Рабочая программа дополнительного образования по финансовой грамотности для 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnsoti_9_klass.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
02-02
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ Багаевской СОШ №3
приказ от 31.08.2022 г. № 676
___________________Боряева Н.В.
Рабочая программа
Дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Финансовая грамотность»
(указать учебный предмет, курс)
Для 9 классов
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _33__
Учитель: Копосова Светлана Викторовна
Программа разработана на основе Примерной программы по финансовой грамотности
Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2014 г.
Рабочая программа дополнительного образования составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 № 1018 «Об утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях с кадетским и казачьим компонентом»
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (с изменениями на 30 сентября 2020 года №533)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
- Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
Цели: формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся.
Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:
Задачи:
Образовательные:
-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
- формировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
- знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Развивающие:
-формировать универсальные учебные действия;
-расширять кругозор;
- обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;
- развить творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;
- на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся
получат не только некоторые первоначальные знания из области финансововй грамотности, что понадобиться в дальнейшей жизни, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Общая характеристика программы:
«Финансовая грамотность» - целостная система учебных курсов для общеобразовательных организаций, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан учебно-методический комплект, включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные материалы для учащихся, рабочую тетрадь и материалы для родителей.
Предлагаемые материалы содержат значительный объем информации, что позволяет использовать их не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работе с родителями.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Реализацией этого принципа стало введение казачьего компонента содержания образования в МБОУ Багаевской СОШ №3 со статусом «казачье». Реализация казачьего компонента реализуется путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия , закономерности обосновываются на основе местного материала.
Это даёт возможность помочь обучающимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей заселения Донского края и основными вехами истории донского казачества.
Место дополнительного образования в учебном плане
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает изучение особенностей финансовой грамотности на уровне среднего общего образования— 34 часов (1 час в неделю), но в связи с тем, что 08.03.2023г. является праздничным днем, программный материал будет пройден за 33 часа.
Содержание курса дополнительного образования
Курс финансовой грамотности в 9 классах состоит из пяти модулей. Каждый модуль имеет целостное, законченное содержание:
изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Вместо введения. Как добиться финансового благополучия.
Крайняя бедность. Бедность. Средний достаток. Самостоятельность и богатство.
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Занятие 1. Деньги: что это такое.
Товарные деньги, функции денег- средство обращения, средство измерения, средство сбережения и накопления богатства, средство платежа, банкноты, электронные деньги, денежная масса, Центральный банк.
Занятие 2. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Инфляция, индекс инфляции, реальный доход, жизненно важные расходы, гиперинфляция, дефляция.
Занятие 3. Какие бывают источники доходов.
Собственный заработок, белая зарплата, серая зарплата, пособия разного рода, доходы от собственности, прочие возможные доходы.
Занятие 4. От чего зависят личные и семейные доходы.
Умственные способности, образование, интеллектуальный капитал, человеческий капитал.
Занятие 5 – 6. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Правило 10%.
Занятие 7. Что такое семейный бюджет и как его построить.
Два пути: «Деньги управляют мной» и «Я управляю деньгами»; семейный бюджет, реально ожидаемые доходы, дефицит бюджета, профицит.
Занятие 8-9. Как оптимизировать семейный бюджет.
Первый способ – сокращаем расходы. Второй способ – увеличиваем доходы. Третий способ – инвестируем средства.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Занятие 10. Для чего нужны финансовые организации.
ЦБ РФ, финансовые организации: банки, страховые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы, инвестиционные фонды, компании по доверительному управлению средствами инвесторов, брокерские компании, дилерские компании, фондовые биржи, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании. Роспотребнадзор. Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП)
Занятие 11. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.
Коммерческие банки. Депозитные счета. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Акция. Дивиденд. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Страховая компания.
Занятие 12. Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.
Денежный запас безопасности (ДЗБ).
Занятие 13-15. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Совокупные доходы, необходимые траты, сумма, направленная на сбережения, остаток, направляемый на крупные покупки.
Модуль 3. Риски в мире денег.
Занятие 16. Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца.
ОЖС: рождение детей, болезнь, потеря работы не по своей инициативе, смерть члена семьи, форс-мажорные события: пожар или бедствие, вызвавшее потерю имущества либо иные денежные проблемы.
Занятие 17. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.
Листок нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, ОМС (полис обязательного медицинского страхования, потеря работы, увольнение, Трудовой кодекс РФ, выходное пособие, служба занятости. Природные катастрофы. Техногенные катастрофы.
Занятие 18. Чем поможет страхование.
Риск. Страхование. Взаимное (солидарное) страхование. Государственное социальное страхование. Коммерческое страхование. Страховая защита на жизненном пути человека. Гражданская ответственность. ОСАГО.
Занятие 19. Какие бывают финансовые риски.
Финансовые риски. Риск злоупотребления доверием. Риск девальвации. Риск высокой инфляции. Риск опасных вложений. Риск банкротства банка. Риск финансовой пирамиды. Риск финансового жульничества.
Занятие 20-21. Что такое финансовая пирамида.
Финансовая пирамида. Многоуровневая пирамида. Централизованная пирамида, или модель Понци. Отличительные черты финансовой пирамиды.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Занятие22. Что такое банк и чем он может быть полезен.
Услуги коммерческих банков. Лицензия на осуществление банковской деятельности. Денежно-кредитная политика. НКО - некоммерческая организация. АСВ – Агентство по страхованию вкладов. Калькулятор доходности вкладов.
Занятие 23. Польза и риски банковских карт.
