Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса "Занимательная математика" расчитана на 1 занятие в неделю. Всего 34 занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_kl_zanimatelnaya_matematika_fgos.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от _______________ 2016г. | Согласовано Зам. директора по УВР ____________А.Б. Хрипкова _____________________2016г. | Утверждаю Директор МБОУ Школа № 9 ________________В.П. Кочубей Приказ от _______2016 №_____ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Наименование учебного предмета__________Занимательная математика___________
Класс___________________6-Б, 6-Г__________________ Учитель ________Рябинина Елена Александровна_______________
Срок реализации программы, учебный год______2016-2017_________________________
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час.
Рабочую программу составил (а)_______________________________________________ Рябинина Елена Александровна __
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа написана на основании следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089
- Федерального базисного учебного плана для ОУ РФ, утверждённого приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312
- ФГОС. Сборник рабочих программ. Математика. 5-6 классы./ сост. Т.А.Бурмистрова. М: Просвещение, 2012.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые на занятии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Раскрытие одаренности не сводится к углубленному обучению. В самом же обучении усвоение новой информации подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Владение этими методами в дальнейшем поможет им не растеряться на различных математических соревнованиях.
От уровня подготовленности состава группы зависит объем теоретического материала и перечень тем для занятий. При работе с начинающими заниматься математикой школьниками рекомендуется больше внимания уделять решению задач, объем теоретических занятий должен быть минимальным. Следует учить не столько фактам, сколько идеям и способам рассуждений. Введение основных тем, стандартных задач происходит при постепенном погружении в данный тип задач. Основные виды задач разбираются вместе с преподавателем, затем даются задачи для самостоятельного решения. Материал был отобран в соответствии с возрастными особенностями школьников, программой по математике для 6 класса и включил в себя темы, которые чаще всего встречаются на различных математических соревнованиях.
Данный курс, в объеме 34 часов, (на каждое занятие отводится 1 час) представлен для проведения занятий в 6 классе, и рассчитан на учащихся, которые проявляют интерес к математике, и при этом не обязательно обладают ярко выраженными математическими способностями. Для осознанного усвоения содержания, указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям, групповой работе, знакомству с историческими фактами, сочетанию познавательной работы на занятиях с исследовательской домашней работой. Решение задач на смекалку, задач-ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе.
Программа имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Она направлена на овладение учащимися конкретными предметными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего применения.
Программа составлена на основе авторской программы Клопковой Н.А. и Игошиной О.А., учителей математики Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31 имени Героев Свири» г. Ульяновска.
Цели курса:
- создание среды, способствующей раскрытию способностей, побуждение школьников к самостоятельным занятиям;
- ознакомление с простейшими принципами и методами математики;
- формирование представления о математике, как общекультурной ценности и возможности использования математических знаний в различных сферах деятельности человека;
- определение группы учащихся, способных в дальнейшем серьезно заниматься математикой.
Задачи курса:
Обучающие задачи:
- учить способам поиска цели деятельности и её осознания ;
- учить быть критичными слушателями;
- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
- демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
- достигать более высоких показателей в основной учебе;
- синтезировать знания.
Развивающие задачи:
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
- формировать мировоззрение учащихся, развивать пространственное воображение
Планируемые результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики;
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других);
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
- самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Ученик получит возможность для формирования следующих УУД:
Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные – целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.
Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мобильный компьютерный класс, проектор, компьютер), видеоматериалы, компьютерные программы. Занятия проводятся в кабинете математики.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение нестандартных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Основные формы организации занятий: беседы, игровые занимательные упражнения, практические занятия. Предусматриваются творческие задания, самостоятельная и групповая исследовательская работа. Темы проектов учащиеся выбирают на первом занятии и работают над ними на протяжении всего курса.
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа. Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Вид работы |
Путешествие в историю математики | 5 | Практическая работа | |
Логические задачи. | 8 | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Ребусы. | 4 | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Задачи на разрезание. | 2 | Практическая работа | |
Задачи на «обратный ход». | 2 | Практическая работа | |
Задачи на «смеси и сплавы». | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Круги Эйлера. Лист Мёбиуса. | 2 | Практическая работа | |
Оценка + пример. Принцип Дирихле. | 2 | Практическая работа | |
Цикличность. Четность и нечетность. | 2 | Практическая работа | |
Проценты. | 3 | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Защита ученических проектов. | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от _______________ 2016г. | Согласовано Зам. директора по УВР ____________А.Б. Хрипкова _____________________2016г. | Утверждаю Директор МБОУ Школа № 9 ________________В.П. Кочубей Приказ от _______2016 №_____ |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
Наименование учебного предмета__________Занимательная математика___________
Класс___________________6-Б, 6-Г__________________ Учитель ________Рябинина Елена Александровна_______________
Срок реализации программы, учебный год______2016-2017_________________________
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час.
