Тема урока
| «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» |
Цель урока | Формирование навыков сложения вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. |
Планируемые результаты обучения | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Предметные: изучение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применение его при решении задач и упражнений, Метапредметные: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
|
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование | Компьютер, проектор, рюкзачок, набор «Доли и дроби», карточки со школьными принадлежностями (карандаш, ручка, пенал, ластик, треугольник, линейка) для складывания в рюкзачок. |
Этап 1. Организационный. Мотивация и самоопределение к деятельности |
Задачи | Организовать осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность. |
Длительность этапа | 1-2 мин |
Деятельность преподавателя | Зачитывает стихотворение: Посмотрите, все ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок. Начинается Урок. |
Деятельность учащихся | Проверяют готовность к уроку. |
Формируемые УУД | самоорганизация, формирование позитивного настроя на работу. |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Задачи | Организовать подготовку учащихся к открытию нового знания |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Деятельность преподавателя | I.Предлагает игру «да» или «нет» 1. В дроби 7/9 знаменатель - 9 2. Дробь 5/8 -правильная 3. Дробь 7/4 -правильная 4. В дроби 3/5 -числитель 5 5. Дробь 14/15 ˂1 6. Дробь 15/9 ˂1 7. 21/21=45/45 8. 6/13˃4/13 9. 4/9˃4/11 10.1/2=4/8 Организует проверку в парах по ключу №1+;№2+;№3-;№4-;№5+;№6-;№7+;№8+;№9+;№10+. Предлагает выставить отметки: Отметка «5» - 9-10 верных ответов «4» -7-8 правильных ответов «3» -5-6 верных ответов «2» -менее 5 верных ответов. II.Организует решение задачи: - В классе 28 учеников. 2/7 учащихся класса занимаются шахматами,1/7 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся класса занимаются спортом?
Поставьте вопросы к задаче. Выслушивает ребят. Ребята не умеют складывать дроби и решают задачу методом нахождения дроби от числа. III.Организует решение задания. Ученики 5 класса Витя и Петя поспорили. Витя утверждал, что 3/5 от 250 больше, а Петя решил что 2/9 от 630 больше. Кто же из мальчиков прав? |
Деятельность учащихся | Выполняют работу на отдельных листочках «да» ставят +, «нет» пишут – Проверяют друг друга по ключу и оценивают. Формулируют вопросы к задаче. Решают задачу и задание. |
Формируемые УУД | Умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
|
Этап 3. Постановка учебной задачи |
Задачи | Обеспечить определение цели и задач, которые необходимо решить на уроке для достижения поставленной цели. |
Длительность этапа | 4-5 минут |
Деятельность преподавателя | Предлагает решить задачу: За обедом Карлсон съел 3/8 всех плюшек, а за ужином 2/8 всех плюшек. Какую часть плюшек съел Карлсон за обедом и ужином? Задает вопросы: - Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Какие знания нам нужны, чтобы получить ответ на вопрос задачи?
- Что мы должны сделать на уроке? Какова тема урока и цель?
|
Деятельность учащихся | Ребята отвечают на вопросы и приходят в выводу , что для решения задачи нужно сложить дроби. Значит нужно изучить правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Формулируют тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Цель: научиться выполнять сложение и вычитание дробей Записывают тему в тетрадь.
|
Формируемые УУД | - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
|
Этап 4. Открытие нового знания |
Задачи | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, способствовать усвоению алгоритма сложения и вычитания дробей |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Деятельность преподавателя | Организует решение задачи. Демонстрирует решение с помощью набора «Доли и дроби».
Задает вопросы: Сколько будет? Что нужно сделать, чтобы сложить дроби? Сформулируйте правило сложения дробей. Предлагает задачу: У Винни-Пуха было 4/5 горшочка меда, за обедом он съел 3/5 имевшегося у него меда. Какая часть меда еще осталась? Какое действие необходимо выполнить? Что нужно сделать чтобы вычесть дроби? Сформулируйте правило вычитания дробей. Прием «Проговаривание» Проговорите правила вычитания и сложения дробей своему соседу по парте. Если не получается, откройте учебник и прочитайте правило. |
Деятельность учащихся | Учащиеся, установив, что задачу нужно решить сложением записывают в тетрадь действие
3/8 + 2/8= 5/8 Пытаются объяснить ответ и формулируют правило. Проговаривают правило друг другу. Учащиеся, установив, что задачу нужно решить вычитанием записывают в тетрадь действие 4/5-3/5= 1/5 Пытаются объяснить ответ и формулируют правило. Проговаривают правило друг другу.
|
Формируемые УУД | - Умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы
- Умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
|
Физкультминутка |
Этап 5. Первичное закрепление |
Задачи | Установить правильность и осознанность изученного материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Деятельность преподавателя | Работа с таблицей а | 5/12 | 4/11 | 9/15 | 10/13 | в | 3/12 |
|
|
| а+в |
| 7/11 | 12/15 |
| а-в |
|
|
| 6/13 |
Предлагает вернуть к задаче , которую решали в начале урока. И спрашивает, можно ли применить правило изученное на уроке при решении этой задачи? Организует решение задачи другим способом. 1)1/7+3/7=4/7-часть учащихся занимается спортом 2)28:7*4=16(учащихся)занимается спортом
Организует работу по выполнению - №1005.
Просит сформулировать вопросы к задаче. Решите задачу. - №1011 по цепочке с комментарием
|
Деятельность учащихся | Заполняют таблицу . Комментируют решение. Формулируют вопросы к задачам. Решают задачи в тетради. Комментируют решение № 1011 |
Формируемые УУД | Умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
|
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль |
Задачи | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действия |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Деятельность преподавателя | Организует выполнение самостоятельной работы и самопроверку по ответам 14/19; 1/7; 4/11; 11/12; 1/15; 3\16. |
Деятельность учащихся | Выполняют №1011 Проверяю себя по ответам
|
Формируемые УУД | - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,
- Умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
|
Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Задачи | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Деятельность преподавателя | Задает вопросы по решению заданий |
Деятельность учащихся | Решают №1008, №1009 |
Формируемые УУД | - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
|
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Задачи | Инициировать рефлексию по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности на уроке |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Деятельность преподавателя | Организует рефлексию . Прием «Рюкзачок»
|
Деятельность учащихся | Ребята берут «Рюкзачок» и «кладут» в него карточки, и проговаривают, что узнали и чему научились на уроке: Я узнал… Я научился…. Я запомнил… Я знаю, как… Я умею… Я могу… |
Формируемые УУД | - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
|
Итоговый контроль, подведение итогов | Д/з: №1039, №1041 Творческое задание: составить две задачи на сложение и вычитание дробей и сделать рисунок к задачам. |