Мультимедийный компьютер

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Экран (навесной)

Мультимедийный проектор

Сканер

Копировальный аппарат

Учебно – методическое обеспечение

  1. Семенов А.В. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2015. Математика. Учебное пособие. / А. В. Семенов, Л. С. Трепалин, И. П. Ященко, П. И. Захаров; под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. - М.: Интеллект-Центр, 2015. — 88 с.
  2. Математика. Базовый уровень ЕГЭ 2015. Экспресс-подготовка. Все задания и методы их решения. Е.Г.Коннова, Ростов-на-Дону: Легион, 2014г.
  3. ЕГЭ 2013. Математика. Сборник заданий и методических рекомендаций. Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский М.Я. Гаиашвили М: Издательство «Экзамен» 2013
  4. ЕГЭ 2015 Математика.30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2.И.Р.Высоцкий, П.И.Захаров, В.С.Панферов и др.  М: Издательство «Экзамен» 2015
  5. ЕГЭ: 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С «Закрытый сегмент» И.Н.Сергеев, В.С.Панферов. М: Издательство «Экзамен» 2014
  6. Математика. 10-11 классы. Тренажер для подготовки к ЕГЭ: алгебра, планиметрия, стереометрия. Е.Г.Коннова, Ростов-на-Дону: Легион, 2014г
  7. Лаппо Л.Д. ЕГЭ 2015 Математика. Экзаменационные тесты. Базовый уровень. Практикум по выполнению тиовых тестовых заданий ЕГЭ. М: Издательство «Экзамен», 2015 – 64 с.
  8. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач"

Рабочая программа предназначена для учащихся 9-10 классов, для закрепления навыка решения задач различного типа...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса

Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач основных тем курса математики" для 9 класса

Данная рабочая программа элективного курса «Решение задач основных тем курса математики» ориентирована на учащихся 9 классов для подготовки к сдаче ОГЭ....

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по математике»

Рабочая программа элективного курса по математике для 7 класса....

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач по математике в системе подготовки к ЕГЭ"

Рабочая программа элективного курса для 11 класса (базовый и профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2...