Новое в образовании. Финансовая грамотность в курсе алгебры 7 класса
проект по алгебре (7 класс)

Кочеткова Марина Анатольевна

 

    В проекте описаны возможности решения проблемы низкой финансовой грамотности учащихся.  Финансовая грамотность стала одной из самых значимых задач системы общего образования, и она продиктована самой жизнью. Этот увлекательный проект научит бережно обращаться с деньгами. В ходе проекта ребята научатся отстаивать свои права в случае необходимости.  Дети научаться рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные финансовые риски.  И будут точно знать, как не стать  жертвами финансовых мошенников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_v_obrazovanii.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа »

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Муниципальный конкурс «Новое в образовании»

среди педагогических работников образовательных учреждений

Лямбирского муниципального района

Номинация конкурса: Передовой педагогический опыт.

Финансовая грамотность

в курсе алгебры 7 класса.

 (из опыта преподавания финансовой грамотности в современной школе)

Автор проекта: Кочеткова М.А.,

учитель математики

 МОУ «Первомайская СОШ »

2021г.

Содержание

1.

Паспорт проекта

4-10

1.1.Общая информация

4

1.1.1. Наименование проекта

4

1.1.2. Период выполнения проекта

4

1. 1.3. Участники проекта

4

1.2. Описание проекта(аннотация)

5

      1.2.1. Проблема проекта

5

      1.2.2. Актуальность проекта

5

      1.2.3.Цель проекта

5

      1.2.4. Задачи проекта

6

     1.2.5.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

6

      1.2.6.Новизна проекта (научная, технологическая и пр.)

6

     1.2.7.Предполагаемая практическая значимость результатов проекта

7

     1.2.8.Оригинальность и качество результатов (решений) проекта

7

     1.2.9.Научное обоснование проекта

7

     1.2.10.Финансово-экономическое обоснование проекта

7

     1.2.11.Экология проекта

7

1.3. Реализация проекта

8

    1.3.1. Границы проекта

8

    1.3.2. Методы исследования / реализации проекта

8

   1.3.3. Ресурсное обеспечение проекта

8

   1.3.4.Финансовое обеспечение

8

   1.3.5.Использование  языка программирования

9

   1.3.6.Сроки и этапы реализации проекта

9

   1.3.7.Коммуникации проекта

9

   1.3.8.Проблемы проекта

10

   1.3.9.Состав проектной и сопроводительной документации

10

1.4. Выводы / рекомендации

10

1.5. Планируемое дальнейшее развитие / внедрение результатов проекта

10

2.

Содержание педагогического проекта

11

3.

Результаты реализации проекта

14

4.

Использованные литература и источники информации

16

         

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.1.Общая информация.

           1.1.1

Наименование проекта

Финансовая грамотность в курсе алгебры 7 класса

Период выполнения проекта

Сентябрь -май  

1.1.2

Фамилия Имя Отчество

Место учебы, класс

Место работы, должность

Контактный телефон Электронная почта

Руководитель проекта

Кочеткова Марина Анатольевна

МОУ

« Первомайская СОШ», учитель

89510510224,

mak291277@yandex.ru

        1.1.3.

Участники проекта

Место учебы, класс

Место работы, должность

Контактный телефон, электронная почта

Роль в проекте

МОУ «Первомайская СОШ», 7 класс

pervomschule@yandex.ru

8(83441)27655

Участники, исполнители

  1. Описание проекта.

Краткое описание проекта (аннотация)

    В проекте описаны возможности решения проблемы низкой финансовой грамотности учащихся.  Финансовая грамотность стала одной из самых значимых задач системы общего образования, и она продиктована самой жизнью. Этот увлекательный проект научит бережно обращаться с деньгами. В ходе проекта ребята научатся отстаивать свои права в случае необходимости.  Дети научаться рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные финансовые риски.  И будут точно знать, как не стать  жертвами финансовых мошенников.

1.2.1

Анализ проблемной ситуации  (решаемая проблема)

     Дети очень активно  покупают товары самостоятельно. Они пользуются мобильными приложениями и пластиковыми картами. Они с раннего возраста пользуются денежными знаками , являются  самыми активными участниками финансовых взаимоотношений и это требует от наших детей определенного уровня финансовой грамотности.

1.2.2

Актуальность проекта

    Родители до сих пор финансово безграмотны и ничем не защищены в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях  не ведутся учеты дохода и расхода. И это очень  печально сказывается на  экономике. Школьники, повысив свой уровень финансовой грамотности, должны остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям.

