Модуль. Параметр.
элективный курс по алгебре (9, 10, 11 класс)
Данный элективный курс представляет собой тематическое планирование и разработки занятий элективного курса по теме «Модуль» и «Параметр» для 9-11 классов.
По каждым пунктам приведены теоретические и практические материалы. Предложенные задания закрепляют, систематизируют и углубляют знания по темам «Модуль» и «Параметр», способствуют развитию аналитического мышления, формированию навыков самообразования.
Курс предназначен для подготовки к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. Материалы работы могут быть использованы для подготовки к олимпиадам.
Элективный курс содержит 2 раздела, к которым приведены задачи и примеры решения. В конце курса приведены контрольные вопросы к знаниям и умениям.
Элективный курс рассчитан на 35 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_-_11_kl.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
МР «Чурапчинский улус (район)»
МБОУ «Диринская СОШ «АГРО» им. И.Е.Федосеева-Доосо»
Модуль. Параметр.
Элективный курс
(подготовка к ЕГЭ, в ВУЗ)
Автор: Захарова Светлана Николаевна,
учитель математики
МБОУ «Диринская СОШ «АГРО»
им. И.Е.Федосеева-Доосо»
с. Дирин. 2018.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс представляет собой тематическое планирование и разработки занятий элективного курса по теме «Модуль» и «Параметр» для 9-11 классов.
По каждым пунктам приведены теоретические и практические материалы. Предложенные задания закрепляют, систематизируют и углубляют знания по темам «Модуль» и «Параметр», способствуют развитию аналитического мышления, формированию навыков самообразования.
Курс предназначен для подготовки к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. Материалы работы могут быть использованы для подготовки к олимпиадам.
Элективный курс содержит 2 раздела, к которым приведены задачи и примеры решения. В конце курса приведены контрольные вопросы к знаниям и умениям.
Элективный курс рассчитан на 35 ч.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Лекция | Семинар |
I. Модуль. | |||
1 | Модуль. Основные способы решения уравнений и неравенств с модулем. | 1 | 2 |
2 | Метод интервалов. Возведение в квадрат. | 1 | 2 |
3 | Графики функций с модулем. | 1 | 2 |
4 | Графический метод решения задач с параметрами. | 1 | 2 |
II. Параметр. | |||
1 | Линейные уравнения и неравенства. | 1 | 2 |
2 | Квадратные уравнения и неравенства. | 1 | 2 |
3 | Теорема Виета. | 1 | 2 |
4 | Квадратные уравнения с ограничением на корни. | 1 | 2 |
5 | Квадратные уравнения, корни которого ограничены от числа . | 1 | 2 |
6 | Задания ЕГЭ. | 1 | 7 |
Всего: | 10 | 25 |
Содержание.
- Модуль.
1.1. Модуль. Основные способы решения уравнений и неравенств с модулем.
Определение: .
Основные свойства модуля:
1. 2. 3. ; 4. ; 5. .
1.1.2. Простейшие неравенства.
Неравенство < а (а > о) эквивалентно двойному неравенству .
Неравенство > а (а > о) эквивалентно совокупности неравенств .
Неравенство > а (а < о) справедливо при .
Неравенство > а справедливо при .
1.1.3. Неравенства вида .
Неравенство эквивалентно совокупности
1.1.4. Неравенства вида
Исходя из равенства
имеем получим
При исходное неравенство не имеет решений.
1.1.5. Неравенства вида
Неравенство вида равносильно совокупности неравенств
Если , то неравенство выполняется на всей ОДЗ функции
- Метод интервалов. Возведение в квадрат.
1.2.1. Метод интервалов (разбиение на промежутки).
Пример 1. Решить неравенство Ответ: (-3/4; 9/4).
Пример 2. Решить неравенство Ответ:
1.2.2. Возведение в квадрат.
Пример 1. Решить неравенство Ответ: (-3; 1/3).
Пример 2. Решить неравенство Ответ:
1.3. Графики функций с модулем.
Пример 1. Построить график функции .
Пример 2. Построить график функции
1.4. Графический метод решения задач с параметрами.
Пример 1. При каких значениях а уравнение имеет более двух корней?
