«Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине “Анатомия и физиология человека” »
статья по теме
Особое место в системе занятий, на которых студенты плодотворно овладевают опытом самостоятельной учебно-познавательной деятельности, являются семинары и консультации. Самостоятельную работу необходимо организовать так, чтобы студенты постоянно преодолевали посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых студенту, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Работа по развитию, умению и навыков самостоятельного и умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности студентов, осуществляющееся путем усложнения заданий и путем изменения роли и руководства педагога при выполнение студентами этих заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lavrenteva_l.v.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙКОЛЛЕДЖ»
Доклад
Тема: «Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине
“Анатомия и физиология человека” »
Составила:
преподаватель Лаврентьева Л.В.
Балаково 2014г.
Исследования и опыт работы педагогов, успешно организующих самостоятельную работу студентов, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество и прочность усваиваемых знаний повышается, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки студентов.
Под самостоятельной работой в развивающем обучении понимают учебно - познавательную деятельность студентов, направленную на развитие их творческих способностей, выполняемую по заданию педагога. При этом студенты максимально используют умственные и волевые усилия, а педагог создаёт ситуацию успехов посредством мотивации учения и оказания педагогически обоснованной помощи.
Любая деятельность человека состоит из множества поведенческих актов, которые стимулируются внешними и внутренними раздражителями, воздействующими через органы чувств на кору головного мозга.
При организации самостоятельной работы предложение педагогом конкретного задания студентам влечёт за собой появление мотивационной установки. Задание играет роль комплексного внешнего раздражителя, стимулирующего аналитико-синтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений. Анализируя содержание полученного задания, сопоставляя его с накопленным в памяти запасом знаний и предшествующим практическим опытом, студенты с должной глубиной осознают и обдумывают цель задания, предусматривают предстоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно намечают те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание. Это первое звено поведенческого акта. Второе звено поведенческого акта - это осуществление намеченных практических действий. На этой ступени студенты выполняют полученное задание. Третье звено - анализ достигнутых результатов действия, их сопоставление с намеченной целью и предполагавшимися результатами т. е. студенты осуществляют самоконтроль выполнения задания. В зависимости от результатов действие продолжается или заканчивается.
Специфика задания для самостоятельной работы во многом определяет функцию студентов при выполнении этой работы. Студенты воспринимают и осознают цель задания, опираясь на имеющийся запас знаний, умений и навыков. Для реализации осознанной цели ребята намечают соответствующие приёмы выполнения работы и в той или иной степени программируют результаты. Студенты выполняют задание, осуществляя самоконтроль и сопоставляя полученные результаты с намеченной целью; при получении неправильных данных продолжают поиск нужных результатов, используя другие приёмы, представляют оформленные результаты педагогу для проверки и оценки. То есть функция студентов при выполнении самостоятельной работы представляет собой сложные поведенческие акты, обеспечивающие целенаправленную, активную познавательную деятельность, в которой ведущую роль играют мыслительные аналитико - синтетические процессы, что является главной особенностью эффективного учения. Одно из дидактических требований к подготовке самостоятельной работы гласит, самостоятельную работу студентов необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечить накопление студентами не только знаний, но и своего рода общих приёмов, умений, способов, умственного труда, посредством которых усваиваются знания. Существуют разнообразные приёмы привлечения студентов к самостоятельной работе при изучении нового материала. Можно читать лекцию, объяснять и в нужный момент задать вопрос:» Что вам уже известно по данной теме?» Вспомнить вместе со всей группой студентов информацию по изучаемой теме и сделать короткую запись на доске. Или дать установку студентам - внимательно слушать короткую информацию по теме, затем предложить студентам записать эту информацию по памяти. Многие студенты справляются с заданием, для тех кто не справился, информация воспроизводится вновь. Данный приём приучает студентов активно воспринимать новый материал, т. е. работать самостоятельно. Также мною на лекции используется раздаточный материал для самостоятельной работы студентов. Это схемы, рисунки, таблицы. По ним студенты самостоятельно ищут ответы на вопросы изучаемого материала, записывают их в тетрадь. Затем материал разбирается с участием студентов в форме эвристической беседы, записываются дополнительные данные. Студентам предлагается показать на таблице, в атласе или на муляже строение органа, его части, отделы, границы, месторасположение, слои стенки и т. д. Предлагается сравнить строение отдельных тканей, органов, найти различие в строении, отличительные особенности, ответить на вопрос, почему ткань или орган имеет такое строение, для чего это необходимо. К сожалению, недостаточное количество часов программы по дисциплине не дает возможности для широкого использования самостоятельной работы студентов при изучении нового материала. Раздаточный материал, который используется на лекции, прилагается.
