Урок в 7 классе "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Шатохина Елена Леонидовна

Урок на тему: «Решение текстовых задач с помощью систем линейных уравнений»; Алгебра 7 класс ( автор Макарычев Ю.Н.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 Решение задач с помощью систем линейных уравнений

ФИО (полностью)

Шатохина Елена Леонидовна

Место работы

муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение «Кривицко – Будская основная общеобразовательная школа»

Должность

Учитель математики

Предмет

Алгебра

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Решение задач с помощью систем линейных уравнений (первый урок).

Базовый учебник

«Алгебра 7 класс» автор: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. издательство «Просвещние» Москва 2017г.

8. Цель  урока: Дидактические  цели:   формировать  представление  о  решении  задач   с  помощью  уравнений,  изучить  алгоритм  решения  задач  с  помощью  уравнений;  развивать  умение  составлять  уравнения  по  условию  задачи,  решать  линейные  уравнения  с  одной  переменной    

 Развивающие  цели:  способствовать  развитию  математической  речи,  оперативной  памяти,  произвольного  внимания,  наглядно-действенного  мышления;  самостоятельного  добывания  знаний.

 Воспитательные  цели:   воспитывать  культуру  поведения  при  фронтальной  работе,  индивидуальной  работе; обеспечить  условия  для  воспитания  аккуратности,  культуры  общения,  ответственного  отношения  к  учению,  интереса  к  изучению  математики.

9. Планируемые результаты: обучающийся научится решать текстовые задачи на движение, в которых используют системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математической модели реальных ситуаций.

10. Задачи:

Предметные:  уметь  составлять  уравнения  по  условию  задачи,  решать  линейные  уравнения  с  одной  переменной;  понимать  алгоритм  решения  задач  с  помощью  уравнений;  определять  содержание  и  последовательность  действий  для  решения  данной  задачи  

Личностные:  уметь  осуществлять  самооценку  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности;  ориентироваться  на  успех  в  учебной  деятельности.  

Метапредметные:  регулятивные – уметь  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать  по  коллективно  составленному  плану;  оценивать  правильность  выполнения  действия.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы   в  действие  после  его  завершения  на  основе  его  оценки,  выявления  сделанных  ошибок;  высказывать  свое  предположение.    Коммуникативные - уметь  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  Познавательные - уметь ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  знание  от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

11.Тип урока: усвоение  новых знаний.

12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.

14.Организация деятельности обучающегося на уроке:

-самостоятельно выходит на проблему и решает её;

-самостоятельно определяет тему, цели урока;

-работает с текстом учебника;

-работает с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечает на вопросы;

-решает самостоятельно задачи;

-оценивает себя;

-рефлектирует.

15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по алгебре, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

16.Структура и ход  урока


Технологическая карта

урока алгебры в 7 классе по учебнику Макарычева Ю.Н.

      Этапы урока

                     Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Определите свое положение на лестнице успеха

2. Проверка домашнего задания.

3. Фронтальная работа.

 Вес сердца взрослого человека 300 граммов, а ребёнка до года 30 граммов. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?

 (Сердце приводит в движение кровь. Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека)

 Сокол видит стрекозу с расстояния 800 метров, а человек на 700 метров ближе. Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек?

 (Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет и расположение предметов. Правила гигиены по уходу за зрением: читать, писать при хорошем освещении. Свет должен падать слева. Расстояние до книги при чтении должно быть 30 – 35 см, поэтому нельзя читать лёжа.

Расстояние до телевизора 2 – 3м, смотреть не больше 1,5 часа в день.

Не тереть глаза руками, чтобы не занести микробов. Глазам нужен отдых. Не стесняться носить очки)

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

3 - добывать новые знания: извлекать информацию 

II Формулирование темы и целей урока.

4   6

Фронтальная работа.

1. Пользуясь схемой, составьте задачу:

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG.JPG

(В первый день туристы проехали на велосипедах 4 ч со скоростью 12 км/ч, а во второй прошли пешком 3 ч со скоростью 5 км/ч. В какой день туристы преодолели большее расстояние и на сколько километров?)

Определённые виды туризма способствуют формированию специфических навыков. Так, пеший и велосипедный туризм развивают силу ног, учит правильному дыханию. Учёные подсчитали, что в ногах сосредоточено 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными частями тела. «Сидячий» образ жизни не позволяет задействовать их в полной мере, а вот активная ходьба во время похода обеспечивает давление на эти точки, а они стимулируют деятельность внутренних органов.