Рабочую программу составил (а)_________________________________________________ Рябинина Елена Александровна
подпись расшифровка подписи
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы (урока) | Дата проведения | Контроль | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Основные виды УУД | |||||||
План 6-Б 6-Г | Факт 6-Б 6-Г | вид | форма | |||||||||
Путешествие в историю математики 5ч. | ||||||||||||
Человек и его интеллект. | 07.09 | обучающий | Практическая работа | Развивать интеллектуальные умения. | Л (личностные): независимость и критичность мышления; | |||||||
Старинные системы записи чисел. | 14.09 | обучающий | Практическая работа | Изучать историю возникновения цифр; сравнивать записи цифр разных народов; научить изображать цифры теми способами, которыми пользовались наши предки. | Р (метапредметные регулятивные): совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | |||||||
В поисках самого большого числа. | 21.09 | обучающий | Практическая работа | Развивать умение анализировать, отбирать, перерабатывать и систематизировать информацию и полученные данные. | К (метапредметные коммуникативные): отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | |||||||
Всяк на свой аршин мерит. | 28.09 | текущий | Практическая работа | Познакомить со старинными мерами длины, научить ими пользоваться. | Р (метапредметные регулятивные): выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно | |||||||
Старинные меры массы и старинные русские деньги. | 05.10 | текущий | Практическая работа | Познакомить со старинными мерами массы и стоимости. | К (метапредметные коммуникативные): учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его | |||||||
Логические задачи. 6ч. | ||||||||||||
Логические задачи. | 12.10 | текущий | Практическая работа | Рассмотреть решение логических задач табличным способом. | Р (метапредметные регулятивные): составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | |||||||
Логические задачи. | 19.10 | тематический | Самостоятельная работа | Научить решать логические задачи табличным способом. | Регулятивные: самостоятельная деятельность; самоконтроль. | |||||||
Методы решения творческих задач. | 26.10 | текущий | Практическая работа | Развивать творческие способности. | П (метапредметные познавательные): совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов | |||||||
Поиск закономерностей. | 09.11 | обучающий | Практическая работа | Формировать способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку. | К (метапредметные коммуникативные): учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его | |||||||
Задачи со спичками. | 16.11 | обучающий | Практическая работа | Развивать смекалку, сообразительность, умение рассуждать. | Познавательные: выделять логически законченные части изученного материала, устанавливать взаимосвязь между ними; классифицировать изученный материал. | |||||||
Игра «Мозговой штурм». | 23.11 | тематический | Самостоятельная работа | Активизировать познавательную деятельность; развить познавательные процессы учащихся восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. | Регулятивные: самостоятельная деятельность; самоконтроль. | |||||||
Задачи на переливание. | 30.11 | обучающий | Практическая работа | Решать задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться с конца. | Познавательные: делать выводы, исследовать несложные практические задачи; подводить итоги своей деятельности | |||||||
Задачи на переливание. | 07.12 | текущий | Самостоятельная работа | Решать задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться путём проб. | Регулятивные: самостоятельная деятельность; самоконтроль. | |||||||
Ребусы. 4ч. | ||||||||||||
Ребусы. | 14.12 | обучающий | Практическая работа | Решать ребусы; выполнять нестандартные задания. | К (метапредметные коммуникативные): понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты | |||||||
Ребусы. | 21.12 | текущий | Самостоятельная работа | Решать ребусы; выполнять нестандартные задания. Составлять ребусы. | Регулятивные: самостоятельная деятельность; самоконтроль. | |||||||
Арифметические ребусы. | 11.01 | обучающий | Практическая работа | Решать арифметические ребусы; выполнять нестандартные задания. | К (метапредметные коммуникативные): в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы | |||||||
Арифметические ребусы. | 18.01 | текущий | Практическая работа | Решать арифметические ребусы; выполнять нестандартные задания. Составлять ребусы. | Познавательные: находить способы решения учебных задач; уметь формулировать выводы. | |||||||
Задачи на разрезание. 2ч. | ||||||||||||
Задачи на разрезание. | 25.01 | обучающий | Практическая работа | Рассмотреть различные виды задач на разрезание фигур. | П (метапредметные познавательные): совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами | |||||||
