Урок алгебры: "Формулы сокращённого умножения" 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30»
(a + b) (a – b) = a² – b²
Урок алгебры
Формулы сокращённого умножения
(7 класс)
(a + b)² = a² + 2ab + b²
Учитель математики
Игнатьева С.И.
Тема: Формулы сокращённого умножения
Цели: расширение и систематизация знаний о формулах сокращённого умножения;
развитие наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию;
развитию логического мышления, творческих способностей учащихся,
побуждение обучающихся к преодолению трудностей, самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности;
повышение познавательной активности, самостоятельности, стремление расширять свой кругозор.
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас и гостей нашего урока. На уроках алгебры мы с вами сейчас готовимся к смотру знаний по теме: «Формулы сокращённого умножения» и вы наверняка считаете, что уже хорошо знаете эти формулы. Спешу вас удивить, в алгебре много неизведанного нами. И сегодня я предлагаю вам зайти в эту неизведанную область и познать тайны ещё нескольких формул. И пусть сегодня «всё тайное становится явным».
2. «Теоретический практикум»
А начнём мы с «Теоретического практикума», который позволит нам узнать тему урока. (Внимание + знания – вот формула, которую вам сейчас надо применить). На слайде вы видите 7 выражений, у каждого есть порядковый номер. Вам необходимо записывать подряд порядковые номера выражений, словестную формулировку которых вы будите слышать:
| 1. (а-в)³ 2. ав 3. а³+3а²в+3ав²+в³ 4. (а-в)² 5. а² 6. а²-в² 7. а²+ 2ав + в² |
Какое число вы получили? 7 534 612 – верно. Внимание на слайд! Наше число превратилось в слово «Формулы» - Это и есть тема нашего урока. Записываем в тетрадях число и тему. Конечно же, в рамках урока мы будем вынуждены ограничить себя только формулами, связанными с формулами сокращённого умножения, которые вы видите на слайде.
3. Исторический экскурс
Изучая математику, уже не первый год вы заметили, что она состоит из нескольких частей. В начальной школе, в 5-6 классах вы научились выполнять действия с натуральными, дробными, положительными и отрицательными числами. «Число» по-гречески звучит как «арифмос», поэтому часть математики, рассматривающая числа, их виды и действия с ними называется «арифметика».
Другой раздел математики посвящён фигурам и их свойствам, он называется…? «Геометрия». Данное название состоит из двух тоже греческих слов. Каких? («Гео»- земля и «метрио» - мерить)
А слово «алгебра» (так называется область математики, где решаются задачи с помощью уравнений и рассматриваются преобразования выражений), не греческое, а арабское. И это потому, что греки, стоящие у истоков зарождения математики решали алгебраические задачи геометрическим путем и относили их к области геометрии.
Вот что писал Евклид в своей книге «Начала», по поводу одного алгебраического утверждения: «Если отрезок как-либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждой из двух частей и удвоенной площади прямоугольника, сторонами которого служат эти части».
Догадались ли вы, какая формула раскрывает суть этого высказывания?... Посмотрите на рисунок. (Формула квадрата суммы - одна из формул сокращённого умножения)
Разбор геометрической интерпретации
а в
А вот и остальные:
С этими формулами мы уже много работали, а вам бы хотелось расширить список полезных формул? Ведь у многих из вас, глядя на таблицу: формул сокращённого умножения на уроках уже возникали вопросы:
-Почему мы только сумму двух слагаемых возводим в квадрат;
-Есть ли формула для вычисления: а²+в²;
-Можно ли сумму и разность двух чисел возвести в степень большую, чем 3?