Банковская карта. Дебетовая карта. Кредитная карта. Кредитный лимит. Льготный период. Условия получения права на льготный период. Процент по кредиту, непогашенный в льготный период. Годовой тариф за обслуживание кредитной карты. Штрафные санкции. Кредитная история. Кредитное бюро. ПИН-код, номер карты, код CVV2. Интернет-кража.
Занятие 24. Что такое бизнес.
Типичные ошибки при создании бизнеса: непонимание рынка, на который выходит фирма; отсутствие регулярного и квалифицированного планирования бизнеса; недостаток управленческих навыков, недостаток денежных средств для развития бизнеса. Малый бизнес, или малое предпринимательство (ИП).
Занятие 25. Как создать свое дело.
Бизнес-план. Прибыль. Издержки (постоянные и переменные). Доход. Прибыль. Фонд поддержки предпринимательства. Отдел экономического развития администрации города. Торгово-промышленная палата. Бизнес-инкубатор. Венчурный фонд. Союз предпринимателей.
Занятие 26. Что такое валютный рынок и как он устроен.
Курс валюты. Валютный рынок.
Занятие27-29. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Изменения курса доллара к рублю. Мультивалютный вклад. Обмен по кросс-курсу.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Занятие 30. Что такое налоги и зачем их платить.
Налоги. ИНН – идентификационный номер налогоплательщика. ФНС России. Федеральный бюджет.
Занятие 31. Какие налоги мы платим.
Подоходный налог, или налог на доход физических лиц (НДФЛ). Налоговая декларация. Налог на имущество.Транспортный налог. Земельный налог. Прямые и косвенные налоги.
Занятие 32-33. Что такое пенсия и как сделать ее достойной.
Пенсия. Пенсионная система. ПФР – Пенсионный фонд России. Депозит в банке. Получение дополнительных доходов.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Формы организации дополнительного образования:
кружки, экскурсии, подвижные игры, исследовательская деятельность, общественный труд, социальные акции, коллективный проект, досугово-развлекательная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность, олимпиады, поисковые и научные исследования.
- основные виды дополнительного образования:
- общественно полезные практики, исследовательская деятельность,
- учебные проекты, экскурсии,
- соревнования,
- посещение объектов бизнеса
РАЗДЕЛ-II
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Название модуля, номер занятия. | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | По плану | фактически |
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. | 9 | |||
1 | Деньги: что это такое. Деньги в истории казачества. | 1 | 07.09. | |
2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. | 1 | 14.09. | |
3 | Какие бывают источники доходов. Доходы жителей Ростовской области. | 1 | 21.09. | |
4 | От чего зависят личные и семейные доходы. | 1 | 28.09. | |
5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1 | 05.10. | |
6 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1 | 12.10. | |
7 | Что такое семейный бюджет и как его построить. Бюджет Ростовской области. | 1 | 19.10. | |
8 | Как оптимизировать семейный бюджет. | 1 | 26.10. | |
9 | Как оптимизировать семейный бюджет. | 1 | 09.11. | |
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния. | 6 | |||
10 | Для чего нужны финансовые организации. | 1 | 16.11. | |
11 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. | 1 | 23.11. | |
12 | Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. | 1 | 30.11. | |
13 | Управление финансами в Ростовской области. | 1 | 07.12. | |
14 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. | 1 | 14.12. | |
15 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. | 1 | 21.12. | |
Модуль 3. Риски в мире денег. | 6 | |||
16 | Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца. | 1 | 28.12. | |
17 | Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. | 1 | 11.01. | |
18 | Чем поможет страхование. | 1 | 18.01. | |
19 | Какие бывают финансовые риски. | 1 | 25.01. | |
20 | Что такое финансовая пирамида. | 1 | 01.02. | |
21 | Что такое финансовая пирамида. | 1 | 08.02. | |
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. | 8 | |||
22 | Что такое банк и чем он может быть полезен. | 1 | 15.02. | |
23 | Польза и риски банковских карт. | 1 | 22.02. | |
24 | Что такое бизнес. | 1 | 01.03. | |
25 | Как создать свое дело. | 1 | 15.03. | |
26 | Что такое валютный рынок и как он устроен. | 1 | 22.03. | |
27 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1 | 12.04. | |
28 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1 | 19.04. | |
29 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1 | 26.04. | |
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 4 | |||
30 | Что такое налоги и зачем их платить. | 1 | 03.05 | |
31 | Какие налоги мы платим. | 1 | 10.05 | |
32 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной. | 1 | 17.05 | |
33 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной. Итоговое занятие: зачет/незачет | 1 | 24.05 |
РАЗДЕЛ III
Планируемые результаты освоения дополнительного образования
В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
•сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и
предпринимательских качеств;
•готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
•мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить
свое будущее на основе целеполагания и планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Выпускник научится:
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно, выполненное задание от неверного.
- совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.
Предметные результаты:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
-применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Литература:
• В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности», М.«Просвещение», 2016;
• А.П.Горяев, В.В.Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
• А.В.Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
• Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н.Н.Думная, М.Б. Медведева, О.А.Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н.Н.Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю.Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;
• Н.Н.Думная, О.А.Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;
• В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой экономики», М. «Просвещение», 2017;
М.В. Липсиц, О.И. Рязанова «Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 –М.: ВАКО, 2018.
• Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru
• Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
• Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
• Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru
• Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Багаевской СОШ № 3 от 29.08.2022 года № 1 Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ / Некрасова С.В. / «29» августа 2022 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Практика реализации программы дополнительного образования «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов
Данная статья написана по материалам моего выступления на научно - практической конференции для Восточной зоны Красноярского края от 30. 03. 2021 г....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности"10 класс
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности" 10 класс 35 часов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...
Рабочая программа по элективному курсу "Финансовая грамотность" 11 класс
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком. Запланировано 4 контрольных теста....