РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

светлана николаевна мальцева

Перед педагогическим коллективом Пансиона стоит непростая задача – воспитать не только женщину, будущую мать, хранительницу очага, но и всесторонне развитую, творческую личность, способную реализоваться в современных условиях профессиональной конкуренции, обладающую необходимыми для этого лидерскими качествами и способностями к активной самостоятельной деятельности.

Несмотря на гуманитарный уклон в Пансионе, математика занимает важное место в учебном процессе. Однако изучение математических дисциплин традиционно считается сложным для большинства девочек, с другой –немало воспитанниц выбирают дальнейшую специальность обучения, связанную с этим предметом. Кроме того, именно математика способствует развитию логического и критического мышления, воспитывает организованность и дисциплинированность.

В преподавании математики мы акцент делаем на выборе наиболее эффективных форм и методов обучения, основанных на гендерном подходе.

Многие исследователи выделяют основные аспекты обучения девочек. Эти аспекты мы реализуем при обучении девочек с учетом их физиологических особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Н.Мальцева,

преподаватель математики,

ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц

Министерства обороны Российской Федерации»

РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Современные исследования в области педагогики и психологии доказывают, что успешность обучения во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, выбора наиболее эффективных форм и методов обучения на основе гендерного подхода.

Перед педагогическим коллективом Пансиона стоит непростая задача – воспитать не только женщину, будущую мать, хранительницу очага, но и всесторонне развитую, творческую личность, способную реализоваться в современных условиях профессиональной конкуренции, обладающую необходимыми для этого лидерскими качествами и способностями к активной самостоятельной деятельности.

Несмотря на гуманитарный уклон в Пансионе, математика занимает важное место в учебном процессе. Однако изучение математических дисциплин традиционно считается сложным для большинства девочек, с другой –немало воспитанниц выбирают дальнейшую специальность обучения, связанную с этим предметом. Кроме того, именно математика способствует развитию логического и критического мышления, воспитывает организованность и дисциплинированность.

В преподавании математики мы акцент делаем на выборе наиболее эффективных форм и методов обучения, основанных на гендерном подходе.

Многие исследователи выделяют основные аспекты обучения девочек. Эти аспекты можно сформулировать следующим образом.

  1. Девочки характеризуются индуктивным (от частного к общему) мышлением. Они склонны отталкиваться от конкретных примеров, их часто легко обучать практическим навыкам, например, устной и письменной речи. Девочки легче приводят примеры, чаще начинают с конкретных примеров, а затем строят общую теорию.
  2. При обучении математике девочки воспринимают материал быстрее, когда материал из абстрактного мира знаков и символов, записанных на доске, переносится в реальный мир.
  3. Девочки предпочитают формировать понятия с помощью простого, обиходного языка, насыщенного конкретными деталями.
  4. Девочки слышат большую часть сказанного и легче запоминают многочисленные детали.
  5. В процессе обучения девочкам не требуется много двигаться.
  6. Девочки, которых мало спрашивают на уроках, которые не на виду на уроке, с меньшей долей вероятности будут плохо учиться.
  7. Девочки предпочитают письменные тексты символике, любят картинки.
  8. Девочки лучше справляются со скукой при обучении и во всех других аспектах образования, что оказывает огромное влияние на все его стороны.
  9. Девочкам требуется меньше места в пространстве (за партой), чем мальчикам.
  10.  Девочки выигрывают от работы в команде и групповой работы, стремятся создать более свободные объединения.

Преподаватели математики в Пансионе стараются организовывать каждый урок, в той или иной степени учитывая эти психофизиологические особенности.

Например, известно, что девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Исходя из этого, используем систему ключевых задач. Это помогает воспитанницам перейти на новый, более сложный уровень.

Считаем на уроках математики целесообразно использование парной работы (статические и динамические разноуровневые пары). Работа в парах способствует формированию умения вести диалог, развитию навыков взаимоконтроля. При этом у девочек воспитываются так необходимые женщине чувство заботы о ближнем, ответственность, чувство долга.

Кроме работы в парах, на уроках математики широко используется групповая работа, где основной задачей становится воспитание взаимопомощи, а не поощрение состязания и соперничества.

        Мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию. Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив его, сразу готовы действовать. А девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Язык символов им необходимо перевести на простой, обиходный язык, насыщенный примерами и аналогиями. Поэтому при изучении нового материала  преподаватели стараются использовать как можно больше примеров и сравнений, доступных для понимания воспитанниц, и только после этого переходить на строгий язык математических терминов.

Девочки более усидчивы, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют за преподавателем. При этом важное значение имеют атмосфера урока, его содержательная и методическая наполненность, выбор оптимального темпа урока, приемлемого именно для девочек, дифференциация задач по сложности и содержанию, организация фронтальной работы с включением игровых моментов. Организация урока с учетом всех этих моментов способствует не только овладению конкретными знаниями и умениями, но и пробуждению искреннего интереса к предмету и формированию творческого сознания.

Девочки   более эмоциональны, тоньше чувствуют. Девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Это необходимо использовать при работе с воспитанницами, которым математика дается сложно. Для таких воспитанниц организованы индивидуальные консультации, проводятся индивидуальные занятия во время каникул. Для воспитанниц, проявляющих интерес к изучению математических дисциплин, проводятся элективные и факультативные курсы.

Девочки предпочитают работать с текстами и хуже, чем мальчики, читают схемы и карты. При работе с текстами преподаватели математики, используя элементы технологии развития критического мышления, формируют навыки работы с информацией, структурируя данные в виде таблиц, схем, графиков. Это помогает воспитанницам визуализировать и лучше воспринимать изучаемый материал.

Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Поэтому наиболее сложный материал приходится на начало урока, после непродолжительного этапа актуализации знаний. Закрепление осуществляется поэтапно с многократными повторениями основных вопросов, записью в тетрадь алгоритмов решения. При этом перед выполнением индивидуальной работы любой сложности очень важно подбодрить воспитанницу: «Мы это делали. Ты все знаешь. Ты справишься».

Девочки эффективнее выполняют не новые, а типовые, шаблонные задания. Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности дается им  труднее. Тем не менее, эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать. Девочки способны к поиску. Для развития на уроках математики этой способности преподаватели используют технологию проблемного обучения при изучении нового материала, вовлекая в обсуждение той или иной проблемы всех воспитанниц на доступном уровне.

Анализ результатов обучения воспитанниц математике показывает, что обучение, основанное на гендерном подходе, позволяет им достигать более высокого уровня развития и, при условии систематического контроля за результатами каждой воспитанницы, формирует у них положительную познавательную мотивацию и способствует повышению уровня знаний, умений и навыков, что подтверждается успешной сдачей воспитанницами итоговой аттестации по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики

В данной презентации показаны некоторые  приемы для реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики...

Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете....

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Доклад "Реализация системно- деятельностного подхода на уроках математики"

Доклад по теме "Реализация системно- деятельностного подхода на уроках математики"...