Задачи на разрезание. | 01.02 | тематический | Самостоятельная работа | Научить решать различные виды задач на разрезание фигур. | Регулятивные: самостоятельная деятельность; самоконтроль. | |||||||
Задачи на «обратный ход».2ч. | ||||||||||||
Задачи на «обратный ход». | 08.02 | обучающий | Практическая работа | Разобрать решение задач обратным ходом. | Л (личностные): воля и настойчивость в достижении цели | |||||||
Задачи на «обратный ход». | 15.02 | текущий | Практическая работа | Научить решать задачи обратным ходом. | К (метапредметные коммуникативные): совокупность умений самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом) | |||||||
Задачи на «смеси и сплавы».2ч. | ||||||||||||
Задачи на «смеси и сплавы». | 22.02 | текущий | Практическая работа | Познакомить учащихся с решением задач на «смеси и сплавы», показать решение таких задач с помощью таблицы. | Познавательные: находить способы решения учебных задач; Регулятивные: оценивать свои учебные возможности | |||||||
Задачи на «смеси и сплавы». | 29.02 | тематический | Самостоятельная работа | Научить решать задачи на «смеси и сплавы» | Регулятивные: самостоятельная деятельность; самоконтроль. | |||||||
Круги Эйлера. Лист Мёбиуса.2ч. | ||||||||||||
Круги Эйлера. | 07.03 | обучающий | Практическая работа | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию. Решать задачи с помощью «кругов Эйлера». | Познавательные: находить способы решения учебных задач; уметь формулировать выводы. | |||||||
Лист Мёбиуса. | 14.03 | текущий | Практическая работа | Познакомить учащихся с известной топологической фигурой. | К (метапредметные коммуникативные): уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций | |||||||
Оценка + пример. Принцип Дирихле. 2ч. | ||||||||||||
Оценка + пример. | 21.03 | обучающий | Практическая работа | Показать невозможные фигуры и определить в чём их невозможность, ввести понятие позиции, выигрышной стратегии. | Регулятивные: самоконтроль. | |||||||
Принцип Дирихле. | 04.04 | обучающий | Практическая работа | Моделировать условие задачи, используя реальные предметы и рисунки. Решать задачи с применением принципа Дирихле. | Л (личностные): воля и настойчивость в достижении цели | |||||||
Цикличность. Четность и нечетность 2ч. | ||||||||||||
Цикличность. | 11.04 | текущий | Практическая работа | Разобрать решение задач на применение цикличности. | П (метапредметные познавательные): совокупность умений по использованию доказательной математической речи | |||||||
Четность и нечетность. | 18.04 | обучающий | Практическая работа | Анализировать, осмысливать текст задачи, рассуждать в ходе решения. Решать задачи с применением чётности. | Познавательные: находить способы решения учебных задач; Регулятивные: оценивать свои учебные возможности | |||||||
Проценты. 3ч. | ||||||||||||
Проценты. | 25.04 | текущий | Практическая работа | Изучить историю появления процентов, привести примеры повседневного использования процентных вычислений в настоящее время, знакомство с видами задач на проценты. | Л (личностные): независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели | |||||||
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 02.05 | обучающий | Практическая работа | Познакомить с понятиями: «скидка», «распродажа», «бюджет», «тарифы», «пени», «налоги»; «штраф», отработать навыки решения основных задач на проценты. | П (метапредметные познавательные): умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений | |||||||
Деловая игра «Проценты в современной жизни». | 09.05 | текущий | Практическая работа | Ориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности; стимулировать интерес к предмету. | Регулятивные: самоконтроль. | |||||||
Защита ученических проектов. 2ч | ||||||||||||
Защита ученических проектов. | 16.05 | обучающий | Практическая работа | Защита ученических проектов. | Коммуникативные: вести познавательную деятельность. | |||||||
Защита ученических проектов. | 23.05 | текущий | Практическая работа | Защита ученических проектов. | Регулятивные: анализировать и сопоставлять свои знания. Познавательные: комбинировать и применять известные алгоритмы, подводить итог деятельности. |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс
Программа этого курса разработана авторами Жигулевым Л.А., заслуженным учителем РФ,доцентом кафедры физико-математического образования СПБ АППО и Лукичевой Е.Ю., к.п.н., доцентом заведующей кафедрой ф...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.8 класс
Данная программа предназначена для классов с углубленным изучением математики (алгебры), может быть использована как программа для допзаняий , кружковой работы....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 8 класс...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (6 класс)
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математика на компьютерах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 9 класс
Внеурочная деятельность. Программа для обучающихся 9 класса ГБОУ ЦО № 162...