Урок по алгебре в 7 классе "Взаимное расположение графиков линейных функций"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Сценарий урока. Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока "Взаимное расположение графиков линейных функций" | 130.81 КБ |
Презентация к уроку | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс)
Основные цели:
- сформировать представление о том, что взаимное расположение графиков линейных функций зависит от значения угловых коэффициентов этих прямых;
- формировать умение определять взаимное расположение прямых по виду их уравнений;
- повторить и закрепить умение строить графики линейных функций, пользуясь таблицей и формулой;
- Тренировать способность ориентироваться в системе знаний, наблюдательность, память, способность к самооценке.
Дидактические материалы: карточки с тестами, эталон для самопроверки теста, карточки-задания с алгоритмом для работы в группах, карточки рефлексии, карточки с домашним заданием.
Оборудование: интерактивная доска SMART, проектор, 7 компьютеров (на которых установлена программа «Живая математика», плакаты со словами: «Абсцисса», «Ордината», «Параллельные прямые», «Координата», «Коэффициент», 3 листа ватмана, фломастеры, магниты.
Краткая аннотация к работе: Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с технологией деятельностного метода. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Работа содержит подробный конспект урока, дидактические материалы, презентацию в программе SMART Notebook. Карта рефлексии составлена таким образом, что ученик в течение всего урока проводит самоанализ своей деятельности.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности (1 – 2 мин.)
Цель:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: построение графиков линейных функций;
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– Здравствуйте ребята. Недавно, я услышала французскую пословицу «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем». Как вы ее понимаете? (Слайд 2. (слайд 1 открыт до начала урока) учащиеся говорят о своём понимании пословицы)
– А как вы понимаете, что ваши знания не убывают? (Повторяем необходимое, подводим итог повторения, работаем с пробным заданием, если оно не получается, фиксируем своё затруднение, находим место и причину затруднения, находим способ, чтобы справиться с затруднением и узнать то, чего мы не знаем или не можем объяснить свое знание.)
– Какую большую тему мы начали изучать на прошлых уроках? (тема «Функции»)
– Какие виды функций вы изучали на предыдущих уроках? (Прямая пропорциональность, линейная функция).
– Что вы уже знаете и умеете делать по этой теме? (Определять вид функции, строить график функции)
– Для чего нужно уметь строить и читать графики функций? Где вам это может пригодиться? (на уроках физики, географии,… Умение читать графики функций необходимо многим специалистам: врачам-кардиологам, геологам, экономистам, …)
– Как вы думаете, все ли вы знаете о линейных функциях? (Думаем, что нам есть ещё над чем поработать по этой теме)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (4 – 7мин.)
Цель:
- организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: знать определение функции, графика функции; умение строить график прямой пропорциональности и линейной функции;
- зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
- зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
- организовать обобщение актуализированных способов действий;
- организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение;
- мотивировать к выполнению пробного действия;
- организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
- организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
– А теперь повторим определения изученные на прошлых уроках. (фронтально)
- Дайте определение функции. (Слайд 3, нажимая на кнопки 1,2,3,4,5 появляются вопросы)
(Функцией называется соответствие между двумя множествами, при котором каждому элементу одного множества соответствует единственный элемент другого множества.)
- Дайте определение графика функции.
(Графиком функции называется множество точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.)
- Сформулируйте определение линейной функции.
(Линейной называется функция, которую можно задать формулой вида у = kх + b, где х – независимая переменная, k и b – любые числа.)
- Что является графиком линейной функции?
(Графиком линейной функции является прямая.)
- Как записывается формула частного случая линейной функции прямой пропорциональности? Какая особенность построения графика?
(Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у = kх, где х – независимая переменная, а k – не равное нулю число. Чтобы построить график функции у = kх, достаточно отметить какую-нибудь точку графика, отличную от начала координат, и провести через эту точку и начало координат прямую.)
- От чего зависит, как расположен график линейной функции?
(От коэффициентов k и b. Если k > 0, то угол наклона прямой у = kx + b к оси х острый; если k < 0, то этот угол тупой. Если х = 0, то у = b. Значит, график линейной функции у = kx + b (при любых значениях k и b) проходит через точку (0;b).
Как называется коэффициент k? (угловой коэффициент прямой)
- Установите соответствие между функциями и построенными графиками. Ответ обоснуйте, не прибегая к вычислениям. (Слайд 4. Ученики записывают ответ в тетрадь. Затем, один из них перемещает функции к выбранному графику, и комментирует свой выбор)
а) у = - х; б) у = 3 – 2х; в) у = ; г) у = 0,5(х + 2);
д) у = 0,7х; е) у = 6.