1.2.3

Цель проекта

Ликвидации финансовой безграмотности школьников.

1.2.4

Задачи проекта

  1. Социальная адаптация школьников к реалиям рынка.

  1. Обретение навыков принятия самостоятельных решений  в качестве участника торгово-финансовых взаимоотношений.
  1. Формирование навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях.

  1. Выработка умения отстаивать свои права потребителя.

1.2.5

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Личностные результаты:

  • Овладение начальными навыками адаптации в торгово-финансовых взаимоотношениях.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Планирование собственного бюджета.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми.

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные результаты.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты).
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

  1. Регулятивные результаты.

  • Понимание цели своих действий.
  • Планирование действия с помощью учителя и самостоятельно.
  • Проявление познавательной и творческой инициативы.
  • Оценка правильности выполнения действий.
  • Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

  1. Коммуникативные результаты.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.
  • Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
  • Умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения.

1.2.6

Новизна проекта (научная, технологическая и пр.)

    Новизной данного проекта является то, что в традиционный  курс школьной математики интегрируются темы, посвященные финансовой грамотности. Наряду с изучением привычных математических разделов, учащимся предлагаются примеры и задания, связанные с деньгами и их функционированием в человеческой жизни.

1.2.7

Предполагаемая практическая значимость результатов проекта

    По итогам реализации проекта значительно большее число школьников смогут решать социальные проблемы. Всесторонняя информативная нагрузка сформирует  грамотное потребительское поведение в различных жизненных ситуациях.

1.2.8

Оригинальность и качество результатов (решений) проекта

    Проект оригинален с точки зрения преподавания математики. В традиционный  курс школьной математики интегрируются темы, посвященные финансовой грамотности.

1.2.9

Научное обоснование проекта

Финансовая грамотность является одной из составляющих развития функциональной грамотности учащихся, и ее основы применяются как в рамках школьных дисциплин так и в системе дополнительного образования и в проектной работе.

1.2.1

Финансово-экономическое обоснование проекта

    Не предусматривается.

1.2.11

Экология проекта

Исполнение проекта не оказывает отрицательного влияния на экологическую ситуацию.

  1. Реализация проекта.

1.3.1.

Границы проекта

Сделать обязательно

Мы можем сделать

Не должны делать

  • Вести учет доходов и расходов.
  • Научиться планировать собственный бюджет.
  • Научиться жить по средствам.
  • Делать сбережения на случай форс-мажора.
  • Помочь родителям в составлении и планировании семейного бюджета.
  • Необдуманно тратить деньги.

                      1.3.2.

Методы исследования / реализации проекта

Использованные методы исследования (реализации) проекта

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический;
  • Игровой;
  • Обобщающий.

                      1.3.3.

Ресурсное обеспечение проекта

Использованные ресурсы / инструменты / оборудование / программное обеспечение

Компьютерный класс с выходом в Интернет, презентация, список финансовых задач для каждого участника занятия без решений и комментариев.

                     1.3.4.

Финансовое обеспечение

Статьи расходов

Объем затрат

Источники финансирования

Не предусматривается

Не предусматривается

           

         1.3.5.

Использование  языка программирования

Язык программирования

Как использовался

Не предусматривается

1.3.6.

Сроки и этапы реализации проекта

Ключевое событие

Дата

Задача

1 этап – подготовительный

Август

Выбор проблемы, формулировка цели и задач, определение участников проекта.

2 этап – реализационный

Сентябрь-

Май

  1. Обретение навыков принятия самостоятельных решений  в качестве участника торгово-финансовых взаимоотношений.
  1. Формирование навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях.

3 этап – аналитический

Май

Анализ и коррекция результатов.

        1.3.7.

Коммуникации проекта

Вид коммуникации

Инструменты

Периодичность

Беседы с консультантами, с руководителями, совещание участников проекта

 Карандаш, ручка, бумага.

По мере необходимости. 

      1.3.8.

Проблемы проекта

Наименование проблемы

Причина

Меры реагирования

Финансовая безграмотность школьников 

Низкий уровень финансовой грамотности  родителей

Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста

Состав проектной и сопроводительной документации

Название документа

Объем (листов А4)

Паспорт проекта.

10 страниц

1.4 Выводы / рекомендации

Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися 7 класса, для укрепления знаний по финансовой грамотности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

1.5.Планируемое дальнейшее развитие / внедрение результатов проекта.

  В данном проекте я показала, что  финансовую грамотность и ее основы можно изучать   в рамках школьных дисциплин. Следующим этапом  я буду обучать детей финансовой грамотности  в системе дополнительного образования и в проектной работе.

