Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"
материал по математике на тему

Колесник Светлана Ивановна

Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Реализация системно-деятельностного подхода  на уроках математики»

Единственный путь, ведущий к знанию,

- это деятельность.

 Б.Шоу.

             Cлайд 1            Слайд 2        Слайд 3

Слайд 4

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения, направленный на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.

По- другому,отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

И мы с вами, уважаемые коллеги, будем учить наших учеников реальным видам деятельности. Мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.

Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:

  • Умения организовать свою деятельность;
  • Умения результативно мыслить;
  • Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Слайд 5

 

Знания обучающихся - результат их собственных поисков.

 Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Слайд 6

Задачи урока с применением системно- деятельностного подхода

  • Обучающие: изменение мотивации всех участников-субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
  • Развивающие: способствовать овладению культурой ведения дискуссии, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
  • Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.

Итак, ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация.  Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность  что-либо понять.

Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,

“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует  их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

На примере данного стихотворения  можно сопоставить традиционный и современный урок.

Слайд 7

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС  второго поколения)

Традиционный урок

Урок современного типа

  1. Проверка д/з

Ученик выучил - пересказал

1. Мотивация к учебной деятельности

Настрой учащихся на работу.

2.Ученики сами вспоминают знания, которые им пригодятся на уроке.

2. Сообщение темы и цели учителем.

 Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

3. Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели.

4. Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

5. Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы.

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

6. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

7. Оценка деятельности.

Осуществляет учитель за работу на уроке.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

8. Итог урока.

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Сегодня я попытаюсь продемонстрировать один из приёмов использования системно-деятельностного подхода  на этапе закрепления знаний.

  Слайд 8

Образуем 2 команды: « Радуга» и «Солнышко». Для этого раздаются картинки, но ученики не видят что на них изображено.

  Какое у нас сейчас время года?

                                                                              Слайд 9,10

   

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
!”           (Посмотрим друг на друга и улыбнёмся)

Давайте с вами «окунёмся» в детство. Каждый из вас, наверняка, любил в детстве рисовать весеннюю поляну. Вот и сегодня нам предстоит создать шедевр, только рисовать мы не будем, а будем «зарабатывать» отдельные фрагменты. А вот количество сколько будет  фрагментов- зависит только от вас.

Задание 1  Анаграмма.  Слайд11

                                                                          Слайд 12

Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.

РИГФАК, ВАРТАДК           ( график, квадрат)

АВИНУРЕНЕ, КОЧТА        ( уравнение, точка)

Слайд 13

Физкультминутка

Поднимем себе настроение.

1 – хлопок в ладоши,

 2- хлопок одной руки в ладоши соседа и улыбнулись друг другу,

 3-4 – хлопок в ладоши,

5-6- хлопок двумя руками в ладоши соседа и улыбнулись друг другу. Подняли настроение?

Задание 2.    Занимательные задачи.                      Слайд 14,15

  1. У первого петуха было 15 жён, а у второго – в 3 раза больше. На сколько жён больше, чем у первого петуха, стало у второго, после того, как первый женился ещё на трёх курицах?                                               (27)

2) В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой – только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах?                                                                     (2)

                                                                Слайд 16

3) Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил – в три раза больше. Трёх тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушли к соседям навсегда?                                                        (12)

4)  В комнате веселилось 47 мух. Дядя Гоша открыл форточку, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате?                                                                         (42)

На «смекалку»     Слайд 17

                                               

5) На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?                                                                  ( на мокрое)

6) Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это?                                         (вилка)

7) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?                 (1)

8) Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?

                                                                             ( нисколько)

Задание 3 Ребус.

                                          Слайд 18

Каждая команда получает ребус.

                                                               Слайд 19

        ( теорема)

         (отрезок)

Задание 4.     Составь кроссворд.

Слайд 20

Составить кроссворд из математических терминов. (отрезок, сложение, степень, логарифм). Время-2 минуты, оценивается количество терминов, вариативность использования.

Задание 5.          Пантомима               Слайд 21

Изобразить двоечника у доски.   (когда участник команды выступает, участник из другой команды – за дверью)

(Оцениваем по аплодисментам.)

Задание 6.           Творческое.                               Слайд 22

Последним заданием представим результат нашей работы .

Всех участников команд приглашаю выйти и украсить весеннюю поляну.

А теперь давайте подведём результат нашей работы.                                                   ( по аплодисментам)   Итак, победила команда….( дружба)

Свое выступление мне хочется закончить притчей.                                                          

Жил – был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу».  Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги.         ( под музыку).

Рефлексия.                                                              Слайд 23

Положительным моментом в данном мастер-классе считаю……

Планируете ли вы использовать полученные знания при проведении занятий с учащимися?

Выскажите, пожалуйста, свое мнение о мастер-классе

Всем огромное спасибо за участие, за сотрудничество. Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»

Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...

Мастер - класс. Диагностико – технологическое управление процессом обучения на уроках математики

Обучение на уроках математики необходимо начинасть с отработки вычислительных навыков...

Мастер-класс по теме "Актуализация экологического компонента на уроках математики"

цель Це                   Цель моего мастер-класса : заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента н...

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...

Мастер-класс по теме: "Системно-деятельностный подход к обучению как основа стандартов второго поколения"

Обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках русского языка....