Самостоятельная работа студентов может проходить, как составная часть лекции, когда ей отводится 15-20 минут занятия. Это может быть работа с учебником, проведение эксперимента, зарисовка схем, составление таблиц. Студенты могут самостоятельно изучить такие вопросы, как строение клетки, форму костей, их химический состав, оси и плоскости тела человека, звенья рефлекторной дуги, отличительные особенности условных и безусловных рефлексов, типы темперамента человека, строение и функции кожи, витамины, иммунитет и т.д. Можно использовать дидактические карточки с заданиями (прилагаются). Карточки содержат вопросы, требующие при ответе на них, анализа, сравнения, доказательства, формулирования определений, различного характера таблицы и схемы, учебные задачи, тексты, которые необходимо проанализировать и сделать выводы. С помощью карточек педагог может развивать у студентов умение рационально работать с учебником, организовывать проверку усвоения студентами изученного материала, систематически закреплять опорные знания, устанавливать связи с ранее изученным материалом, руководить их самостоятельной работой дома, вызывать интерес к дисциплине, чтению научно-популярной литературы. В карточках для организации работы с учебником на уроке при изучении нового материала внимание акцентируется на развитие умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умение находить ответы на вопросы в тексте параграфов, на чтение рисунков и схем, определение наиболее важного материала, выявление основных теоретических положений, формирование умений анализировать описываемые явления, находить в тексте доказательный материал, проводить сравнение, делать выводы. Карточки этого типа можно использовать для массовой проверки знаний студентов. В процессе объяснений нового материала можно предложить 1-2 карточки для самостоятельной работы студентов на уроке и затем проверить ее выполнение. Можно после чтения лекции использовать технические средства обучения. Задаются вопросы и студенты смотрят на экран, ищут ответы на них. Они включены в познавательную деятельность. Этот прием используется мною при изучении следующих тем:
- «Процесс движения»
- «Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма»
- «Процесс кровообращения и лимфообращения»
- «Анатомо-физиологические аспекты потребности есть и пить»
- «Процесс репродукции»
В своей практике я широко применяю прием опережающего обучения. Студентам заранее дается задание для изучения нового материала, которое используется при объяснение темы на лекции. Студенты делают дома конспекты, помогают мне объяснять материал на лекции. Необходимо ставить студентов в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания и при этом благожелательно относиться к их труДУ» быть заинтересованным в их успешном выполнении задания, осуществлять мотивационно - стимулирующее воздействие на студентов с целью повышения качества выполнения задания и сообщать цели и критерии оценок за их выполнение.
Особое место в системе занятий, на которых студенты плодотворно овладевают опытом самостоятельной учебно-познавательной деятельности, являются семинары и консультации. Семинар немыслим без тщательной работы дома над пособиями, схемами, дополнительной литературы. К семинару, посвященному изучению нового материала задание дается заранее, формируются вопросы, называются источники, указываются темы докладов, рефератов, сообщений, какие необходимо провести опыты, измерения. Давая задание на дом, необходимо продумать его объем и установить время для его выполнения. Важно научить студента приемам выполнения домашнего задания, устного и письменного. Помогать студентам готовить доклады, рефераты. Систематически проверять выполнение заданий. Демонстрировать и публично разбирать лучшие ответы, схемы, тезисы, конспекты, дневники. Необходимо проводить индивидуальную работу с отдельными студентами по развитию самостоятельности во внеурочное время. Больше внимания уделять сильным студентам с целью развития их творческого потенциала.
