Новое в образовании. Финансовая грамотность в курсе алгебры 7 класса
проект по алгебре (7 класс)
В проекте описаны возможности решения проблемы низкой финансовой грамотности учащихся. Финансовая грамотность стала одной из самых значимых задач системы общего образования, и она продиктована самой жизнью. Этот увлекательный проект научит бережно обращаться с деньгами. В ходе проекта ребята научатся отстаивать свои права в случае необходимости. Дети научаться рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные финансовые риски. И будут точно знать, как не стать жертвами финансовых мошенников. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_v_obrazovanii.docx | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа »
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Муниципальный конкурс «Новое в образовании»
среди педагогических работников образовательных учреждений
Лямбирского муниципального района
Номинация конкурса: Передовой педагогический опыт.
Финансовая грамотность
в курсе алгебры 7 класса.
(из опыта преподавания финансовой грамотности в современной школе)
Автор проекта: Кочеткова М.А.,
учитель математики
МОУ «Первомайская СОШ »
2021г.
Содержание
1. | Паспорт проекта | 4-10 | ||
1.1.Общая информация | 4 | |||
1.1.1. Наименование проекта | 4 | |||
1.1.2. Период выполнения проекта | 4 | |||
1. 1.3. Участники проекта | 4 | |||
1.2. Описание проекта(аннотация) | 5 | |||
1.2.1. Проблема проекта | 5 | |||
1.2.2. Актуальность проекта | 5 | |||
1.2.3.Цель проекта | 5 | |||
1.2.4. Задачи проекта | 6 | |||
1.2.5.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | 6 | |||
1.2.6.Новизна проекта (научная, технологическая и пр.) | 6 | |||
1.2.7.Предполагаемая практическая значимость результатов проекта | 7 | |||
1.2.8.Оригинальность и качество результатов (решений) проекта | 7 | |||
1.2.9.Научное обоснование проекта | 7 | |||
1.2.10.Финансово-экономическое обоснование проекта | 7 | |||
1.2.11.Экология проекта | 7 | |||
1.3. Реализация проекта | 8 | |||
1.3.1. Границы проекта | 8 | |||
1.3.2. Методы исследования / реализации проекта | 8 | |||
1.3.3. Ресурсное обеспечение проекта | 8 | |||
1.3.4.Финансовое обеспечение | 8 | |||
1.3.5.Использование языка программирования | 9 | |||
1.3.6.Сроки и этапы реализации проекта | 9 | |||
1.3.7.Коммуникации проекта | 9 | |||
1.3.8.Проблемы проекта | 10 | |||
1.3.9.Состав проектной и сопроводительной документации | 10 | |||
1.4. Выводы / рекомендации | 10 | |||
1.5. Планируемое дальнейшее развитие / внедрение результатов проекта | 10 | |||
2. | Содержание педагогического проекта | 11 | ||
3. | Результаты реализации проекта | 14 | ||
4. | Использованные литература и источники информации | 16 | ||
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.1.Общая информация.
1.1.1
Наименование проекта | Финансовая грамотность в курсе алгебры 7 класса |
Период выполнения проекта | Сентябрь -май |
1.1.2
Фамилия Имя Отчество | Место учебы, класс Место работы, должность | Контактный телефон Электронная почта | |
Руководитель проекта | Кочеткова Марина Анатольевна | МОУ « Первомайская СОШ», учитель | 89510510224, mak291277@yandex.ru |
1.1.3.
Участники проекта | ||
Место учебы, класс Место работы, должность | Контактный телефон, электронная почта | Роль в проекте |
МОУ «Первомайская СОШ», 7 класс | 8(83441)27655 | Участники, исполнители |
Описание проекта.
