Рабочая программа по алгебре для 8 класса
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Харыбина Елена Ивановна

Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов; усвоение аппарата уравнений и неравенства как основного средства математического моделирования прикладных задач; осуществление функциональной подготовки школьников.

На основе требований ФГОС ООО предполагается реализация деятельностного, личностно-ориентированного подходов, которые определяются задачами обучения:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8a_algebra.docx61.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 8 «А» класса  разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 );
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «СОШ № 1» на 2021 – 2022 учебный год.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СРЕДСТВАМИ УМК по предмету:

1. Учебник: Макарычев Ю.Н. Алгебра 8 класс: Учебник/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова.- М.: Просвещение, 2019.

2. Звавич Л.И. Алгебра, 7 класс: дидактические материалы / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2018.

Тематическое планирование рассчитано на 3 учебных часа, что составляет 100,5 учебных часа в год.

Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.

Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов; усвоение аппарата уравнений и неравенства как основного средства математического моделирования прикладных задач; осуществление функциональной подготовки школьников.

На основе требований ФГОС ООО предполагается реализация деятельностного, личностно-ориентированного подходов, которые определяются задачами обучения:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

 

                       Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • Проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы,  использование этих достижений в других науках и прикладных сферах.
  • Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализация его прав, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр .); готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
  • Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
  • Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве.
  • Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, понимание математической  науки как сферы  человеческой  деятельности,  этапов  её  развития и значимости для развития цивилизации; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладение простейшими навыками исследовательской деятельности.
  • Ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды.
  • Готовность к действиям в условиях неопределённости, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.
  • Способность осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные результаты

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные результаты

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание учебного предмета «Алгебра»

1.Рациональные дроби (23 ч).

Рациональные дроби и их свойства. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать:  рациональные дроби, свойства рациональных дробей, алгоритмы нахождения произведения и частного дробей, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби, сведения о статистических характеристиках, понятие среднего гармонического ряда положительных чисел, свойства графика функции 

hello_html_9d24c8c.gif .

Уметь: 

-выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

-находить допустимые значения переменных алгебраических выражений;

-использовать приведение дробей к общему знаменателю при сложении и вычитании дробей;

-использовать формулы сокращённого умножения при сокращении дробей;

-находить произведение и частное дробей;

-возводить дробь в степень.

2. Квадратные корни (19ч.)

Действительные числа. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Применение свойств арифметического квадратного корня.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать:

 начальное представление о понятии действительного числа, понятия рационального и иррационального  чисел, понятие корня, арифметического квадратного корня и свойства арифметических квадратных корней; теорему о корне из произведения и дроби, тождество= |α|, как освободиться от иррациональности в знаменателе.

Уметь:

-записывать дроби в виде периодических дробей, в виде бесконечных десятичных дробей;

- сравнивать такие дроби;

- находить значение корня; значение выражения, содержащего корень;

- решать уравнения;

- находить приближённые значения квадратного корня;

-находить значение выражения, пользуясь теоремой о корне;

- упрощать выражения, содержащие корни;

-выносить множитель за знак корня;

- вносить множитель под знак корня.

3.Квадратные уравнения (21ч.)

Квадратное уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать: определения квадратного уравнения, неполных квадратных уравнений; алгоритм решения неполных квадратных уравнений; формулы, для нахождения корней квадратного уравнения; теорему Виета; как использовать квадратные уравнения для решения текстовых задач.

Уметь:

-решать неполные квадратные уравнения;

- выделять квадрат двучлена;

- решать квадратные уравнения по формулам 1 и 2;

- решать простейшие рациональные уравнения;

- применять решения квадратных уравнений для решения задач.

4.Неравенства (20ч.)

Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной и их системы.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать: свойства числовых неравенств; решение линейных неравенств с одной переменной; теоремы о почленном сложении и умножении неравенств;  применение при выполнении простейших упражнений; понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Уметь:

-применять неравенства для оценки значений выражений;

- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;

- решать двойные неравенства;

- находить погрешности.

5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (11ч.)

Степень с целым показателем и её свойства. Элементы статистики.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать: свойства степени с целым показателем; метод доказательства этих свойств; как показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями;  понятие о записи числа в стандартном виде;  примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Уметь:

-применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях;

-записывать числа в стандартном виде;

-находить среднее арифметическое, размах и моду ряда.

-вычислять значения выражений содержащих степень с целым показателем устно и письменно

-строить гистограммы, работать с таблицами.

6. Повторение (6 ч.)

Систематизация знаний и умений.

                                   Календарно-тематическое планирование

Номер

урока

Пункт учебника

Наименование разделов и тем

План

Факт

Глава 1. Рациональные дроби (23ч.)

§1. Рациональные дроби и их свойства (5ч.)

1

п.1

Рациональные выражения

2

Рациональные выражения. Известный математик, автор школьного учебника Ю.Н. Макарычев

3

п.2

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

4

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

5

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

§2. Сумма и разность дробей (7ч.)

6

п.3

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Отечественные учёные об исследовании числовых закономерностей.

7

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

8

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

9

п.4

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

10

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Вклад Л.Ф. Магницкого в развитие математики. 

11

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

12

Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание дробей»

13

Работа над ошибками.

§3. Произведение и частное дробей (11ч.)

14

п.5

Умножение дробей. Возведение дроби в степень

15

Умножение дробей. Возведение дроби в степень

16

Умножение дробей. Возведение дроби в степень

17

п.6

Деление дробей. Современные достижения отечественной науки в области вычислений.

