Квадратный трехчлен
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по теме : Квадратный трехчлен .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadratnyy_trehchlen.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» города Когалыма
(МАОУ «СОШ №10»)
Принята на заседании методического совета | Утверждено _________________ Антонов А.В. «___» _______________ 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическая
(тип программы: комплексная/тематическая)
. Квадратный трёхчлен
(наименование)
1 год 17 часов, 0,5 час в неделю)
(срок реализации программы)
14-15 лет, 9 класс
(возраст обучающихся)
Составитель: Самигуллина И.А.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
г. Когалым
2020
1. Пояснительная записка
Правовое обоснование:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015)
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется согласно учебному плану из расчета 0,5 ч в неделю, всего 17 часа..
Направление развития личности: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы курса состоит в том, что она направлена на систематизацию, углубление и расширение знаний учащихся по математике, развитие их алгоритмического мышления и логической культуры. Данный курс развивает мышление и исследовательские умения учащихся, формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению задач соответствующих типов. Занятия направлены на то, чтобы познакомить школьников с новыми идеями и методами, развить интерес к предмету. Подобранный материал иллюстрирует применение математики на практике, показывает связь с другими областями знаний.
Рассматриваемые задачи интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание программы позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия предполагают решение задач на высоком уровне сложности, но включают в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.
Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, программа предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Цели :
- восполнение некоторых содержательных пробелов учебного предмета «алгебра»;
- формирование устойчивого интереса учащихся к математике;
- развитие математических способностей;
- обучение применению нестандартных приемы при решении математических задач с использованием свойств квадратного трехчлена
Задачи :
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
- приобрести определенную математическую культуру;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Средства и методы достижения цели
Планируется использование следующих технологий.
Технология проблемного обучения; коллективного способа обучения; индивидуального обучения ; развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности; поэтапного формирования
умственных действий; уровневой дифференциации .
Формы контроля
Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как усвоен материал.
В свою очередь учитель проводит мини самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
Формой итогового контроля является проверочная (тестовая) работа.
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие формы работы с обучающимися:
- мини-лекции, беседы;
- обучающие семинары и практические работы;
- творческие и исследовательские работы;
- самостоятельные работы
Срок реализации программы: 1 год.
Объем часов: 0,5 часа
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа: 14-15 лет, 9 класс.
Формы организации учебного процесса:
Программа включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме небольших лекций. Лекции проводятся с обязательной иллюстрацией всевозможных графиков. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий и творческих работ («Рисуем графиками»), выполнения большого количества тренировочных упражнений. В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Каждое занятие начинается с мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения занятия | ||
всего | Аудиторные (теория) | Внеаудиторные (практические | |||
1 | Квадратный трехчлен. Корни квадратного трехчлена. Составление квадратного трехчлена по его корням | 2 | - | 2 | Лекция, практическая работа |
2. | Разложение квадратного трехчлена на множители разными способами. Применение теоремы Виета и следствия о знаках корней. | 2 | - | 2 | Лекция, практическая работа |
3. | Расположение корней квадратного трехчлена | 2 | 1 | 1 | Лекция, практическая работа |
4. | Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач | 2 | 1 | 1 | Лекция, практическая работа |
5. | Выделение полного квадрата, как метод решения некоторых нестандартных задач | 3 | 1 | 2 | Лекция, практическая работа |
6 | Решение квадратных, рациональных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов. | 3 | 1 | 2 | Лекция, практическая работа |
7. | Решение квадратных уравнений с с параметром. Исследование корней квадратного уравнения с параметром | 3 | 1 | 2 | Лекция, практическая работа |
Итого: | 17 | 5 | 12 |
3. Содержание программы «Квадратный трёхчлен»
Тема 1 Квадратный трехчлен. Значение квадратного трехчлена при различных значениях переменной. Корни квадратного трехчлена. Составление квадратного трехчлена по его корням.
Тема 2. Разложение квадратного трехчлена на множители разными способами. Применение теоремы Виета и следствия о знаках корней.
Тема 3. Расположение корней квадратного трехчлена.
Тема 4. Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач.
Тема 5. Выделение полного квадрата, как метод решения некоторых нестандартных задач.
Тема 6 Решение квадратных, рациональных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.
