ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Решение задач с помощью систем линейных уравнений
| ФИО (полностью) | Шатохина Елена Леонидовна |
| Место работы | муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кривицко – Будская основная общеобразовательная школа» |
| Должность | Учитель математики |
| Предмет | Алгебра |
| Класс | 7 |
| Тема и номер урока в теме | Решение задач с помощью систем линейных уравнений (первый урок). |
| Базовый учебник | «Алгебра 7 класс» автор: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. издательство «Просвещние» Москва 2017г. |
8. Цель урока: Дидактические цели: формировать представление о решении задач с помощью уравнений, изучить алгоритм решения задач с помощью уравнений; развивать умение составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной
Развивающие цели: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; самостоятельного добывания знаний.
Воспитательные цели: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; обеспечить условия для воспитания аккуратности, культуры общения, ответственного отношения к учению, интереса к изучению математики.
9. Планируемые результаты: обучающийся научится решать текстовые задачи на движение, в которых используют системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математической модели реальных ситуаций.
10. Задачи:
Предметные: уметь составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной; понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений; определять содержание и последовательность действий для решения данной задачи
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
11.Тип урока: усвоение новых знаний.
12 .Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.
14.Организация деятельности обучающегося на уроке:
-самостоятельно выходит на проблему и решает её;
-самостоятельно определяет тему, цели урока;
-работает с текстом учебника;
-работает с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечает на вопросы;
-решает самостоятельно задачи;
-оценивает себя;
-рефлектирует.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по алгебре, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Технологическая карта
урока алгебры в 7 классе по учебнику Макарычева Ю.Н.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. Определите свое положение на лестнице успеха
2. Проверка домашнего задания. 3. Фронтальная работа. ∙ Вес сердца взрослого человека 300 граммов, а ребёнка до года 30 граммов. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека? (Сердце приводит в движение кровь. Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека) ∙ Сокол видит стрекозу с расстояния 800 метров, а человек на 700 метров ближе. Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек? (Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет и расположение предметов. Правила гигиены по уходу за зрением: читать, писать при хорошем освещении. Свет должен падать слева. Расстояние до книги при чтении должно быть 30 – 35 см, поэтому нельзя читать лёжа. Расстояние до телевизора 2 – 3м, смотреть не больше 1,5 часа в день. Не тереть глаза руками, чтобы не занести микробов. Глазам нужен отдых. Не стесняться носить очки)
| Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
3 - добывать новые знания: извлекать информацию |
II Формулирование темы и целей урока. | 4 6 Фронтальная работа. 1. Пользуясь схемой, составьте задачу:
(В первый день туристы проехали на велосипедах 4 ч со скоростью 12 км/ч, а во второй прошли пешком 3 ч со скоростью 5 км/ч. В какой день туристы преодолели большее расстояние и на сколько километров?) Определённые виды туризма способствуют формированию специфических навыков. Так, пеший и велосипедный туризм развивают силу ног, учит правильному дыханию. Учёные подсчитали, что в ногах сосредоточено 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными частями тела. «Сидячий» образ жизни не позволяет задействовать их в полной мере, а вот активная ходьба во время похода обеспечивает давление на эти точки, а они стимулируют деятельность внутренних органов. 1 2 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Давайте определим вид задач, которые мы выполним в классе. - Чему будем учиться?
| 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом |
III. Повторение и систематизация изученного. | 4 5 1 1. Работа с учителем. Задание № 1111. Из пункта А и В, расстояние между которыми 256 км, выехали одновременно навстречу друг другу автобус и автомобиль и встретились через 2 ч после начала движения. Найдите скорость каждого из них, если автобус за 2 часа проезжает на 46 км больше, чем автомобиль за 1 ч. Решение. Пусть х км/ч скорость автобуса, а у км/ч скорость автомобиля. За 2 часа до встречи автобус проезжает 2х км, а автомобиль 2у км, что вместе составляет 256 км, т. е 2х+2у=256. Если за 2 ч автобус проезжает на 46 км больше, чем за 1 час автомобиль, то 2х-у=46. Ответ: скорость автобуса 58 км/ч, скорость автомобиля 70 км/ч. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. | 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
|
III. Первичное закрепление (применяем…).
| 6 2 3 1. Фронтальная работа. Задание № 1108. Из села на станцию вышел пешеход. Через 30 мин из этого села на станцию выехал велосипедист и догнал пешехода через 10 мин после выезда. Найдите скорость каждого из них, если за 3 ч пешеход проходит на 4 км больше, чем велосипедист проезжает за полчаса. Решение.
| v | t | s | Пешеход | х км/ч | 30+10+ 40 мин=ч | | Велосипедист | у км/ч | 10 мин= | |
Зная, что до встречи пешеход и велосипедист преодолели одинаковое расстояние, составим уравнение.
| v | t | s | Пешеход | х км/ч | 3ч | | Велосипедист | у км/ч | 0,5 | |
Зная, что пешеход проходит на 4 км больше, составим уравнение. Составим и решим систему: Ответ: 4 км/ч скорость пешехода, а 16 км/ч скорость велосипедиста.
-О чем может свидетельствовать ответ «скорость равна 0»? | 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
|
Физкультминутка. | Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. |
|
IV. Выбираем задания и тренируемся. | 6 2 3 5 Задание № 1109 Моторная лодка за 3 часа движения против течения реки и 2,5 ч по течению реки проходит 98 км. Найдите собственную скорость лодки и скорость течения, если за 5 ч движения по течению она проходит на 36 км больше, чем за 4 ч против течения реки. Решение. Пусть х км/ч собственная скорость лодки, а у км/ч скорость течения.
| v | t | s | По течению | х +у км/ч | 2,5 ч | | Против течения | х- у км/ч | 3 ч | |
Зная, что пройдено 98 км составим уравнение 2,5(х+у)+3(х-у) = 98.
| v | t | s | По течению | х +у км/ч | 5 ч | | Против течения | х- у км/ч | 4 | |
Зная, что по течению лодка проходит на 36 км больше, составим уравнение Составим и решим систему: Ответ: 18 км/ч собственная скорость лодки, а 2 км/ч скорость течения. Посмотрите какие красоты природы можно увидеть путешествуя на моторной лодке (видеофрагмент путешествия по Байкалу). | 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
V. Рефлексия. Итог урока. | 5 Определите свое положение на лестнице успеха Помните: успех не возможен без хорошего здоровья! | 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
VI. Возможное домашнее задание. | Задача № 1110,1112, 1113 |
|
Приложение 1
Лестница успеха
Приложение 1
Пользуясь схемой, составьте задачу: