Виды самостоятельных работ
статья по алгебре
В данной статье рассматриваются виды самостоятельных работ, используемые на уроках математики в основной общеобразовательной школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
виды самостоятельных работ | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
При обучении математике применяются устные и письменные самостоятельные работы; классные и домашние; групповые, фронтальные и индивидуальные.
В зависимости от целей, которые я ставлю перед самостоятельными работами, они могут быть:
- Обучающими
- Тренировочными
- Закрепляющими
- Повторительными
- Развивающими
- Творческими
- Контрольными
ОБУЧАЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении обучающимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Знания, которые обучающийся усвоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. Здесь же решается и большая воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких – то практических задач. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.
Можно предложить учебной группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во – первых, учитель должен быть убежден, что каждый обучающийся готов к ней, во – вторых, обучающийся должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы.
Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу для обучающихся, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. В процессе обсуждения должно быть все выяснено.
Самостоятельно изученный на уроке материал должен быть закреплен. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным обучающимся, и перегрузки обучающихся домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить обучающемуся на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят им материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.
Все различные виды самостоятельной работы при изучении нового материала полезны не только в вопросе формирования умений и навыков самостоятельно работать, но и содействуют выработке сознательного и творческого отношения к труду вообще. Учителю надо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо проверять немедленно (это даёт учителю чёткую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения) и не ставить за них плохих оценок (цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке).
К обучающим самостоятельным работам следует отнести составление примеров на изучаемые правила, свойства. (Например: в 5 классе при изучении темы «Буквенная запись свойств сложения и вычитания» можно предложить учащимся следующую самостоятельную работу: составить по 2-3 примера, иллюстрирующих свойства сложения и вычитания).
Конечно, не все учащиеся сразу найдут примеры, но рассмотрев примеры учащихся, учитель сумеет направить их по нужному пути. Самостоятельно составляя примеры на изучаемые правила и свойства учащиеся осмысленно их запоминают, учатся применять их, с интересом воспринимают изучаемый материал, т.к. они сами участвуют в его объяснении. К обучающим самостоятельным работам относятся так же самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности класса и осуществляться обратная связь. Для этого использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями. Во время проведения математических диктантов учащиеся учатся на слух воспринимать информацию, учатся перекладывать ее на математический язык, быстро решать. Также во время проведения диктантов тренируются навыки быстрого счета. Обычно для контроля за правильностью, использую взаимопроверку (обмен тетрадями), а в это время два ученика у доски еще раз отвечают на вопросы диктанта. Оцениваю их работу (в основном вызываю сильных учеников).
К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить определения, свойства тех или иных математических объектов и т.д., тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя, можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Всё это создаёт благоприятный климат для слабых учащихся. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуравненым карточкам. Некоторые учащиеся, выполнив своё задание хотят попробовать решить задания более высокого уровня. Постепенно учащиеся привыкают не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке.
ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
К закрепляющим, можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развития логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил. Они показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида, я определяю нужно ли ещё заниматься данной темой. Примеры таких работ в изобилии встречаются в различных дидактических материалах.
Обычно когда до конца урока остается минут 10, даю возможность поработать самостоятельно в тетрадях. Иногда некоторые задания решаем совместно с комментированием, но не у доски. Опять идет отработка навыка восприятия информации на слух. Оставшиеся упражнения идут на дом. Таким образом, сильные ученики успевают решить больше, и соответственно у меня есть возможность в качестве домашнего задания дать трудные олимпиадные задачи.
ПОВТОРИТЕЛЬТНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Очень важны так называемые повторительные работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания. Какие проблемы смогут затруднить изучения нового материала. Для повторения использую домашние контрольные работы.
РАЗВИВАЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов, проведение в школе «дней математики», сочинение математических игр, сказок, и.т.д. На уроках это самостоятельные работы требующие умения решать исследовательские задачи. Сильные ученики участвуют в олимпиадах, кроме этого я даю на уроке дополнительные сведения по теории, а затем на дом или в оставшееся время на уроке задачи на использование этих знаний.
ТВОРЧЕСКИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.
Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на поиск 2-го, 3-го, и т.д. способа решения задачи. К творческим заданиям можно отнести рефераты, поиск исторической справки, необычные задачи. Решение математических ребусов, кроссвордов, составление их. Также прохождение различных тестов (например тест в соцсетях на определение IQ). Использую онлайн – тесты:
- iq2u.ru
- metaschool.ru
- matematestonline.narod.ru
-math-test.ru
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. По существу разработка текстовых контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть разноуровневыми по содержанию и объёму работы; во-вторых они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; в-четвёртых они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать процесс в своей общей подготовке.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КНИГОЙ.
Умение работать с учебником - одно из важнейших умений учиться. Неумение работать с книгой приводит к тому, что учебный труд становится мучением для ученика. Без овладения умением рационально работать с учебником невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценное усвоение знаний, как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с учебником. Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависят от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с книгой, учебником, справочной и иной литературой. Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. На уроках можно предложить занимательные задачи, различные игры. Планируя уроки математики можно выделить те разделы или отдельные вопросы, которые учащиеся будут изучать по учебнику самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте. В 5-8 классах учитель может заранее составить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте.
Можно так же использовать следующий приём- это выполнение упражнений с одновременным чтением правила по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного свойства, правила, ученикам предлагается читая правило по частям, решать примеры задачи.
Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. Предоставляю каждому учащемуся самостоятельно выбрать уровень работы.
Кроме этого, конечно же, как и все учителя, уже с 5 класса настраиваю детей на сдачу экзаменов. Поэтому в качестве контролирующей промежуточной работы использую тематические проверочные работы, задания в которых аналогичны заданиям КИМ. Эти работы я даю как контрольные работы, так как их содержание охватывает материал пройденной главы. Работа выполняется на листе формата А4. Заполняется соответствующая таблица для первой части и вторая часть также, как на ЕГЭ, оформляется на соответствующем бланке.
Вообще, форм самостоятельной работы очень много. Так, по степени индивидуальности, ее можно разделить на общеклассную (решение задач самостоятельно с последующей проверкой), групповую (в парах, группах) (для меня лично это самая сложная в организации работа, так как может возникнуть ситуация, когда одни сильные ученики решают, а другие отсиживаются), индивидуальную. Конечно, самой эффективной и показательной я считаю индивидуальную - сразу понятно, над чем стоит еще поработать, и в отношении каждого учащегося складывается картинка.
Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как один из видов самостоятельной работы
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону обучения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного обра...
Выступление "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"....
Виды самостоятельной работы на уроках истории
В статье предложены виды работ с учебником, документом, картой и другими материалами на уроках истории...
применение на уроках математики различных видов самостоятельных работ с учетом уровневой дифференциации
В статье указывается на необходимость применять уровневую дифференциацию на уроках математики при проведении самостоятельных работ. Приведены примеры разноуровневых самостоятельных работ....
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
примеры различных видов самостоятельных работ и способы их проведения....
«Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине “Анатомия и физиология человека” »
Особое место в системе занятий, на которых студенты плодотворно овладевают опытом самостоятельной учебно-познавательной деятельности, являются семинары и консультации. Самостоятельную работу необ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Самостоятельная работа – обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Испльзование различных видов самостоятельной работы позволит формировать такие ключевые компетенции как: учи...