1   2

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Давайте определим вид задач, которые мы выполним в классе.

- Чему будем учиться?

4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

 

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом

III. Повторение

и систематизация изученного.

4 5 1

1. Работа с учителем.

Задание № 1111.

Из пункта А и В, расстояние между которыми 256 км, выехали одновременно навстречу друг другу автобус и автомобиль и встретились через 2 ч после начала движения. Найдите скорость каждого из них, если автобус за 2 часа проезжает на 46 км больше, чем автомобиль за 1 ч.

Решение.

Пусть х км/ч скорость автобуса, а у км/ч скорость автомобиля. За 2 часа до встречи автобус проезжает 2х км, а автомобиль 2у км, что вместе составляет 256 км, т. е 2х+2у=256.

Если за 2 ч автобус проезжает на 46 км больше, чем за 1 час автомобиль, то 2х-у=46.

 

Ответ: скорость автобуса 58 км/ч, скорость автомобиля 70 км/ч.

 Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

III. Первичное закрепление (применяем…).

6   2   3  

1. Фронтальная работа.

Задание № 1108.

Из села на станцию вышел пешеход. Через 30 мин из этого села на станцию выехал велосипедист и догнал пешехода через 10 мин после выезда. Найдите скорость каждого из них, если за 3 ч пешеход проходит на 4 км больше, чем велосипедист проезжает за полчаса.

Решение.

v

t

s

Пешеход

х км/ч

30+10+ 40 мин=ч

Велосипедист

у км/ч

10 мин=

Зная, что до встречи пешеход и велосипедист преодолели одинаковое расстояние, составим уравнение.

v

t

s

Пешеход

х км/ч

Велосипедист

у км/ч

0,5

Зная, что пешеход проходит на 4 км больше, составим уравнение.

Составим и решим систему:

Ответ: 4 км/ч скорость пешехода, а 16 км/ч скорость велосипедиста.

-О чем может свидетельствовать ответ «скорость равна 0»?

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.  

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!  

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.  

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.  

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.  

IV. Выбираем задания и тренируемся.

6   2   3   5

Задание № 1109

 Моторная лодка за 3 часа движения против течения реки и 2,5 ч по течению реки проходит 98 км. Найдите собственную скорость лодки и скорость течения, если за 5 ч движения по течению она проходит на 36 км больше, чем за 4 ч против течения реки.

Решение.

Пусть х км/ч собственная скорость лодки, а у км/ч скорость течения.

v

t

s

По течению

х +у км/ч

2,5 ч

Против течения

х- у км/ч

3 ч

Зная, что пройдено 98 км составим уравнение 2,5(х+у)+3(х-у) = 98.

v

t

s

По течению

х +у км/ч

5 ч

Против течения

х- у км/ч

4

Зная, что по течению лодка  проходит на 36 км больше, составим уравнение

Составим и решим систему:

Ответ: 18 км/ч собственная скорость лодки, а 2 км/ч скорость течения.

Посмотрите какие красоты природы можно увидеть путешествуя на моторной лодке (видеофрагмент путешествия по Байкалу).

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

V. Рефлексия. Итог урока.

5

Определите свое положение на лестнице успеха

Помните: успех не возможен без хорошего здоровья!

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

VI.  Возможное

домашнее задание.

Задача № 1110,1112, 1113

Приложение 1

Лестница успеха


Приложение 1

Пользуясь схемой, составьте задачу:

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 7 классе "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Рекомендации к уроку: учителю математики совместно с классным руководителем необходимо провести заранее анкету о типе личности учащихся по объектам труда (методика Е.А. Климова). На начало урока класс...

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...

Решение задач при помощи систем линейных уравнений

Различные задачи к учебнику А.Г. Мерзляка...

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Тема урока: «Решение задач с помощью систем линейных уравнений» (1-й урок их 4-х по данной теме)Тип урока: урок новых знанийЦель: учить решать задачи с помощью систем линейных уравненийЗад...

Решение задач с помощью систем линейных уравнений. Урок 1

Решение задач с помощью систем линейных уравнений. Урок 1. Объяснение новой темы. Решение №1078,1080,1082 (Мерзляк А.Г.)...

Решение задач с помощью систем линейных уравнений. Урок 2

Решение задач с помощью систем линейных уравнений. Урок 2. Решение № 1094,1098,1100 (Мерзляк А.Г.)...

Решение задач с помощью систем линейных уравнений. Урок 3

Решение задач с помощью систем линейных уравнений. Урок 3. Решение №1102,1104,1108,1110 (Мерзляк А.Г.)...