Самостоятельные работы творческого типа требуют от них глубоких и разнообразных интеллектуальных знаний, практических навыков, активной умственной деятельности, смекалки и воображения. Логика поисковой работы направлены на формирование способностей работать с учебной и дополнительной литературы, с целью приобретения необходимых знаний. Такие работы требуют от студентов умение вдумываться впрочитанное, понять его смысл, выделить в тексте главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, существенные признаки изучаемого объекта. Задания для сильных студентов прилагаются.
Самостоятельную работу необходимо организовать так, чтобы студенты постоянно преодолевали посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых студенту, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Работа по развитию, умению и навыков самостоятельного и умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности студентов, осуществляющееся путем усложнения заданий и путем изменения роли и руководства педагога привыполнение студентами этих заданий.
На семинарах обобщающего вида идет серьезная работа по подведению итогов, заполнению пробелов, окончательному оформлению знаний по изучению темы. На семинарах я использую репродуктивный тип самостоятельной работы, который включает воспроизводящие и обзорные самостоятельные работы, направленные на припоминания изученного материал, узнавании предметов и явлений. Такие работы проводятся с целью контроля знаний и умений по итогам изучения темы или раздела. Они также могут служить средствам закрепления учебного материала. Обзорные работы способствуют выработки упорядоченных и систематизированных знаний. Такие работы требуют умений сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал по определенным признакам. Особенностью обзорных работ является то, что значительной по своей информативной емкости учебный материал может быть преобразован в компактной и удобной для усвоения и запоминания вид. Студенты выполняют задания по составлению таблиц, граф - логических структур. Карточки, содержащие задания для самостоятельной работы на занятиях и дома дополняются карточками - информаторами, включающими дополнительную информацию, нужную для выполнения заданий. Карточки могут содержать вопросы и задания, ориентируемые на работу с натуральным раздаточным материалом. Например: рассмотрите микропрепарат и опешите, что вы видите, зарисуйте увиденное, обозначьте составные части... Карточки могут содержать задания, связанные с заполнением таблиц, по предлагаемой в них схеме. Наибольший интерес у студентов вызывают иллюстрированные карточки - задания. Иллюстрация дают возможность студентам оживить полученное ранее представление об изучаемых объектах и на этой основе извлечь из памяти необходимую информацию. Иллюстрированные карточки могут включать вопросы и задания направленные на выявления знаний о строение изученных объектов (напишите, что обозначено цифрами..., поясните, почему...), умений сравнивать, находить общее и отличительное, делать соответствующие выводы.
Вопросы и задания, включаемые в дидактические карточки, должны быть ориентированы на краткие, конкретные ответы, выполнения студентами всей работы не должно превышать 15 минут. Карточки можно использовать при проведении уплотненной проверки знаний студентов. Та или иная карточка может использоваться в ходе нескольких занятий. Применение дидактических карточек дает педагогу возможность при укреплении и контролю знаний осуществлять индивидуальный подход к изучению. Студентам, интересующимся дисциплиной, предлагаются задания повышенной трудности, другим, посильные для них вопросы и задания с постепенным усложнением. При наличии нескольких комплектов дидактических карточек можно проводить фронтальную работу по закреплению и контролю знаний студентов. Целесообразно для каждой работы иметь 4 варианта карточек по 7-10 экземпляров (в зависимости о выполняемости аудиторий), С тем, чтобы можно было путем сравнения ответов по каждому варианту выявить, какие вопросы и задания оказались трудными для отдельных студентов, а какие для многих.
