практическое занятие "Решение задач на физический смысл производной"
методическая разработка по алгебре (11 класс)

Зудина Надежда Михайловна

материал для проведения практического занятия по теме "Решение задач на физический смысл производной": технологическая карта занятия, методические указания по выполнению работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_no52_reshenie_zadach_na_fizicheskiy_smysl_proizvodnoy.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 167

по теме: Физический смысл производной (практическое занятие №52 «Решение задач на физический смысл производной»)

дисциплина: математика

преподаватель: Зудина Надежда Михайловна

оборудование: методические указания к практическому занятию, доска

технологии: инфографика, элементы технологии взаимообучения

тип урока: практическое занятие

Цели обучающегося

О1. Используя теоретические сведения решить задачи на физический смысл производной.

О2. Проанализировать и оценить свою работу на уроке (Рефлексия)

Цели преподавателя

П1.Обеспечение  развития у обучающихся умение ставить цель и планировать свою деятельность

П2.Содействие развитию навыков решения задач по теме «Физический смысл производной»

П3. Развитие дисциплинированности, способности к саморегуляции

Основные понятия, термины

Скорость, ускорение

Формируемые образовательные результаты (знания, умения)

Умения:

  • - решать задачи прикладного характера

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач  на нахождение скорости и ускорения.

Этап занятия, время

Цель этапа

Методы/ технологии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результат (знания, умения, компетенции)

1. Организационно-мотивационный (самоопределение в деятельности)

3-5 мин

П1

Фронтальный опрос

Определяет тему занятия, знакомит с методическими указаниями, с ходом работы, критериями оценивания, объясняет, как будет построена работа на уроке

Формирует учебные группы, распределяет функции участников групп (ученик - наставник)

Записывают в тетрадь тему практического занятия, слушают преподавателя, изучают методические указания

решать задачи прикладного характера

2. Операционно-исполнительский (Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность)

30-35 мин

П2

О1

Фронтальная работа, инфографика, работа в группах с элементами технологии взаимообучения

Предлагает воспользоваться методическими указаниями для выполнения работы, организует и контролирует самостоятельную работу, оказывает необходимую помощь, консультирует

Осуществляет контроль времени

Используя методические указания выполняют практическую работу:

1. Изучают теоретическую часть, анализируют  материал;

2. Заполняют схему;

3. Решают задачи, консультируя друг друга

4. Задают вопросы  

решение прикладных задач  на нахождение скорости и ускорения

3. Рефлексивно-оценочный этап

5-7 мин

О2

П3

Фронтально

Предлагает обучающимся проанализировать свою работу на уроке используя бланки рефлексии

Бланк рефлексии:

«Что сегодня получилось / не получилось?»

«Что сегодня было легко / трудно?»

«Что надо сделать для преодоления трудностей?»

«Насколько я самостоятельно выполнил задание?»

«на 50%»

«на 70%»

«на 100%»

Отвечают на вопросы в бланках рефлексии, анализируют свою деятельность

О2

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание:

Самостоятельная работа №32

Обучающиеся записывают домашнее задание

 

Практическое занятие № 52

«Решение задач на физический смысл производной»

Цель: решить задачи на физический смысл производной

Теоретическая часть

Физический смысл производной заключается в том, что производная выражает скорость протекания процесса, описываемого зависимостью y = f(x):

- если это движение автомобиля, то, принимая в качестве функции зависимость пройденного расстояния от времени, с помощью производной получается зависимость скорости от времени;

- если же рассмотреть в качестве функции мгновенную скорость автомобиля, то производная задает изменение его ускорения; 
- если рассмотреть функцию, задающую зависимость объема произведенной продукции от времени, то производная позволит узнать, как изменялась со временем производительность труда на этом предприятии;
- если рассматриваются электромагнитные волны, то могут потребоваться функции, характеризующие изменение со временем электрического и магнитного полей, а также их производные - скорости изменения этих полей, ведь величина магнитного поля пропорциональна скорости изменения электрического поля и т.п.
Решая конкретные текстовые задачи на скорость процесса с применением производной, следует не забывать о размерностях величин. Если переменная 
y, заданная функцией f(x) измеряется в некоторых единицах [y], а её аргумент в единицах [x], то производная (скорость) измеряется в единицах [y/x].

