Конспект урока на тему "Решение задач с помощью рациональных уравнений. Задачи на движение"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
В данном конспекте показано, как с помощью рациональных уравнений можно решать различные задачи, как по реальной ситуации составить математическую модель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.reeshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy_8_klass.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по теме «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Задачи на движение»
Класс 8.
Базовый учебник
Алгебра. 8класс. Е.Б. Буцко, А.Г Мерзляк, В.Б Полонский. 2018.
Цель урока: совершенствовать и систематизировать знания о математической модели, полученные обучающимися в 7 классе.
Задачи:
- образовательные:
выделять величины и обозначать их буквами; формулировать зависимости между величинами; записывать в виде алгебраического выражения словесно сформулированную зависимость и обратно; составлять уравниваемые алгебраические выражения; выражать одну и ту же зависимость разными способами; интерпретировать результат решения уравнения на языке данной задачи;
- воспитательные :
прививать интерес к предмету путём решения задач, связанных с жизненной деятельностью человека; формировать навыки аккуратного и грамотного математического письма;
- развивающие :
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке через решение задач поискового характера: интеллектуальные качества личности ребёнка, такие как способность оценивать, обобщать; способствовать формированию навыков самостоятельной работы, культуры общения, культуры коллективного умственного труда, культуры ответа на вопрос.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: учебники по математике, презентация, компьютер, проектор, доска
План урока:
- Организационный момент;
- Определение темы урока
- Актуализация опорных знаний;
- Этап изучения нового материала;
- Решение задач на закрепление пройденной темы;
- Подведение итогов, рефлексия, д/з.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Учитель приветствует учеников и гостей. Проверяет готовность к уроку. Делит на группы по 5-человек и объявляет урок групповой работы и девиз
“Дорогу осилит идущий, а математику-мыслящий.” – слайд № 2
Определение темы урока-слайд №3.
II. Определение темы урока. На предыдущих уроках мы научились решать рациональные уравнения. Ребята, для чего нам нужен данный навык? Как его можно применить на практике, в жизни? (Для решения задач, которые описывают реальные ситуации из жизни).
Как вы думаете, если мы научились решать рациональные уравнения, то следующий шаг, какой? (с помощью них решать задачи).
На слайде № 4 выводится тема урока.
III. Актуализация опорных знаний. (Слайд №5.)
- Давайте вспомним основную формулу, связывающую путь , время и скорость:
S=v*t, (1)
где S –путь, v-скорость, t-время.
Из данной формулы выражаем cкорость и время:
v= (2), t= (3)
На слайде № 6 выводится три этапа решения задачи.
IV. Работа по теме урока, изучение новой темы.
- Ребята, мы с вами не впервые решаем задачи с помощью уравнений и знаем, что решение задачи делится на три этапа:
1. составление математической модели;
2.работа с составленной моделью;
3.ответ на вопрос задачи.
На слайде № 4 выводится три этапа решения задачи.
- А теперь давайте решим задачу. Предлагаю 1 этап «составление математической модели», выполнить в группах с помощью таблицы. (Слайд № 7).
1 этап составление математической модели
Из пункта А выехал велосипедист, а через 45 минут после него в том же направлении выехал грузовик , догнавший велосипедиста на расстоянии 15 км от пункта А. Найдите скорость велосипедиста и скорость грузовика, если скорость грузовика на 18 км/ч больше скорости велосипедиста. (Слайд № 8).
Слайд №9.
При решении такого типа задач удобно составлять таблицу, содержащую данные по основным величинам. За неизвестную величину х всегда необходимо брать то, что спрашивают найти в задаче. Если необходимо найти две величины, то за х мы берём меньшую из величин. Так как у нас здесь сказано, что скорость грузовика больше скорости велосипедиста, а скорость велосипедиста меньше, значит скорость велосипедиста и обозначаем за х.
Ещё сказано, что оба они преодолели путь, равный 15 км. Обозначим через t1- время, за которое прошел грузовик эти 15 км, а через t2-время, за которое прошел велосипедист.
S, км | V, км/ч. | t, ч | |
грузовик | 15 | х+18 | t1 |
велосипедист | 15 | х | t2 |
2 этап работа с составленной моделью и 3 этап ответ на вопрос задачи - производится 1 учащимся на доске. (Слайд №10-11)
Поскольку грузовик ехал на 45 минут быстрее, чем велосипедист, значит время пройденного им пути меньше, чем время велосипедиста на 45 минут, следовательно, справедливо равенство:
t2- t1=45 минут, 45 минут = часа.
Учитывая то, что t1=, а t2= (смотри формулу (3)), составляем
уравнение: - = . Решаем его как рациональное относительно х:
--54х+1080=0
+18х-360=0
Значение – 30 не подходит по условию задачи (скорость-величина положительная), значит скорость велосипедиста равна 12 км/ч.
Находим скорость грузовика: 12+18=30 км/ч.
Ответ: Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, грузовик-со скоростью 30 км/ч.
V. Закрепление пройденного.
1. В группах по реальной ситуации составьте математическую модель. (Слайд №12)
ЗАДАЧА. Первый мотоциклист проезжает 90 км на 18 минут быстрее второго, поскольку его скорость на 10 км/ч больше второго мотоциклиста. Найдите скорость каждого мотоциклиста.
На слайде №13,14 показывается ответ.
S, км | v, км/ч. | t, ч | |
Первый мотоциклист | 90 км | (х+10) км/ч | |
Второй мотоциклист | 90 км | х км/ч |
18 минут=
Математическая модель реальной ситуации:
=
(корни уравнения 50 км/ч и -60 км/ч, скорость не может быть отрицательной, значит ответ 50 км/ч)
50 +10=60 км/ч-скорость второго мотоциклиста.
- Работа в группах. По математической модели составьте текст задачи. (Слайд №15.)
S, км | v, км/ч. | t, ч | |
Планируемое движение | 60 км | х км/ч | |
Второй мотоциклист | 60 км | (х+10) км/ч |
VI. Подведение итогов урока (рефлексия). (Слайд №16)
Сегодня на уроке мы
1. Повторили…
2. Узнали…
3. Закрепили…
4. Зачем нам нужно уметь составлять математическую модель?
Домашнее задание: стр. 196, № 804, 806 (Слайд №17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений
Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года...
Урок алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"
Конспект урока содержит интересный материал по устной работе и подготовке обучаемых к ГИА...
Технологическая карта урока алгебры в 8 классе на тему «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Технологическая карта урока...
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"
Презентация является дополнением к уроку алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений" (учебник "Алгебра 8 класс" , автор Ю.Н.Макарычев)...
Конспект урока алгебры в 8 классе «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Цель урока: формирование умений применять дробные рациональные уравнения при решении текстовых задач, проверять соответствие найденного решения условию задачи.Оборудование: презентация, конспект урока...
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме: «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»....
Технологическая карта урока по алгебре 8 класс по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений."
Технологическая карта урока 8 класс Мерзляк по теме " Решение задач с помощью уравнений"...