Консультации я провожу с целью разъяснения студентам тех или иных трудных разделов темы и перед экзаменом. Обычно консультация проводится в форме беседы: вопрос - ответ, с привлечением к ответам сильных студентов, от которых требуется большая собранность, хорошее знание материала, находчивость, умение четко и доступно раскрыть особенности темы.
Более фундаментальным видом самостоятельных занятий являются практические занятия, выполнение лабораторных работ, решение задач. Методическая разработка практического занятия прилагается. Такие занятия относятся к поисковым самостоятельным работам, которые способствуют приобретению новых знаний и способов действия в процессе проведения экспериментов и лабораторных работ. Эффективность таких работ формирование глубоких знаний и прочных умений обуславливается использованием студентами в органическом единстве теоретических знаний и практических умений. Серьёзное внимание нужно уделить контролю результатов самостоятельной работы. Каким бы простым не являлось задание, его надо проанализировать. Оценке подвергается характер, полнота содержание выполненной работы. Регулярная проверка самостоятельных работ студентов сразу же после их выполнения даёт педагогу возможность устранить ошибки и пробелы в знаниях и умениях, что является очень важным в целях достижения высокой успеваемости студентов. Опыт показывает, что проверка знаний и качества выполнения работ имеет важное воспитывающее значение. Она приучает ребят к тщательному выполнению заданий, поддерживает на должном уровне их учебную активность, формирует у них чувство ответственности, дисциплинирует.
Карточки для закрепления и проверки усвоения знаний учат студентов устанавливать связь теоретических положений с практикой, с жизнью, извлекать дополнительную информацию из иллюстративного материала, рассматривать изученный объект или явление под другим углом зрения, обобщать и анализировать знания.
Внеаудиторная работа студентов осуществляется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В Балаковском медицинском училище разработаны рекомендации по самостоятельной работе студентов, которые обсуждены и приняты на методическом совете. Учебное время, отведённое для самостоятельной работы учебным планом, составляет не менее 1\3 общего объёма учебного времени студентов,
отведённого для изучения дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине выполняется в учебных кабинетах, библиотеке, на базе практического здравоохранения и в домашних условиях. На самостоятельное изучение выносятся темы,
включённые в учебные планы, но не рассматриваемые на теоретических и практических занятиях или те темы, на изучение которых выделено не достаточное количество часов. Учебный материал, предусмотренный
рабочим планом, для усвоения студентами в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль, наряду с учебным материалом, который отрабатывается при проведении занятий; контроль качества
самостоятельного изучения материала проводится во время консультаций, индивидуального собеседования со студентами, при проверке рефератов, кроссвордов, тетрадей для внеаудиторной работы, творческих работ. В качестве формы контроля внеаудиторной работы студентов я использую семинарские занятия, зачёты, тестирование, самоотчёты, контрольные работы, защиту творческих работ. При оценке результатов внеаудиторных самостоятельных работ я учитываю уровень освоения студентами учебного материала, умения использовать теоретические знания на практике, обоснованность и чёткость изложения ответа, оформление материала в соответствии с требованиями. Объём времени, формы, виды, содержание самостоятельной работы, формы контроля отражены в рабочей программе. Таблица по внеаудиторной работе студентов прилагается.
Итогом внеаудиторной творческой работы студентов являются конференции, конкурсы, выставки творческих работ студентов, учебная исследовательская работа. Содержание внеаудиторной работы, не будучи строго регламентированным позволяет более оперативно использовать новейшие достижения науки. Сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм деятельности студентов позволяет использовать всё многообразие педагогических средств по формированию интереса к знаниям. Элемент занимательности будит интеллектуальные, моральные, эстетические чувства студентов. К познавательной деятельности студентов располагает сама атмосфера доброжелательности, отсутствие нервозности, положительное отношение преподавателя к студентам. Хорошо развивается творческая деятельность студентов при организации учебной исследовательской работы. Студенты знакомятся с научной литературой, готовят доклады, рефераты, проводят исследование, обрабатывают полученные данные, анализируют, систематизируют, делают выводы.