– Проверьте, как вы выполнили это задание. (Проверяют, сравнивая свои ответы с решением на доске)
(Ответ: а – 2, б – 4, в – 1, г – 3, д – 6, е - 5)
– У вас на столах лежат карты рефлексии. Чтобы вам было проще оценить свою работу на уроке, не забывайте в течение всего урока отмечать результаты своей деятельности.
– В домашней работе, у вас было задание: найти общие точки графиков функций, не выполняя построения графиков. (Слайд 5. Потянув закладку, проверяем ответы)
№1. у = 2х + 6, у = 2х – 1.
№2. у = - 3х + 5, у = 4х – 2.
№3. у = 3х + 3, у = 3(х + 1).
Поверим, что у вас получилось?
№1. 2х + 6 = 2х – 1
0 ∙ х = - 7
корней нет
Ответ: графики данных функций общих точек не имеют.
№2. - 3х + 5 = 4х – 2 у(1) = 4 ∙ 1 – 2 = 2.
7х = 7 ( 1; 2)
х = 1
Ответ: ( 1; 2) – общая точка графиков данных функций
№3. 3х + 3 = 3(х + 1).
3х + 3 = 3х + 3
0 ∙ х = 0
х – любое число
Ответ: графики данных функций имеют бесконечно много общих точек.
– А как будут расположены графики этих функций на координатной плоскости? Какие у вас есть предположения? (Ученики высказывают свои предположения)
– Сформулируйте цель? (Научиться определять взаимное расположение графиков линейных функций, не выполняя построения)
– Сформулируйте тему урока. (Формулируют тему урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций». Тема фиксируется на доске и в тетрадях. Слайд 6.)
3. Выявление места и причины затруднения (1 – 2 мин.)
Цель:
- Организовать восстановление выполненных операций.
- Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
- Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами
(алгоритмом, понятием и т.д.).
- На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
– Что нового в задании? (Определить, как расположены графики линейных функций на координатной плоскости, не выполняя построения)
– У кого нет ответа?
– Что вы не смогли сделать?
– Те, кто выполнил задание, можете доказать, что вы правы? (Если ученики ссылаются только на изображение графиков в системе координат, можно попросить определить взаимное расположение графиков на Слайде 7 и только потом, лопнув шарик, показать какими функциями заданы прямые)
– Что дальше будете делать?
4. Построение проекта выхода из затруднения (3 – 4 мин.)
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
- Учащиеся ставят цель проект а(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
- Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
- Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
- Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
– Какую цель вы поставите перед собой? (научиться определять взаимное расположение графиков линейных функций на координатной плоскости, уточняют тему урока).
– Составьте план своих действий. (Учитель помогает составить план работы)
Алгоритм
- Запишите две различные линейные функции
у = k1х + b1, у = k2х + b2.
- Найти общие точки графиков функций в зависимости от параметров
k1, b1, k2, b2. - Сделайте выводы. От чего зависит взаимное расположение графиков линейных функций на координатной плоскости?
5. Реализация построенного проекта (5 – 7 мин.)
Цель:
- Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
- Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
- Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
- Организовать фиксацию преодоления затруднения.
- Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
– Теперь проведем небольшое исследование.
На столах в папке найдите карточку с заданиями. Выполните самостоятельно 1 задание. (Задание выполняется в парах, на компьютерах в программе «Живая математика». В нашем лицее класс на уроки математики делиться на группы, в моей группе 14 человек. Класс оснащен 9 компьютерами)
Задание:
Построить в одной координатной плоскости графики функций:
№1. у = 2х + 6, у = 2х – 5, у = 2х
№2. у = - 3х + 5, у = 4х – 2.
№3. у = 3х + 3, у = 3(х + 1).
– Как расположены графики линейных функций относительно друг друга? Предположите, что влияет на расположение прямых относительно друг друга?
– Итак, что вы получили? Как расположены прямые в системе координат? (Слайд 8,9,10)
– Как вы думаете, почему? Что общего вы увидели? В чем различия? Какой вывод можно сделать? (Прямые параллельны. Одинаковые угловые коэффициенты и разные b. Если угловые коэффициенты равны, то прямые параллельны. Прямые пересекаются, так как угловые коэффициенты разные. Прямые совпадают, так как угловые коэффициенты равны и числа b равны)
– Значит, не строя графики функций, можно заранее видеть каково взаимное расположение графиков линейных функций в одной координатной плоскости?