Скорость прямолинейного движения материальной точки в момент времени t есть производная от пути S по времени t:

v(t) = S’(t),

а ускорение – производная скорости по времени:

a(t) = v’(t) = S’’(t).

Если функция y = f (x) описывает какой-либо физический процесс, то производная y’ есть скорость протекания этого процесса. В этом заключается механический смысл производной.

Примеры:

1. Закон движения тела задан формулой S(t)=0,5t2 + 3t + 2 (S - в метрах, t – в секундах). Какой путь пройден телом за 4 секунды? Какова скорость движения в этот момент времени?

Решение:

S(4)=0,5·42 + 3·4 + 2 = 8+12+2=22 (м)

v(t)=(0,5t2 + 3t + 2)=t+3(м/с)

v(4)=4+3=7 (м/с)

Ответ:7 м/с 

2. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задаётся зависимостью p(t) = t2/2 + 3t -3 (моль). Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Решение:

v(t) = p’(t) = t + 3 (моль/с)

v(3) = 3 + 3 = 6 (моль/с)

Ответ: 6моль/с

Ход работы

Перерисуйте в тетрадь и заполните кластер-схему (данные возьмите из теоретической части):

скорость

ускорение

Выполните предложенные задания.

Вариант1

Вариант 2

Решить задачу

1.

Закон движения тела задан формулой S(t)= t3 + 3t - 4 (S - в метрах, t – в секундах). Какой путь пройден телом за 4 секунды? Какова скорость движения в этот момент времени?

1.

Закон движения тела задан формулой S(t)= t3 - 3t + 4 (S - в метрах, t – в секундах). Какой путь пройден телом за 4 секунды? Какова скорость движения в этот момент времени?

2.

Пусть популяция бактерий в момент t (cек) насчитывает x(t) = 3000 + 100 t2 особей. В какой момент времени скорость роста популяции будет равна 600 особей в секунду?

2.

Пусть популяция бактерий в момент t (cек) насчитывает x(t) = 4000 + 200 t2 особей. В какой момент времени скорость роста популяции будет равна 800 особей в секунду?

3.

Объём продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону

V (t) = -  t3 +  t2 +50t + 70 (ед.). Вычислите производительность труда П (t) в момент времени t = 2 часа.

3.

Объём продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону

V (t) =   t3 -   t2 +50t + 70 (ед.). Вычислите производительность труда П (t) в момент времени t = 2 часа.

4.

Мама с дочкой гуляли в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону

g (t) =  t3 –  t2. Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 3 м/с2. В какой момент времени необходимо сделать снимок?

4.

Мама с дочкой гуляли в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону

g (t) =  t3 -3 t2. Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 2 м/с2. В какой момент времени необходимо сделать снимок?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной»

Урок   обобщающего  повторения по теме:« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной». Урок сопровождается презентацией....

Урок по теме "Физический смысл производной" для 10 класса

В данном уроке рассмотрено применение производной при решении физических задач....

Физический смысл производной

5 вариантов по 5 различных прототипов заданий из раздела В8. Составлены на основе Открытого банка заданий ЕГЭ....

Проверочная работа по теме "Производная. Геометрический и физический смысл производной. Исследование функции по графику производной".

Данная  проверочная работа может быть использована как  для проверки знаний после окончания прохождения темы, так и в ходе итогового повторения  при подготовке к ЕГЭ. Работа составлена ...

Презентация по алгебре в 11 классе на тему: "Геометрический и физический смысл производной"

Систематизировать знания учащихся по данной теме и подготовить их к контрольной работе; показать учащимся необходимость знания материала изученной темы при решении прикладных задач; обратить внимание ...

презентация "Физический смысл производной"

Презентация по теме  "Физический смысл производной".Задачи для подготовке к ЕГЭ.Задание 7...