Краткое описание проекта (аннотация) |
В проекте описаны возможности решения проблемы низкой финансовой грамотности учащихся. Финансовая грамотность стала одной из самых значимых задач системы общего образования, и она продиктована самой жизнью. Этот увлекательный проект научит бережно обращаться с деньгами. В ходе проекта ребята научатся отстаивать свои права в случае необходимости. Дети научаться рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные финансовые риски. И будут точно знать, как не стать жертвами финансовых мошенников. |
1.2.1
Анализ проблемной ситуации (решаемая проблема) |
Дети очень активно покупают товары самостоятельно. Они пользуются мобильными приложениями и пластиковыми картами. Они с раннего возраста пользуются денежными знаками , являются самыми активными участниками финансовых взаимоотношений и это требует от наших детей определенного уровня финансовой грамотности. |
1.2.2
Актуальность проекта |
Родители до сих пор финансово безграмотны и ничем не защищены в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты дохода и расхода. И это очень печально сказывается на экономике. Школьники, повысив свой уровень финансовой грамотности, должны остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям. |
1.2.3
Цель проекта |
Ликвидации финансовой безграмотности школьников. |
1.2.4
Задачи проекта |
|
|
|
|
1.2.5
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
|
1.2.6
Новизна проекта (научная, технологическая и пр.) |
Новизной данного проекта является то, что в традиционный курс школьной математики интегрируются темы, посвященные финансовой грамотности. Наряду с изучением привычных математических разделов, учащимся предлагаются примеры и задания, связанные с деньгами и их функционированием в человеческой жизни. |
1.2.7
Предполагаемая практическая значимость результатов проекта |
По итогам реализации проекта значительно большее число школьников смогут решать социальные проблемы. Всесторонняя информативная нагрузка сформирует грамотное потребительское поведение в различных жизненных ситуациях. |
1.2.8
Оригинальность и качество результатов (решений) проекта |
Проект оригинален с точки зрения преподавания математики. В традиционный курс школьной математики интегрируются темы, посвященные финансовой грамотности. |
1.2.9
Научное обоснование проекта |
Финансовая грамотность является одной из составляющих развития функциональной грамотности учащихся, и ее основы применяются как в рамках школьных дисциплин так и в системе дополнительного образования и в проектной работе. |
1.2.1
Финансово-экономическое обоснование проекта |
Не предусматривается. |
1.2.11
Экология проекта |
Исполнение проекта не оказывает отрицательного влияния на экологическую ситуацию. |
Реализация проекта.
1.3.1.
Границы проекта | ||
Сделать обязательно | Мы можем сделать | Не должны делать |
|
|
|
1.3.2.
Методы исследования / реализации проекта |
Использованные методы исследования (реализации) проекта |
|
1.3.3.
Ресурсное обеспечение проекта |
Использованные ресурсы / инструменты / оборудование / программное обеспечение |
Компьютерный класс с выходом в Интернет, презентация, список финансовых задач для каждого участника занятия без решений и комментариев. |
1.3.4.
Финансовое обеспечение | |||
Статьи расходов | Объем затрат | Источники финансирования | |
Не предусматривается | Не предусматривается |
1.3.5.
Использование языка программирования | |
Язык программирования | Как использовался |
Не предусматривается |
1.3.6.
Сроки и этапы реализации проекта | ||
Ключевое событие | Дата | Задача |
1 этап – подготовительный | Август | Выбор проблемы, формулировка цели и задач, определение участников проекта. |
2 этап – реализационный | Сентябрь- Май |
|
| ||
3 этап – аналитический | Май | Анализ и коррекция результатов. |
1.3.7.
Коммуникации проекта | ||
Вид коммуникации | Инструменты | Периодичность |
Беседы с консультантами, с руководителями, совещание участников проекта | Карандаш, ручка, бумага. | По мере необходимости. |
1.3.8.
Проблемы проекта | ||
Наименование проблемы | Причина | Меры реагирования |
Финансовая безграмотность школьников | Низкий уровень финансовой грамотности родителей | Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста |
Состав проектной и сопроводительной документации | |
Название документа | Объем (листов А4) |
Паспорт проекта. | 10 страниц |
1.4 Выводы / рекомендации
Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися 7 класса, для укрепления знаний по финансовой грамотности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. |
1.5.Планируемое дальнейшее развитие / внедрение результатов проекта.
В данном проекте я показала, что финансовую грамотность и ее основы можно изучать в рамках школьных дисциплин. Следующим этапом я буду обучать детей финансовой грамотности в системе дополнительного образования и в проектной работе. |
2. Содержание педагогического проекта.