– А теперь докажите это в общем виде. (Работа в группах. 3 группы по 4- 5 человек . Учитель до урока говорит, кто в какой группе работает. Алгоритм у каждой группы) (Слайд 11)
Алгоритм
у = k1х + b1, у = k2х + b2.
|
Возможное исследование групп. (Лицей физико-математический, поэтому такое задание доступно для самостоятельного исследования)
Пусть y = k1х + b1 и y = k2х + b2 – две различные линейные функции. Решим уравнение:
k1х + b1 = k2х + b2
k1х – k2х = b2 – b1
x(k1 – k2) = b2 – b1
1 случай: если k1 = k2, то есть k1 – k2 = 0; и b2 ≠ b1, получаем уравнение
0⋅x = b2 – b1
- Что можно сказать о решении?
(Нет корней, значит, нет общей точки, следовательно, графики линейных функций параллельны при одинаковых угловых коэффициентах).
2 случай: если k1 = k2 и b2 = b1, получаем уравнение 0⋅х = 0
- Какое решение?
х – любое число
(Бесконечно много решений, значит, бесконечно много общих точек, следовательно, графики функций совпадают).
3 случай: если k1 ≠ k2, то есть k1 – k2 ≠ 0.
– Имеет ли корни уравнение? Да. Единственный корень. Значит, графики функций пересекаются в одной точке.
(Каждая группа (4 – 5 человек) оформляет свое решение на листе ватмана. Ответы групп заслушиваем у доски. Каждая группа рассматривает только один пункт. Остальные работают на дополнение и уточнение) Слайд 12
– Вы справились с затруднением? Достигли поставленной цели? (Мы доказали справедливость нашего предположения в общем виде)
– Что будем делать дальше?
– Закреплять новое знание.
6. Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5мин.)
Цель:
- Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Фронтально выполнить задание (Слайд 12 открыть затенение экрана)
1) Назовите несколько примеров функций, графики которых параллельны, пересекают, совпадают с графиком функции у = 5х – 7.
2) задания выполняются на доске № 1085(г), 1087 (а).
№ 1085(г)
Линейная функция задана формулой у = . Докажите, что график этой функции параллелен графику функции:
г) у = .
Решение: г) у = , k1 =
у = , у = х – , k2 = , k1 = k2 ,
график функции у = параллелен графику функции у = .
№ 1087(а)
Докажите, что график функции у = 4,5х – 7 пересекает график функции: а) у = 6х – 1. Найдите координаты точки пересечения.
Решение: а) у = 4,5х – 7, k1 = 4,5
у = 6х – 1, k2 = 6
k1 ≠ k2 , график функции у = 4,5х – 7 пересекает график функции у = 6х – 1.
4,5х – 7 = 6х – 1,
1,5х = - 6,
х = - 4 ,
у( - 4) = 6 ∙ ( - 4) – 1 = - 25 . (- 4; - 25) – координаты точки пересечения.
Ответ: ( - 4; - 25).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 – 5 мин.)
Цель:
- Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
- Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
- Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
- (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
- По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
– Что теперь необходимо сделать? (Выполнить самостоятельную работу)
– С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу?
Вариант – 1.
1. Определите угловой коэффициент прямой.
Ответ: а) у = 3х – 2 , б) у = - 2,3х – 2 , в) у = 0,7х – 2, г) у = 2,3х – 2.
2. Как расположены графики функций: у = 9х + 9 и у = 9(х + 1)?
Ответ: а) параллельны;
б) пересекаются;
в) совпадают.
3. Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у = - 7х – 2.
Ответ: а) у = - 2х, б) у = -7х, в) у = 7х – 2, г) у = - 7х + 2.
Вариант – 2.
1.Определите угловой коэффициент прямой.
Ответ: а) у = - 3х + 2 , б) у = 1,5х + 2, в) у = - 1,5х + 2, г) у = 2х + 2.
2. Как расположены графики функций: у = 5х + 15 и у = 5(5х + 3)?
Ответ: а) параллельны;
б) пересекаются;
в) совпадают.
3. Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у = 4х + 3.
Ответ: а) у = 4х, б) у = - 4х +3, в) у = - 4х, г) у = 3х.
Самопроверка (ответы на слайдах) В – 1. 1) г; 2) в; 3) б
В – 2. 1) в; 2) б; 3) а
8. Включение в систему знаний и повторение (7 – 10 мин.)
Цель:
- Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
- Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Задание 1: Задайте линейную функцию, графиком которой является прямая, проходящая через точку А(2;6) и параллельная графику функции у = 1,5х –3.