2. Содержание педагогического проекта.

В курсе алгебры 7 класса главной целью является: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 7 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Полезно выделить требования к личностным результатам освоения курса финансовой грамотности:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

 — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;

– осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Требования к метапредметным результатам освоения курса

Требования к познавательным результатам:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

 – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Требования к регулятивным результатам:

– понимание цели своих действий;

– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

– проявление познавательной и творческой инициативы;

– оценка правильности выполнения действий; – самооценка и взаимооценка;

– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Требования к коммуникативным результатам:

– составление текстов в устной и письменной формах;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;  

– определение общей цели и путей её достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам освоения курса финансовой грамотности:

 –владение понятиями:

деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

 – владение знанием:

структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание финансовой грамотности в курсе алгебры 7 класса.

 В курсе алгебры 7 класса математическое содержание становится сложнее, чем в курсе математики 5, 6 классов, но его прикладным аспектам также уделяется много внимания. Закрепляются навыки решения финансовых задач, с которыми школьники познакомились в 5, 6 классах, так например, при изучении выражений с переменными, используются формулы для расчета транспортного налога и стоимости проезда на такси. Задачи на стоимость товаров и услуг закрепляют навыки простейших вычислений, при выборе оптимального варианта покупки составляются линейные уравнения. Задачи на стоимость сопровождают изучение понятий функции и линейной функции. В 7 классе развивается умение решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой. Покупке и продаже акций, распродаже товаров, повышению и снижению их цен, задачам на оплату труда посвящены задачи, которые решаются с помощью графиков функций и систем линейных уравнений. При изучении линейных функций и систем линейных уравнений проводится совместное рассмотрение функций спроса и предложения, что приводит к новым финансовым понятиям рыночного равновесия и равновесной цены, а также к понятиям торгового дефицита и избыточного предложения.

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта

Ключевое событие

Тема урока

Интегрированные финансовые понятия

Модуль 1

Статистические характеристики

Вероятность выигрыша в различных лотереях

Модуль 2

Что такое функция

Задачи на стоимость

Модуль 3

Вычисление значений функции по формуле

Задачи на стоимость

Модуль 4

Прямая пропорциональность и ее график

Функции спроса и предложения в качестве примеров линейной функции

Модуль 5

Линейная функция и ее график

Рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение.

Модуль 6

Линейные уравнения

Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой.

Модуль 7

Линейные уравнения

Банковские депозиты и кредиты.

Модуль 8

Линейные уравнения

Проценты по вкладу, проценты по кредиту.

Модуль 9

Линейные уравнения

Задачи о распродаже товаров, повышении и понижении цен.

Модуль 10

Решение систем линейных уравнений

Задачи об оптимальном варианте выбора покупки, оплате труда, размене монетами различных купюр, курсе доллара.

  1. Результаты обучения финансовой грамотности в курсе алгебры 7 класса.

 – Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;

– оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;

– оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;

– приводить примеры прямой пропорциональности для величин «количество и стоимость», «цена и стоимость» и обратной пропорциональности «цена и количество»;

– решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки, на оплату некоторой работы с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;

– приводить примеры линейных функций, связанных с расчетом стоимости товаров и услуг;

– решать задачи на размен монетами различных купюр с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;

– решать задачи на повышение и понижение цен товаров и услуг;

– решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой;

– решать задачи на применение функций спроса и предложения, на установление рыночного равновесия и равновесной цены, а также торгового дефицита и избыточного предложения с помощью систем линейных уравнений;

– рассчитывать вероятность выигрыша в различных лотереях.

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

4. Использованные литература и источники информации

Автор

Название

Выходные данные /ссылка

Год издания

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

http://fgosreestr.ru/

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю., Половникова А.

Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.: ВАКО

2018

Муравин Г.К., Муравина О.В.

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса. — М.: Дрофа

https://rosuchebnik.ru/material/sbornik-algebra-7/

2020

Лавренова Е.,

Рязанова О., Липсиц И.

Финансовая грамотность: учебная программа. общеобразоват. орг. – М.: ВАКО

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)

Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...

Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)

Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по учебному предмету/курсу «АЛГЕБРА» ДЛЯ 7 – 9 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАосновного общего образованияпо учебному предмету/курсу «АЛГЕБРА»ДЛЯ 7 – 9 КЛАССОВ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «АЛГЕБРА» для 7 класса основного общего образования

Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Алгебра» для 9 класса основного общего образования

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изуч...

Рабочая программа дополнительного образования по финансовой грамотности для 9 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....