Студентами под моим руководством проведена учебная исследовательская работа на тему: Высшая нервная деятельность. Типы
темперамента студентов Балаковского медицинского училища и сложности в учёбе и поведении». В училище стало доброй традицией проведение конкурса: «Познай себя», в организации и проведении которого я принимаю непосредственное участие. Конкурс по анатомии и физиологии проводится с целью углубления и расширения знаний студентов по дисциплине и развития их творческого потенциала. Подготовка к конкурсу вызывает у студентов интерес к предмету, они знакомятся с научными достижениями, читают дополнительную литературу, изготовляют наглядные пособия, раскрывают свои таланты. Многие студенты, участвуя в конкурсе, укрепляют свой авторитет среди сокурсников и педагогов, повышают свою самооценку.
При проведении экскурсий студенты расширяют свой кругозор, знакомятся с практическим здравоохранением. Мною организуются экскурсии для студентов на станцию переливания крови, клиническую и патологоанатомическую лабораторию. Один из видов внеаудиторной работы студентов изготовление наглядных пособий, которые затем используются на занятиях. Это таблицы, схемы, модели из пластилина, альбомы. Студенты составляют кроссворды, ребусы, загадки, пишут стихи. Работы и фотографии наглядных пособий прилагаются.
Организовать самостоятельную работу студентов сложно. Проводится анализ учебного материала с точки зрения подбора заданий для самостоятельной работы. Затем проводится определение типов и видов самостоятельных работ, устанавливаются цели; (научиться, узнать, найти решение....) продумывается последовательность действий, операций; подготавливается материальная база (дидактический материал, приборы, технические средства, литература. Студенты предварительно обучаются навыкам самостоятельной работы (как читать и вычленять главное, писать конспекты, тезисы, составлять планы, решать задачи, работать с приборами, техническими средствами...); продумываются способы оформления результатов работы. Мною разработаны методические указания для самостоятельной работы студентов по всем практическим занятиям дисциплины, где указываются цели, что студенты должны знать , уметь, расписаны этапы работы, способы их выполнения, вопросы для самоконтроля знаний. Приходится считаться и с таким фактом, как неспособность многих студентов самостоятельно работать, их стремление увильнуть, избежать, а порой и сорвать самостоятельную работу, их желание всё получить в готовом виде, без труда и собственных усилий.
Задача преподавателя - побуждать и укреплять познавательные интересы студентов, сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными.
Список литературы
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М.; Просвещение, 1984г.
- Яковлев Н.М. Методика и техника урока. - М.; Просвещение, 1985г.
- Савин Н.В. Педагогика. - М.; Просвещение, 1978г.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.; Педагогика, 1979г.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.; 1982г.
- Онищук. В.А. Урок в современной школе.-М.; 1982г.
- Лернер. ИЯ. Дидактическая система методов обучения. - М.; 1976
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды, формы и методы самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов – это разнообразные виды деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя во (специально отведенное для этого ау...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта) ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам тр
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны преподавателем дисциплин профессионального цикла по специальности 190701 «Организация перевозок и уп...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов "Роль самостоятельной работы студентов в формировании здоровья и развития физических качеств".
В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использоват...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы студента по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое ...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по теме: ГОРМОНЫ для студентов IV курса
Дисц Дисциплина: МДК. 03. Теория и практика лабораторных биохимических исследований Спе Специальнсость: 31.02.03 Лабораторная диагностика...
Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы УД ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
Конспекты лекций предназначены для обучающихся 1 курса по специальности Сестринское дело, Фармации изучающих учебную дисциплину «Анатомия и физиология человека». Конспекты лекций сос...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
Самостоятельная работа студентов: понятия и основные виды Основная задача среднего специального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, ...