Решение: Т.к. график функции у = kx + b параллелен прямой у = 1,5х – 3, то k = 1,5.
Т.к. график функции проходит через точку А(2; 6), то верно равенство
6 = 1,5 ∙ 2 + b,
b = - 3, тогда у = 1,5х + 3.
Ответ: у = 1,5х + 3.
Задание 2: Постройте график функции у = kx + b, если он параллелен прямой у = 2х + 11 и пересекается с графиком у = х – 3 в точке лежащей на оси ординат.
Решение: Т.к. график функции у = kx + b параллелен прямой у = 2х + 11, то k = 2.
Т.к. график функции у = 2x + b пересекается с графиком у = х – 3 в точке лежащей на оси ординат, то при х = 0, у = - 3 , т.е. график проходит через точку с координатами (0; - 3).
- 3 = 2 ∙ 0 + b, b = - 3, тогда у = 2х -3
х | 0 | 2 |
у | - 3 | 1 |
9. Рефлексия деятельности на уроке (2 – 3 мин.)
Цель:
- Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
- Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
- Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
- Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
– Подведем итоги: что нового вы узнали на уроке? (Что взаимное расположение графиков линейных функций зависит от коэффициентов)
– Где будете использовать новые знания? (При решении задач.)
– Поднимите руку, кто может определить, как расположены графики линейных функций в системе координат, не выполняя построения графиков? Определить вид графика?
– Проанализируйте свою работу на уроке и заполните карточки рефлексии.
№ задания | Выполнено ("+", или "?") | Нужна была помощь |
1087 (а).
№1, 2 Мне необходимо поработать над… | ||
Оцени свое эмоциональное состояние на уроке |
– Выберете домашнее задание, после того, как оцените свой уровень работы на уроке. (Дифференцированное домашнее задание. Ученикам, у которых не возникали затруднения в ходе решения задач, предлагается выполнить вариант 2)
Домашнее задание: п.39,стр.235
В – 1: № 1086(а,в), 1085(а,в), 1087(б,г), 1088(а,в),.
В*–2: 1) № 1087(б,г), 1091(а); 2) Постройте прямую, если ее угловой коэффициент равен – 0,5 и она проходит через точку ( - 6; 4). Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен указанной прямой и пересекает ось у в точке (0; 5).
Дополнительные задания (при наличии времени и для тех учащихся, кто справился с работой раньше других)
№3. График прямой пропорциональности – прямая, параллельная графику линейной функции, проходящему через точки А(0,5; 25) и В(0,25; 0). Задайте эту прямую пропорциональность формулой.
№4. При каком значении с прямые 4х + 3у = с и 2х – 3у = 8 пересекаются в точке, принадлежащей: а) оси х; б) оси у?
№5. Постройте график функции у = kx + b, если он перпендикулярен прямой у = - х + 15 и проходит через точку К( - 2;4).
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
1. учебник Алгебра – 7, с углубленным изучением математики Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
2. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы. Методические рекомендации. Феоктистов И.Е.
3. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы. Зив Б.Г., Гольдич В.А.
Место данной темы в образовательной программе.
На раздел «Функция» в программе для классов с углубленным изучением математики отводится 21 час, на тему «Линейная функция» - 8 часов, из них 3 часа изучается «Взаимное расположение графиков линейных функций».
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать: что взаимное расположение прямых зависит от значения угловых коэффициентов этих прямых.
Учащиеся должны уметь: строить графики линейных функций; определять взаимное расположение прямых по виду их уравнений.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе карты рефлексии.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок алгебры в 7 классе Взаимное расположение графиков линейных функций
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе с элементами исследования, игровых технологий,с применением ИКТ подойдет к УМК Ю. Макарычева, Мордковича...
Урок презентация по алгебре для 7 класса по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"
Урок - презентация для изучения нового материала....
.7класс Алгебра Взаимное расположение графиков линейных функций Урок 1
7класс Алгебра Взаимное расположение графиков линейных функций. Урок 1...
Урок алгебры в 7 классе по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"
На данном уроке учащимся предложено в ходе выполнения практической работы сделать вывод о влиянии коэффициентов линейных функций на их взаимное расположение...
Урок 7класс по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" к учебнику А.Г.Мордковича.
Первый урок по данной теме.Презентация помогает научиться читать графики.Она также активизирует работу учащихся на уроке....
Урок -презентация по теме:"Взаимное расположение графиков линейных функций"
Урок -презентация по теме:"Взаимное расположение графиков линейных функций" по математике в 7 классе....
Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций
Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...