В курсе алгебры 7 класса главной целью является: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 7 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Полезно выделить требования к личностным результатам освоения курса финансовой грамотности:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
– осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Требования к метапредметным результатам освоения курса
Требования к познавательным результатам:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Требования к регулятивным результатам:
– понимание цели своих действий;
– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
– проявление познавательной и творческой инициативы;
– оценка правильности выполнения действий; – самооценка и взаимооценка;
– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Требования к коммуникативным результатам:
– составление текстов в устной и письменной формах;
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
– определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам освоения курса финансовой грамотности:
–владение понятиями:
деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
– владение знанием:
структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Содержание финансовой грамотности в курсе алгебры 7 класса.
В курсе алгебры 7 класса математическое содержание становится сложнее, чем в курсе математики 5, 6 классов, но его прикладным аспектам также уделяется много внимания. Закрепляются навыки решения финансовых задач, с которыми школьники познакомились в 5, 6 классах, так например, при изучении выражений с переменными, используются формулы для расчета транспортного налога и стоимости проезда на такси. Задачи на стоимость товаров и услуг закрепляют навыки простейших вычислений, при выборе оптимального варианта покупки составляются линейные уравнения. Задачи на стоимость сопровождают изучение понятий функции и линейной функции. В 7 классе развивается умение решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой. Покупке и продаже акций, распродаже товаров, повышению и снижению их цен, задачам на оплату труда посвящены задачи, которые решаются с помощью графиков функций и систем линейных уравнений. При изучении линейных функций и систем линейных уравнений проводится совместное рассмотрение функций спроса и предложения, что приводит к новым финансовым понятиям рыночного равновесия и равновесной цены, а также к понятиям торгового дефицита и избыточного предложения.
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта | ||
Ключевое событие | Тема урока | Интегрированные финансовые понятия |
Модуль 1 | Статистические характеристики | Вероятность выигрыша в различных лотереях |
Модуль 2 | Что такое функция | Задачи на стоимость |
Модуль 3 | Вычисление значений функции по формуле | Задачи на стоимость |
Модуль 4 | Прямая пропорциональность и ее график | Функции спроса и предложения в качестве примеров линейной функции |
Модуль 5 | Линейная функция и ее график | Рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение. |
Модуль 6 | Линейные уравнения | Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой. |
Модуль 7 | Линейные уравнения | Банковские депозиты и кредиты. |
Модуль 8 | Линейные уравнения | Проценты по вкладу, проценты по кредиту. |
Модуль 9 | Линейные уравнения | Задачи о распродаже товаров, повышении и понижении цен. |
Модуль 10 | Решение систем линейных уравнений | Задачи об оптимальном варианте выбора покупки, оплате труда, размене монетами различных купюр, курсе доллара. |
- Результаты обучения финансовой грамотности в курсе алгебры 7 класса.
– Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
– оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
– оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
– приводить примеры прямой пропорциональности для величин «количество и стоимость», «цена и стоимость» и обратной пропорциональности «цена и количество»;
– решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки, на оплату некоторой работы с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;
– приводить примеры линейных функций, связанных с расчетом стоимости товаров и услуг;
– решать задачи на размен монетами различных купюр с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;
– решать задачи на повышение и понижение цен товаров и услуг;
– решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой;
– решать задачи на применение функций спроса и предложения, на установление рыночного равновесия и равновесной цены, а также торгового дефицита и избыточного предложения с помощью систем линейных уравнений;
– рассчитывать вероятность выигрыша в различных лотереях.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
4. Использованные литература и источники информации
Автор | Название | Выходные данные /ссылка | Год издания |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р. | |||
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. | http://fgosreestr.ru/ | ||
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю., Половникова А. | Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.: ВАКО | 2018 | |
Муравин Г.К., Муравина О.В. | Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса. — М.: Дрофа | https://rosuchebnik.ru/material/sbornik-algebra-7/ | 2020 |
Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц И. | Финансовая грамотность: учебная программа. общеобразоват. орг. – М.: ВАКО | 2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)
Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...
Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)
Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по учебному предмету/курсу «АЛГЕБРА» ДЛЯ 7 – 9 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАосновного общего образованияпо учебному предмету/курсу «АЛГЕБРА»ДЛЯ 7 – 9 КЛАССОВ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «АЛГЕБРА» для 7 класса основного общего образования
Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Алгебра» для 9 класса основного общего образования
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изуч...
Рабочая программа дополнительного образования по финансовой грамотности для 9 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....