Тема 7. Решение квадратных уравнений с параметром. Исследование корней квадратного уравнения с параметром.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): познавательные предметные беседы, приобретение школьниками знаний о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к знаниям, труду. Достигается в ходе общения, беседы, совместного выполнения заданий
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации программы внеурочной деятельности.
Предметные :
В результате изучения курса учащиеся должны :
-Точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий,
-Применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий.
-Приобрести навыки рассуждения, наблюдательности, умения проводить аналогии, обобщать, обосновывать, анализировать, делать выводы
-Уметь использовать дополнительную математическую литературу.
-Уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
-Преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
-Проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
-Решать типовые задачи с параметром, требующие исследования корней квадратного трехчлена
5. Формы и виды контроля
Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как усвоен материал.
В свою очередь учитель проводит мини самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
Формой итогового контроля является проверочная (тестовая) работа.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий – оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;
- промежуточное тестирование учащихся – усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.
- итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме проверочной (тестовой) работы.
6. Методические рекомендации
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
Планируется использование следующих технологий.
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).
Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).
Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).
Формы организации учебных занятий: теоретические (лекция, беседа) и практические (практическая работа, практикум, самостоятельная работа,).
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Учебные и методические пособия
1. А.Г. Мордкович А.Г.Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. Алгебра-9. Часть 2. Задачник. / М.: Мнемозина, 2008.
2. М.Л. Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
3. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов.
4. Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Кудрявцев А.И. Алгебра для 9 класса: Учебное пособие для учащихся школы и классов с углубленным изучением математики. М., Просвещение, 2012, 384с.
5. СтуденецкаяВ.В«Математика 8-9 классы», выпуск 1, Волгоград: Учитель, 2012.
6 Цыганов Ш. Десять правил расположения корней квадратного трехчлена // Математика. - № 18. - 2012. - С. 19-23.
2.Технические средства обучения.
Персональный компьютер учителя с мультимедийным проектором и экраном.
3. Оборудование.
Линейки, треугольники.
4.Дидактический материал, периодическая печать.
Список интернет-ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru/catalog.page – Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
- http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское Образование», содержит нормативные документы Министерства, стандарты, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
- http://zubrila.net/ – Электронная библиотека .
- http://geometry2006.narod.ru/ – сайт «Живая геометрия». Институт новых технологий образования.
- http://www.fipi.ru – портал информационной поддержки ЕГЭ.
- http://rus.reshuege.ru/ – образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ.
ЛИСТ
индивидуальных достижений обучающегося _______ класса
по внеурочной деятельности «Квадратный трёхчлен.»
Вид деятельности. | Месяц | ||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Регулярно посещает занятия. | |||||||||
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | |||||||||
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | |||||||||
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | |||||||||
Достиг заявленных результатов программы внеурочной деятельности | |||||||||
Высокая мотивация | |||||||||
Проявляет настойчивость в достижении цели. | |||||||||
Применяет методы наблюдения. | |||||||||
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | |||||||||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | |||||||||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | |||||||||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | |||||||||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | |||||||||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | |||||||||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | |||||||||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс Квадратный трехчлен и его приложения
Цели курса: - восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного ...
Модуль для самостоятельного изучения темы: "Квадратный трехчлен". 9 класс, математика
Данный модуль разработан для самостоятельного изучения темы. Его можно использовать как в печатном виде, так и в виде презентации. Второй вариант наиболее продуктивен. но требует наличия компьютеров д...
Разработка урока по технологии одноуровнего цикла по теме: "Квадратный трехчлен и его корни" ( 9 класс)
Технология учебных циклов мною применяется очень широко в старших классах. Разработка данного урока позволить учителю познакомиться с этой технологией, а ученикам оценить себя....
Квадратный трехчлен и его корни
Презентация к уроку математики в 9 классе по теме "Квадратный трехчлен и его корни" с содержанием заданий углубленного уровня изучения предмета. Презентация расчитана на продолжительное использование ...
Презентация "Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители" 8 класс
Данная работа может быть использована при объяснении нового материала в 8 классе или в 9 классе как повторительный материал при подготовке к ГИА. В работе есть как теоретический, так и практичес...
"Квадратный трехчлен"
Карточки на тему " Квадратный трехчлен"...
Свойство функций. Квадратный трехчлен.
Проверка знаний учащихся по данной теме....