4. Защита проектов (Проверка Д/з)
Сегодня урок ответов на все эти вопросы. На дом вам по группам были заданы проекты по доказательству некоторых формул, я прошу вас представить свои труды, слово представителю 1 группы, остальные слушаем, записываем, задаем вопросы:
- (а+в+с)² = а²+ в² + с ² + 2ав+2ас+2вс (геометрическое доказательство)
- а² + в² =(а+в)² -2ав или а² + в²=(а-в)² + 2ва
- (а-в)² = (в-а)² (с помощью формулу: а-в= -(в-а))
- (а-в)³ = - (в-а)³
- (- а - в)² = (а+в)² (по формуле: -а-в= - (а+в))
Запомните их, при изучении следующей темы «Алгебраические дроби» они нам пригодятся. А сейчас мы их будем использовать при решении задач.
5. Решение задач
1. Упростите выражение: (х+у+z)² - (х+у)² (Как решить, если бы не 1 группа? )
2. Вычислите: 5² + 55²
3. Сократите дробь:
6. Физкульт. пауза
Мы потопаем ногами, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА
Мы похлопаем руками, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА
Мы киваем головой, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА
Мы руки поднимаем,
И тут же опускаем,
И вновь писать мы формулы
Сейчас друзья начнём.
7. Совместный проект
На многие вопросы, заданные ранее вы ответили, осталось узнать чему равно (а+в)⁴.Не волнуйтесь возводить а+в в 4 степень мы не будем. Нам поможет треугольник. Как? Сейчас увидите. Давайте рассмотрим степени суммы а и в:
Какие закономерности вы заметили?
- слагаемых справа на 1 больше, чем показатель степени,
- суммарный показатель степеней справа в каждом слагаемом равен показателю степени слева,
-степени 1 числа идут по убыванию, а 2- по возрастанию
Эти же закономерности заметил и Блез Паскаль – французский физик. Из коэффициентов слагаемых он составил таблицу, которую описал в своей книге «Трактат об арифметическом треугольнике», написанную в 1653г. Эта таблица названа в его честь – треугольник Паскаля.
Каковы основы построения треугольника Паскаля?
- боковые стороны его – 1;
- каждая строка начинается и заканчивается 1;
-остальные числа- это сумма двух стоящих над ним чисел;
Запишите несколько следующих строк треугольника Паскаля и с помощью них продолжите формулу: (а+в)⁴ =а⁴+4а³в+6а²в²+4ав³+в⁴
Представьте в виде многочлена: В-1(а-в)⁵; В-2 (х+у)⁶.
Справиться с заданием нам, как я и говорила, помог треугольник, да не простой ,а «арифметический».
- Подведение итогов.
Тайны многих формул вы сегодня раскрыли, а я бы хотела, чтобы каждый из вас вывел для себя самую главную формулу в жизни - формулу успеха. Альберт Эйнштейн - один из величайших умов всех времен тоже размышлял над математической формулой успеха! Он писал: "Если А - это успех, то А = X + Y + Z, где X – работа, Y - игра, Z - это Ваше умение молчать"
Я прошу вас подумать над своей формулой успеха, записать её на карточке и предложить нам.
9. Д/з §19-23, №385(1,2), 405.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока «Преобразование многочленов с помощью формул сокращённого умножения», алгебра 7 класс
Проект урока по теме «Преобразование многочленов с помощью формул сокращённого умножения» в 7 классе. Урок применеия знаний. Предполагается использовать для актуализации знаний компьтеры, диск "...
Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев
Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...
План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."
Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...
Открытый урок алгебры "Формулы тригонометрии"
Разработка урока алгебры в 10 классе по теме " ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ ". Урок повторения и контроля знаний с использованием ИКТ. Презентация "Тригонометрически...
Конспект урока «Применение формул сокращённого умножения к преобразованию выражений»
Интегрированный урок по теме "Применение формул сокращенного умножения для преобразования выражений" (7 класс, УМК- любой) представлен в форме виртуального путешествия по Московскому Кремлю. В да...
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....
Урок по алгебре "Формулы сокращенного умножения". 7кл.
Цель урока: повторить и обобщить, изученный материал по теме: «Формулы сокращенного умножения» Задачи: Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по данно...