Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_klass_vneurochnaya_deyatelnost.docx | 45.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №8
___________ ()
(приказ от 2021 № )
Программа внеурочной деятельности
«Шаг за шагом к ОГЭ»
Направление развития личности школьника - естественно-научная;
Ступень образования, класс – основное общее образование, 9 класс;
Количество часов в неделю – 2 часа, за год – 68 часов
Срок реализации - 1 год
Составитель программы:
учитель математики первой
квалификационной категории
Рыженко Марина Сергеевна
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Разработана программа с учетом требований следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении ФГОС ООО»;
6. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
8. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
9. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №8 на 2019 – 2024 гг.
10. Устав МБОУ СОШ №8;
11. Календарного учебного графика и Учебного плана МБОУ СОШ №8 на 2020 – 2021 учебный год.
12. Локальных актов МБОУ СОШ №8, регламентирующих организацию внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование в 9 классе в рабочей программе по внеурочной деятельности «Шаг за шагом к ОГЭ» рассчитана на 34 недели, 68 часов в год, 2 часа в неделю. Количество часов в 9 классе уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году. Занятия выпали на праздничные дни – 07.03, 02.05, 09.05. В связи с этим произошло уплотнение часов по темам:
Рабочая программа курса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету.
Рабочая программа составлена на основе Программы по алгебре для общеобразовательных учреждений (сост. Т.А. Бурмистрова), конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по темам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Данный курс внеурочной деятельности «Шаг за шагом к ОГЭ» предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, кроссворд, решить логическую задачу и др.), что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственное воображение.
Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей.
Основная задача обучения математике в основной школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.
Для закрепления у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных в курсе математики основной школы, был организован данный курс. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Основные цели курса: привитие интереса учащимся к математике, углубление и расширение знаний обучающихся по математике, развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся, формирование у обучающихся опыта творческой деятельности, воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности, подготовка к ГИА.
Задачи курса:
- Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
- Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
- Научить строить графики и читать их.
- Научить различным приемам решения текстовых задач.
- Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
- Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
- Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.
2.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
3. Развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе.
4. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные:
- Овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
- Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
- Адекватное восприятие языка средств массовой информации.
- Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы.
- Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
- Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
10. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.
11. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности.
12.Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
13.Конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности.
14.Умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.
15.Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметные:
базовый уровень:
1)развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2)развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3)решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
4)развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
5)овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
6)владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
углубленный уровень:
сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
Планируемы результаты обучения
Обучающийся научится:
- Применять теорию в решении задач.
- Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
- Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
- Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
- Анализировать полученную информацию.
- Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
- Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
- Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
- Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Обучающийся получит возможность:
- Научиться применять разнообразные приёмы рационализации вычислений.
- Осваивать более сложный уровень знаний по предмету.
- Иметь представления об основных изучаемых понятиях как важнейших
математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.
3.Содержание программы
Тема 1.Системы счисления (4 часа)
Исторический очерк развития понятия числа. Рациональные числа и измерения.
Непозиционные и позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.
Десятичные дроби. Исторический очерк. Действия с десятичными дробями. Обыкновенные дроби. Исторический очерк. Действия с обыкновенными дробями.
Тема 2.Алгебраические выражения (10 часов)
Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. Исторический очерк.
Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.
Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. Миф об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа.
Тема 3.Уравнения и системы уравнений (12 часов)
Развитие понятия уравнения. Исторический очерк.
Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.
Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.
Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.
Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители.
Основные приемы решения систем уравнений.
Тема 4.Неравенства и системы неравенств (10 часов)
Развитие понятия неравенства. Исторический очерк. Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств.
Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.
Метод оценки при решении неравенств.
Системы неравенств, основные методы их решения.
Тема 5.Функции и их графики (12 часов)
Развитие понятия функции. Исторический очерк.
Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике. Свойства графиков, чтение графиков.
Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций. Графическое решение уравнений и их систем.
Графическое решение неравенств и их систем. Построение графиков «кусочных» функций.
Тема 6. Текстовые задачи (18 часов)
Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.
Задачи на равномерное движение. Задачи на движение по реке.
Задачи на работу.
Задачи на проценты.
Задачи на пропорциональные отношения. Арифметические текстовые задачи.
Задачи с геометрическими фигурами. Логические задачи. Занимательные задачи.
Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).
