Внеурочная деятельность и курсы по выбору
календарно-тематическое планирование по алгебре
Ктп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП модуль на службе уравнений 9 класс | 20.6 КБ |
Разговоры о важном 9 класс | 27.39 КБ |
rabochaya_programma_omg.docx | 52.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия № 12»
_________________Е.В. Неведрова
Приказ № 285 от 31.08.2022г.
Календарно-тематическое планирование
на 2022-2023 учебный год
по учебному предмету
Модуль на службе уравнений
предметная область:
Предпрофильные курсы
Класс 9 «Б», 9 «В»
Составитель: |
Трусова Елена Юрьевна, |
учитель математики |
МБОУ «Гимназия № 12» |
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей естественно-математического цикла
Протокол № 5 от 30.08.2022г.
СОГЛАСОВАНО
на Педагогическом совете
МБОУ «Гимназия №12»
Протокол № 11 от 30.08.2022г.
Ленинск-Кузнецкий ГО
2022
- Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по учебному курсу «Модуль на службе уравнений » (составитель: Конева М.Ю., Трусова Е.Ю.), утверждена приказом № 271 от 31.08.2021 года.
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия № 12» в предметной области «Предпрофильные курсы» на изучение учебного предмета «Модуль на службе уравнений» в 2022-2023 учебном году отводится:
в части, формируемой участниками образовательных отношений 0,5 часов.
Всего 17 часов
- Календарно-тематическое планирование по учебному курсу
«Модуль на службе уравнений»
№ п/п | Содержание | Кол – во часов | Дата план | Дата факт. | Формы контр. | |
9 «Б» | 9 «В» | |||||
1 | Определение и основные свойства модуля | 1 | 18 неделя | Лекция | ||
2 | Раскрытие модуля | 1 | 19 неделя | Практическая работа | ||
3 | Способы и приёмы решений уравнений | 1 | 20 неделя | Лекция | ||
4 | Решение линейных уравнений, содержащих знак модуля | 1 | 21 неделя | Практическое занятие | ||
5 | Разбор способов и приёмов в решении квадратных уравнений. Отработка навыков и приёмов в решении квадратных уравнений | 1 | 22 неделя | Семинар | ||
6 | Разбор способов и приёмов в решении квадратных уравнений. Отработка навыков и приёмов в решении квадратных уравнений | 1 | 23 неделя | Семинар | ||
7 | Разбор способов и приёмов в решении квадратных уравнений. Отработка навыков и приёмов в решении квадратных уравнений | 1 | 24 неделя | Семинар | ||
8 | Способы решений неравенств. | 1 | 25 неделя | Лекция | ||
9 | Способы решений неравенств. | 1 | 26 неделя | Лекция | ||
10 | Практикум по решению неравенств | 1 | 27 неделя | Практическое занятие | ||
11 | Практикум по решению неравенств | 1 | 28 неделя | Практическое занятие | ||
12 | Графики функций | 1 | 29 неделя | Лекция | ||
13 | Построение графиков функций | 1 | 30 неделя | Практическая работа | ||
14 | Применение графиков в решении уравнений и неравенств | 1 | 31 неделя | Семинар | ||
15 | Применение графиков в решении уравнений и неравенств | 1 | 32 неделя | Семинар | ||
16 | Проверочная работа | 1 | 33 неделя | Практическое занятие | ||
17 | Итоговый семинар. Обобщение способов и приёмов, применяемых учащимися при решении заданий с модулями | 1 | 34 неделя | Итоговый семинар |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия № 12»
_________________Е.В. Неведрова
Приказ № 285 от 31.08.2022г.
Календарно-тематическое планирование
на 2022-2023 учебный год
по учебному курсу внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
направление внеурочной деятельности:
Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
Класс 9 В
Составитель:
Трусова Елена Юрьевна,
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 12»
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей гуманитарного цикла
Протокол № 5 от 30.08.2022г.
СОГЛАСОВАНО
на Педагогическом совете
МБОУ «Гимназия №12»
Протокол № 11 от 30.08.2022г.
