РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АЛГЕБРА» для 8 класса на 2022 – 2023 учебный год
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_algebra_8kl_merzlyak_a.g._2021-2022_uch.god_.docx | 72.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СШ №2 – многопрофильная
им. Е.И. Куропаткина»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №928 от 31.08.2021
к образовательной программе
Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СШ №2 – многопрофильная
им. Е.И. Куропаткина»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №928 от 31.08.2021
к образовательной программе
основного
общего образования
МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»
на 2020 – 2021 учебный год
Приказ №598 от 31.08.2020
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Алгебра» для 8 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями);
- Программами Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2017
Данная программа ориентирована на учебно-методический комплект: « «Алгебра. 8 класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования задач, осуществление функциональной подготовки школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилием роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность раскрывает возможность изучать и решать практические задачи.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» —на него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
Описание места учебного предмета «Алгебра» в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, всего 136 часов в год (34 недели) в 8 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Алгебра»
Личностными результатами изучения предмета «Алгебра» » в виде учебного курса 8 класса являются следующие качества:
- независимость и критичность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели;
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Средством достижения этих результатов является:
- система заданий учебников;
- представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
- использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложныек приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способывыхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять напрвления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между вели¬чинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и нера¬венства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функцио¬нальным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функцио¬нально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание учебного предмета «Алгебра»
1. Рациональные дроби.
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.
Основная цель — выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем буду усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .
Контрольных работ: 2
2. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель — выработать умение применять свойств, степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
Контрольных работ: 1
3. Квадратные корни.
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция , ее свойства и график.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивно представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
Контрольных работ: 1
4. Квадратные уравнения.
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Контрольных работ: 2
5. Повторение.
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 8 классе.
Контрольных работ: 1
Тематическое планирование. Алгебра. 8 класс
Предмет: Алгебра
Класс: 8
Количество часов
Всего 136 часов; в неделю 4 часа
Входная контрольная работа 1,тематических контрольных уроков 7.
Планирование составлено на основе : Программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2017
Учебник «Алгебра. 8 класс» Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019
№ | Тема урока | Воспитательные дела, события, мероприятия | Количество часов |
Глава 1 Рациональные выражения | 55 | ||
1 | Рациональные дроби | День знаний | 3 |
2 | Основное свойство рациональной дроби | День солидарности в борьбе с терроризмом | 4 |
3 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 125 лет со дня рождения В Л. Гончарова | 4 |
4 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова | 7 |
5. КР | Контрольная работа № 1 "Сложение и вычитание рациональных дробей " |
| 1 |
6 | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича | 5 |
7 | Тождественные преобразования рациональных выражений | Всемирный день математики | 2 |
8 | Тождественные преобразования рациональных выражений |
| 1 |
9 | Тождественные преобразования рациональных выражений |
| 3 |
10 | Тождественные преобразования рациональных выражений |
| 2 |
11. КР | Контрольная работа № 2"Тождественные преобразования рациональных выражений" |
| 1 |
12 | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | Международный день толерантности | 4 |
13 | Степень с целым отрицательным показателем | День матери в России | 5 |
14 | Свойства степени с целым показателем |
| 6 |
15 | Функция y=k/x и ее график | Международный день инвалидов | 4 |
16 | Повторение и систематизация учебного материала | 165 лет со дня рождения И.И. Александрова | 2 |
17. КР | Контрольная работа № 3 "Функция y=k/x и ее график" |
| 1 |
Глава 2 | 30 | ||
18 | Функция y=x*x и ее график |
| 3 |
19 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень |
| 4 |
20 | Множество и его элементы |
| 2 |
21 | Подмножество. Операции над множествами |
| 2 |
22 | Числовые множества |
| 3 |
23 | Свойства арифметического квадратного корня | День российской науки | 5 |
24 | Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни. | День защитника Отечества | 6 |
25 | Функция y=vx и ее график |
| 3 |
26 | Повторение и систематизация учебного материала |
| 1 |
27. КР | Контрольная работа № 4" Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни." |
| 1 |
Глава 3 Квадратные уравнения | 36 | ||
28 | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений |
| 4 |
29 | Формула корней квадратного уравнения | Международный женский день | 5 |
30 | Теорема Виета | Неделя математики | 5 |
31. КР | Контрольная работа № 5 "Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета" |
| 1 |
32 | Квадратный трехчлен |
| 5 |
33 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) | 7 |
34 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | Международный день семьи | 7 |
35 | Повторение и систематизация учебного материала |
| 1 |
36. КР | Контрольная работа № 6 «Квадратные уравнения" |
| 1 |
Повторение и систематизация | 15 | ||
37 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса |
| 14 |
38 | Итоговая контрольная работа |
| 1 |
|
|
| 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС ИЗО 6 - 7 класс 2022 - 2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по ИЗО 6-7 класс1. Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-7 класса создана на основе Федерального компонента государственно...
Рабочая программа по предмету: «География» 7 класс 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по географии на 2022/2023 учебный год для обучающихся 7-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ» разработана в соответствии с требованиями:&m...
Рабочая программа по предмету: «География» 8 класс 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по географии на 2022/2023 учебный год для обучающихся 8-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ» разработана в соответствии с требованиями:·...
Рабочая программа по предмету: «География» 9 класс 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по географии на 2022/2023 учебный год для обучающихся 9-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ» разработана в соответствии с требованиями:&m...
Рабочая программа по предмету: «География» 10 класс 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по географии на 2022/2023 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ» разработана в соответствии с требован...
Рабочая программа по предмету: «География» 11 класс 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по географии на 2022/2023 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ» разработана в соответствии с требован...