Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"
материал по математике на тему
Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»
Единственный путь, ведущий к знанию,
- это деятельность.
Б.Шоу.
Cлайд 1 Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, направленный на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
По- другому,отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
И мы с вами, уважаемые коллеги, будем учить наших учеников реальным видам деятельности. Мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.
Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
- Умения организовать свою деятельность;
- Умения результативно мыслить;
- Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Слайд 5
Знания обучающихся - результат их собственных поисков.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Слайд 6
Задачи урока с применением системно- деятельностного подхода
- Обучающие: изменение мотивации всех участников-субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
- Развивающие: способствовать овладению культурой ведения дискуссии, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
- Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.
Итак, ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,
“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
На примере данного стихотворения можно сопоставить традиционный и современный урок.
Слайд 7
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения)
Традиционный урок | Урок современного типа |
Ученик выучил - пересказал | 1. Мотивация к учебной деятельности Настрой учащихся на работу. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые им пригодятся на уроке. |
2. Сообщение темы и цели учителем. | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания. |
3. Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. |
4. Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). |
5. Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы. | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
6. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию. | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
7. Оценка деятельности. Осуществляет учитель за работу на уроке. | Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). |
8. Итог урока. Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили. | Проводится рефлексия. |
Сегодня я попытаюсь продемонстрировать один из приёмов использования системно-деятельностного подхода на этапе закрепления знаний.
Слайд 8
Образуем 2 команды: « Радуга» и «Солнышко». Для этого раздаются картинки, но ученики не видят что на них изображено.
Какое у нас сейчас время года?
Слайд 9,10
“Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!!” (Посмотрим друг на друга и улыбнёмся)
Давайте с вами «окунёмся» в детство. Каждый из вас, наверняка, любил в детстве рисовать весеннюю поляну. Вот и сегодня нам предстоит создать шедевр, только рисовать мы не будем, а будем «зарабатывать» отдельные фрагменты. А вот количество сколько будет фрагментов- зависит только от вас.
Задание 1 Анаграмма. Слайд11
Слайд 12
Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
РИГФАК, ВАРТАДК ( график, квадрат)
АВИНУРЕНЕ, КОЧТА ( уравнение, точка)
Слайд 13
Физкультминутка
Поднимем себе настроение.
1 – хлопок в ладоши,
2- хлопок одной руки в ладоши соседа и улыбнулись друг другу,
3-4 – хлопок в ладоши,
5-6- хлопок двумя руками в ладоши соседа и улыбнулись друг другу. Подняли настроение?
Задание 2. Занимательные задачи. Слайд 14,15
- У первого петуха было 15 жён, а у второго – в 3 раза больше. На сколько жён больше, чем у первого петуха, стало у второго, после того, как первый женился ещё на трёх курицах? (27)
2) В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой – только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах? (2)
Слайд 16
3) Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил – в три раза больше. Трёх тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушли к соседям навсегда? (12)
4) В комнате веселилось 47 мух. Дядя Гоша открыл форточку, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате? (42)
На «смекалку» Слайд 17
5) На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? ( на мокрое)
6) Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка)
7) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)
8) Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?
( нисколько)
Задание 3 Ребус.
Слайд 18
Каждая команда получает ребус.
Слайд 19
( теорема)
(отрезок)
Задание 4. Составь кроссворд.
Слайд 20
Составить кроссворд из математических терминов. (отрезок, сложение, степень, логарифм). Время-2 минуты, оценивается количество терминов, вариативность использования.
Задание 5. Пантомима Слайд 21
Изобразить двоечника у доски. (когда участник команды выступает, участник из другой команды – за дверью)
(Оцениваем по аплодисментам.)
Задание 6. Творческое. Слайд 22
Последним заданием представим результат нашей работы .
Всех участников команд приглашаю выйти и украсить весеннюю поляну.
А теперь давайте подведём результат нашей работы. ( по аплодисментам) Итак, победила команда….( дружба)
Свое выступление мне хочется закончить притчей.
Жил – был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги. ( под музыку).
Рефлексия. Слайд 23
Положительным моментом в данном мастер-классе считаю……
Планируете ли вы использовать полученные знания при проведении занятий с учащимися?
Выскажите, пожалуйста, свое мнение о мастер-классе
Всем огромное спасибо за участие, за сотрудничество. Слайд 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»
На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или темы, т.к. такие уроки...
Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»
Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...
Мастер - класс. Диагностико – технологическое управление процессом обучения на уроках математики
Обучение на уроках математики необходимо начинасть с отработки вычислительных навыков...
Мастер-класс по теме "Актуализация экологического компонента на уроках математики"
цель Це Цель моего мастер-класса : заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента н...
Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...
Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...
Мастер-класс по теме: "Системно-деятельностный подход к обучению как основа стандартов второго поколения"
Обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках русского языка....