18

Деление дробей

19

п.7

Преобразование рациональных выражений

20

Преобразование рациональных выражений

21

Преобразование рациональных выражений. Вклад российских учёных в развитие математического мышления.

22

п.8

Функция у =   и её график

23

Функция у =   и её график

24

Контрольная работа №2 по теме «Преобразования рациональных выражений»

25

Работа над ошибками.

Глава 2. Квадратные корни (19ч.)

§4. Действительные числа (2ч.)

24

п.10

Рациональные числа. Русский математик, академик И.М. Виноградов и его открытия в теории чисел.

29.10

25

п.11

Иррациональные числа

09.11

§5. Арифметический квадратный корень (5ч.)

26

п.12

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

11

27

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Вклад русского учёного В. Я. Буняковского в развитие теории чисел.

12

28

п.13

Уравнение = α

16

29

п.14

Нахождение приближённых значений квадратного корня

18

30

п.15

Функция у =  и её график

19

§6. Свойства арифметического квадратного корня (4ч.)

31

п.16

Квадратный корень из произведения и дроби

23

32

п.17

Квадратный корень из степени. Открытия великого русского математика П.Л. Чебышева в теории чисел.

25

33

Квадратный корень из степени

26

34

Контрольная работа №3 по теме « Квадратные корни»

30.11

§7. Применение свойств арифметического квадратного корня (8ч.)

35

п.18

Работа над ошибками.

Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня

02.12

36

Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. Факты из истории математики о развитии представлений о числах.

03

37

Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня

07

38

п.19

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

09

39

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

10

40

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Факты из истории математики о развитии представлений о квадратном корне.

14

41

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

16

42

Контрольная работа №4 по теме « Применение свойств арифметического квадратного корня»

17.12

Глава 3. Квадратные уравнения (21ч.)

§8. Квадратное уравнение и его корни (11ч.)

43

п.21

Работа над ошибками.

Неполные квадратные уравнения

44

Неполные квадратные уравнения

45

п.22

Формула корней квадратного уравнения

46

Формула корней квадратного уравнения. Вклад В.И.Зубова в развитие математики.

47

Формула корней квадратного уравнения

48

п.23

Решение задач с помощью квадратных уравнений

49

Решение задач с помощью квадратных уравнений

50

Решение задач с помощью квадратных уравнений

51

п.24

Теорема Виета. Из истории «цифры».

52

Теорема Виета

53

Контрольная работа №5 по теме «Квадратное уравнение и его корни»

28.01

§9. Дробные рациональные уравнения (10ч.)

54

п.25

Работа над ошибками.

Решение дробных рациональных уравнений

55

Решение дробных рациональных уравнений

56

Решение дробных рациональных уравнений. Современные достижения отечественной науки в использовании приёмов, рационализирующих вычисления.

57

Решение дробных рациональных уравнений

58

п.26

Решение задач с помощью рациональных уравнений

59

Решение задач с помощью рациональных уравнений

60

Решение задач с помощью рациональных уравнений. Из истории загадочных чисел.

61

Решение задач с помощью рациональных уравнений

62

Решение задач с помощью рациональных уравнений

63

Контрольная работа №6 по теме «Дробные рациональные уравнения»

02.03

Глава 4. Неравенства (20ч.)

§10. Числовые неравенства и их свойства (9ч.)

64

п.28

Работа над ошибками. Числовые неравенства

65

Числовые неравенства.

66

п.29

Свойства числовых неравенств

67

Свойства числовых неравенств. Вклад русских учёных-математиков  в развитие науки.

68

п.30

Сложение и умножение числовых неравенств

69

Сложение и умножение числовых неравенств

70

п.31

Погрешность и точность приближения

71

Погрешность и точность приближения

72

Контрольная работа №7 по теме                 «Числовые неравенства и их свойства»

21.03

§11.  Неравенства с одной переменной и их системы (11ч.)

73

п.32

Работа над ошибками

Пересечение и объединение множеств

74

Пересечение и объединение множеств

75

п.33

Числовые промежутки. Вклад русских учёных в путешествие по «ленте времени».

76

Числовые промежутки

77

п.34

Решение неравенств с одной переменной

78

Решение неравенств с одной переменной.

79

п.35

Решение систем неравенств с одной переменной. Учёные математики современности и их открытия.

80

Решение систем  неравенств с одной переменной

81

Решение систем  неравенств с одной переменной.

82

п.35

Решение систем  неравенств с одной переменной.

83

Контрольная работа №8 по теме «Неравенства с одной переменной и их системы»

22.04

Глава 5.Степень с целым показателем. Элементы статистики (11ч.)

§12. Степень с целым показателем и её свойства (7ч.)

84

п.37

Работа над ошибками

Определение степени с целым отрицательным показателем

85

Определение степени с целым отрицательным показателем

86

п.38

Свойства степени с целым показателем

87

Свойства степени с целым показателем

88

п.39

Стандартный вид числа. Исследования российских учёных о числах-великанах.

89

Стандартный вид числа

90

Контрольная работа №9 по теме «Степень с целым показателем и её свойства»

13.05

§13. Элементы статистики (4ч.)

91

п.40

Работа над ошибками.

Сбор и группировка статистических данных. Из истории статистики.

92

Сбор и группировка статистических данных

93

п.41

Наглядное представление статистической информации. Учёные математики современности и их открытия.

94

Наглядное представление статистической информации

Повторение (6 ч.)

95

Решение уравнений и задач

96

Решение уравнений и задач

97

Решение уравнений и задач. Использование материала курса 8 класса учёными математиками, разработчиками ОГЭ и ЕГЭ.

98

Решение уравнений и задач

99

Решение уравнений и задач

100

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского

Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...

Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...