Ленинск-Кузнецкий ГО
2022
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь | |||||
1 | Мы -Россия. Возможности - будущее | Интеллектуальный марафон | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 05.09 |
2 | Мы – жители большой страны | Работа с интерактивной картой | 1 | 12.09 | |
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра | Диспут | 1 | 19.09 | |
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим? | Творческая мастерская | 1 | 26.09 | |
Октябрь | |||||
5 | Какие качества необходимы учителю | День самоуправления | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 03.10 |
6 | Отечество – от слова «Отец» | Фотоистории | 1 | 10.10 | |
7 | Что мы музыкой зовем | Музыкальная гостиная | 1 | 17.10 | |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | Групповая дискуссия | 1 | 24.10 | |
9. | Мы – одна страна! | Работа с интерактивной картой | 1 | 31.10 | |
Ноябрь | |||||
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Работа с интерактивной картой | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 14.11 |
11 | Позвони маме | Конкурс стихов, конкурс чтецов | 1 | 21.11 | |
12 | Флаг не только воплощение истории, но и отражение чувства народов | Обсуждение видеоматериалов | 1 | 28.11 | |
Декабрь | |||||
13 | Жить – значит действовать | Проблемная дискуссия | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 05.12 |
14 | Россия начинается с меня? | Встреча с героями нашего времени | 1 | 12.12 | |
15 | Повзрослеть – это значит, чувствовать ответственность за других (Г.Купер) | Деловая игра | 1 | 19.12 | |
16 | Светлый праздник Рождества Полет мечты | Рождественские чтения | 1 | 26.12 | |
Январь | |||||
17 | Правила продвинутого пользователя интернета | Деловая игра | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 16.01 |
18 | Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить еще один день (Д.Лихачев) | Работа с историческими документами | 1 | 23.01 | |
19 | С чего начинается театр? | анализ биографии театрального деятеля | 1 | 30.01 | |
Февраль | |||||
20 | Научный прорыв моей страны | Интеллектуальный марафон | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 06.02 |
21 | Россия в мире | Работа с интерактивной картой | 1 | 13.02 | |
22 | Тот, кто не может благодарить, не может и получать благодарность» (Эзоп) | работа с видеоматериалами | 1 | 20.02 | |
23. | Мы все можем | Творческая мастерская | 1 | 27.02 | |
Март | |||||
24 | Мужских и женских профессий больше нет? | Конкурс стихов о женщинах | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 06.03 |
25 | Гимн России | Работа с газетными и интернет-публикациями | 1 | 13.03 | |
26 | Крым на карте России | Работа с интерактивной картой | 1 | 20.03 | |
27 | Искусство – одно из средств различия доброго от злого (Л. Толстой) | Творческая лаборатория | 1 | 27.03 | |
Апрель | |||||
28 | Истории великих людей, которые меня впечатлили | Работа с видеоматериалами | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 03.04 |
29 | Есть такие вещи, которые нельзя простить | Диспут | 1 | 10.04 | |
30 | Сохранимпланету для будущих поколений | Фестиваль идей | 1 | 17.04 | |
31 | Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь (А. Солженицын) | Групповая дискуссия | 1 | 24.04 | |
Май | |||||
32 | Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести… | Литературная гостиная | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 04.05 |
33 | Какие существуют детские общественные организации? | Работа с видеоматериалами | 1 | 14.05 | |
34 | Дай каждому дню шанс стать самым лучшим в твоей жизни (Пифагор) | Творческий флешмоб | 1 | 22.05 |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной общеобразовательной программе
(основного) общего образования
МБОУ «Гимназия №12» Ленинск-Кузнецкого ГО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия№12»
_______________ Е.В. Неведрова
Приказ № 285 от 31.08.2022г.
«Основы математической грамотности»
Программа внеурочной деятельности по направлению
«общеинтеллектуальное»
для учащихся 6-9 классов
Составитель:
Трусова Е.Ю.
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 12»
СОГЛАСОВАНО: Педагогический совет Протокол № 11 от 30.08.2022г. | РАССМОТРЕНО: Научно-методический совет, Протокол № 5 от 30.08.2022г. |
Ленинск-Кузнецкий ГО
2022
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа Кузбасса, России; осознание основ интеллектуального наследия России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в проектно-исследовательской деятельности в пределах возрастных компетенций;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе интеллектуальной деятельности.
6) Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- применение математических знаний для решения разного рода проблем;
- формулирование математическую проблему на основе анализа ситуации;
- интерпретирование и оценивание математических данных в контексте лично значимой ситуации;
- интерпретирование и оценивание математических результатов в контексте национальной или глобальной ситуации;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
ПРИМЕРЫ:
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
6 класс | ||
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | Обсуждение, практикум. практикум. | Проблемно-ценностное общение, познавательная, творческая. |
7 класс | ||
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. | Обсуждение, практикум, занятие-игра, индивидуальная работа в парах, практикум. | Проблемно-ценностное общение, познавательная, творческая. |
8 класс | ||
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | Обсуждение, практикум, занятие-игра, индивидуальная работа в парах, практикум. | Проблемно-ценностное общение, познавательная, творческая. |
9 класс | ||
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | Обсуждение, практикум, занятие-игра, индивидуальная работа в парах, практикум. | познавательная, творческая. |
- Тематическое планирование
6 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма проведения |
1-2 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение, практикум. |
3-5 | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 3 | 1 | 2 | Урок практикум. |
6-8 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 3 | 1 | 2 | Урок-практикум. |
9-10 | Инварианты: задачи на четность (чередование,разбиение на пары). | 2 | 2 | Урок-игра. | |
11-12 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа в парах. |
13 | Графы и их применение в решении задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение, урок-практикум. |
14-15 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 2 | 1 | 1 | Беседа, моделирование. |
16 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 1 | 1 | Проект. | |
17 | Итоговый контроль | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого | 17 | 7,5 | 9,5 |
Тематическое планирование
7 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма проведения |
1-2 | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение, практикум. |
3-4 | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 2 | 1 | 1 | Исследовательская работа, практикум. |
5-8 | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 4 | 1 | 3 | Обсуждение, практикум. |
9-10 | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 2 | 2 | Занятие- исследование. | |
11-12 | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 2 | 2 | Занятие- игра. | |
13 | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | 0,5 | 0,5 | Занятие- исследование. |
14 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 1 | 1 | Проект. | |
15-16 | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 2 | 2 | Исследовательская работа. | |
17 | Итоговый контроль | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого | 17 | 3,5 | 13,5 |
Тематическое планирование
8 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма проведения |
1-2 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем в текстовом формате | 2 | 1 | 1 | Практикум |
3-5 | Решение тестовых заданий на платформе РЭШ | 3 | 3 | Практикум | |
6 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» по теме «Информация, представленная в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем» | 1 | 1 | Практикум | |
7 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни в текстовом формате | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, исследование. |
8 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» по теме «Вычисление расстояний на местности и применение формул в повседневной жизни» | 1 | 1 | Практикум | |
9 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | 1 | 1 | Практикум. | |
10-13 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» по теме Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | 4 | 1 | 3 | Практикум Проектная работа |
14 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 1 | 1 | Обсуждение. | |
15 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 | 1 | Занятие -практикум. | |
16 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | 0,5 | 0,5 | Занятие- исследование. |
17 | Итоговый контроль | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого | 17 | 3 | 14 |
Тематическое планирование
9 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма проведения |
1 | Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. | 1 | 1 | Обсуждение, практикум. | |
2 | Решение тестовых заданий на платформе РЭШ | 1 | 1 | Практикум. | |
3-4 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практикум. Исследование, практикум. |
5 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» | 1 | 1 | Практикум. | |
6 | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | 1 | 0,5 | 0,5 | Моделирование, конструирование алгоритма. |
7 | Решение тестовых заданий на платформе РЭШ | 1 | 1 | Практикум. | |
8 | Задачи с лишними данными. | 1 | 1 | Практикум. | |
9 | Решение тестовых заданий на платформе РЭШ | 1 | 1 | Практикум. | |
10 | Решение типичных задач через систему линейных уравнений. | 1 | 1 | Выбор способа решения, практикум. | |
11 | Решение тестовых заданий на платформе РЭШ | 1 | 1 | Практикум. | |
12 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» | 1 | 1 | Практикум. | |
13 | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение, практикум. |
14 | Решение стереометрических задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение, практикум. |
15 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» | 1 | 1 | Практикум. | |
16 | Решений заданий на сайте «Решу ОГЭ» | 1 | 1 | Практикум. | |
17 | Итоговый контроль | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого | 17 | 2 | 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Программа внеурочной деятельности по профориентации "Мой выбор-моё призвание"
Программа внеурочной деятельности по профориентации "Мой выбор-моё призвание" для 8-х классов...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Программа внеурочной деятельности по курсу "Мой выбор". Направление: социальное
Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Профориентация» cоциальное направление «Клуб экспертов выбора профессий»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обуч...