Тема 7.Итоговое занятие. Зачётная работа в форме теста (2 часа)
Формы организации учебных занятий по курсу следующие:
- лекция,
- беседа,
- практикум по решению задач,
- консультация
- тренировочные упражнения,
- зачёт,
- самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- решение занимательных задач;
- участие в дистанционных математических олимпиадах,
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- работа с КИМ;
- КДР(краевая диагностическая работа);
- Тестирование;
- подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Дата |
1 | Системы счисления | 4 | |
2 | Алгебраические выражения | 10 | |
3 | Уравнения и системы уравнений | 12 | |
4 | Неравенства и системы неравенств | 10 | |
5 | Функции и их графики | 12 | |
6 | Текстовые задачи | 18 | |
7 | Итоговое занятие. | 2 | |
Всего | 68 |
5.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Формы организации видов деятельности | |
план | факт | ||||
1. Системы счисления | 4 | ||||
1 | Исторический очерк развития понятия числа. Рациональные числа и измерения. | 1 | 06.09 | Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
2 | Непозиционные и позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. | 1 | 06.09 | Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
3 | Десятичные дроби. Исторический очерк. Действия с десятичными дробями. | 1 | 13.09 | Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
4 | Обыкновенные дроби. Исторический очерк. Действия с обыкновенными дробями. | 1 | 13.09 | Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
2.Алгебраические выражения | 10 | ||||
5-7 | Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. Исторический очерк. | 3 | 20.09 20.09 27.09 | Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
8-11 | Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений | 4 | 27.09 04.10 04.10 11.10 | Практикум по решению тренировочных упражнений. Решение самостоятельной работы. | |
12-14 | Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. Миф об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа. | 3 | 11.10 18.10 18.10 | Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
3. Уравнения и системы уравнений | 12 | ||||
15 | Развитие понятия уравнения. Исторический очерк. Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений. | 1 | 25.10 | Беседа, объяснение, решение тренировочных упражнений | |
16-18 | Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной. | 3 | 25.10 01.11 01.11 | Лекция, выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа. | |
19-21 | Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений. | 3 | 15.11 15.11 22.11 | Лекция, выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа. | |
22-23 | Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители. | 2 | 22.11 29.11 | Лекция, выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа. | |
24-26 | Основные приемы решения систем уравнений. | 3 | 29.11 06.12 06.12 | Лекция, выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа. | |
4.Неравенства и системы неравенств | 10 | ||||
27 | Развитие понятия неравенства. Исторический очерк. Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств. | 1 | 13.12 | Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
28-30 | Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств. | 3 | 13.12 20.12 20.12 | Лекция, беседа, выполнение тренировочных упражнений. | |
31-33 | Метод оценки при решении неравенств. | 3 | 27.12 27.12 10.01 | Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
34-36 | Системы неравенств, основные методы их решения. | 3 | 10.01 17.01 17.01 | Лекция, выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа | |
5. Функции и их графики | 13 | ||||
37 | Развитие понятия функции. Исторический очерк. Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике. | 1 | 24.01 | Лекция, сообщение учащихся, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
38-39 | Свойства графиков, чтение графиков. | 2 | 24.01 31.01 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
40-41 | Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций. | 2 | 31.01 07.02 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
42-43 | Графическое решение уравнений и их систем. | 2 | 07.02 14.02 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
44-46 | Графическое решение неравенств и их систем. | 3 | 14.02 21.02 21.02 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
47-49 | Построение графиков «кусочных» функций. | 3 | 28.02 28.02 14.03 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
6. Текстовые задачи | 11 | ||||
50-51 | Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. | 2 | 14.03 04.04 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
52 | Задачи на равномерное движение. | 1 | 04.04 | Лекция, выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа. | |
53 | Задачи на движение по реке. | 1 | 11.04 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
54 | Задачи на работу. | 1 | 11.04 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
55 | Задачи на проценты. | 1 | 18.04 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
56 | Задачи на пропорциональные отношения. | 1 | 18.04 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
57 | Арифметические текстовые задачи. | 1 | 25.04 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
58 | Задачи с геометрическими фигурами. | 1 | 25.04 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
59 | Логические задачи. Занимательные задачи. | 1 | 16.05 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
60 | Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов). | 1 | 16.05 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. | |
7.Итоговое занятие. | 2 | ||||
61-62 | Итоговый урок | 2 | 23.05 23.05 | Зачётная работа в форме теста |
6.Форма диагностики прогнозируемых результатов
№ п/п | Раздел | Форма диагностики |
1 | Системы счисления | Защита проектов |
2 | Алгебраические выражения | Практикум |
3 | Уравнения и системы уравнений | Практикум |
4 | Неравенства и системы неравенств | Тестирование |
5 | Функции и их графики | Разработка памяток |
6 | Текстовые задачи | Творческая работа |
7 | Итоговый урок | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс
Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определ...
рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответст...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" относится к научно-позновательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса "Занимательная математика" расчитана на 1 занятие в неделю. Всего 34 занятий....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"
Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...