Указание: Пусть х ≠ 0, тогда можно записать
Ответ: а = 0.
Пример 2. Сколько корней имеет уравнение в зависимости от а?
Ответ: - решений нет; а = 2 – одно решение; - два решения.
Пример 3. При каких значениях параметра а уравнение имеет единственное решение. Найти это решение.
Указание: Если х=2 подставить в уравнение, то получим 5=а*0, значит х≠2. Поделим правую и левую части уравнения на , тогда .
Ответ: х=-3 при а=0; х=-0,5 при а=1.
Пример 4. При каких значениях а уравнение имеет более трех корней?
Ответ: .
II. Параметр.
2.1. Линейные уравнения и неравенства.
2.1.1. Линейные уравнения с коэффициентами, зависящими от параметра.
При решении уравнения вида Ах=В, где А и В – выражения, зависящие от параметра, необходимо рассматривать два случая: А=0. и А≠0.
Пример 1. Для каждого значения параметра а решите уравнение:
Ответ: при а = 3/2 х;
при а = -3/2 х;
при а х.
2.1.2. Линейные неравенства с коэффициентами, зависящими от параметра.
При решении неравенства вида Ах><В, где А и В – выражения, зависящие от параметра, необходимо рассматривать три случая: А=0, А>0, А<0. Напомним, что при делении на отрицательное число знак неравенства меняется на противоположный. Таким образом
Пример 1. Для каждого значения параметра а решите неравенство:
Ответ: при ;
при а=-1 ;
при а = 1 ;
при
- Квадратные уравнения и неравенства.
2.2.1. Квадратные уравнения с параметрами.
В уравнении с параметром а и переменной х принадлежит одному из следующих типов:
1) 2)
3) ; 4)
5) ; 6)
Пример 1. Решить уравнение
Ответ:
;
Пример 2. Решить уравнение
Указание: Отметим промежутки, на которых коэффициенты обращаются
в ноль.
Ответ: При а =2 ; при ; при и при при х=0; при х=0, .
2.2.2. Неравенства с параметрами второй степени.
В неравенстве с параметром а и переменной х для допустимых значений параметра совокупность всех частных неравенств разбивается на следующие типы:
1) 2)
3) ; 4) ;
5) ; 6)
7)
8)
Пример1. Решить неравенство
Пример 2. При каких значениях параметра а всякое решение неравенства будет одновременно решением неравенства ?
Ответ:
- Теорема Виета.
2.3.1. Соотношения между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
Следствие из теоремы Виета: Для приведенного квадратного уравнения х2 + рх – q =0 имеют место соотношения: х12+х22=р2-2q и х13+х23=-р(р2-3q).
Пример 1. пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения 9х2 + 18х +1 =0. Составить квадратное уравнение с корнями: а) -х1 и -х2 ; б) 1/х1 и 1/х2.
Ответ: а) 9х2 + 18х +1 =0; б) х2 + 18х +9 =0.
Пример 2. При каком значении параметра а разность корней уравнения х2-ах+2=0
равна 1?
Ответ:
Пример 3. При каком значении параметра а разность квадратов корней уравнения
3х2-5х+а=0 равна 5/9?
Ответ:
2.3.2. Разложение трехчлена на линейные множители.
Теорема: Если х1 и х2 – корни квадратного уравнения, то квадратный трехчлен разлагается на линейные множители вида: Ах2+Вх+С=А(х-х1)(х-х2).
Пример 1. Разложить на множители выражение: 4(х2z+у2х+z2у)-2(хz2+zу2+уz2)-7хуz.
Успех в решении такого рода задач заключается в удачном выборе переменной. В данном случае все переменные равноправны, поэтому можно рассматривать исходное выражение как квадратное относительно х: Р(х)=2(2z-у)х2+(4у2-7уz-2z2)х+(4z2у-2у2z).
Ответ: Р(х)=(х-2у)(у-2z)(z-2х).
- Обобщение теоремы Виета на уравнении третьей степени.
Если х1, х2, х3 – действительные корни уравнения х3+рх2+ qх+r =0, то разлагая многочлен третьей степени на линейные множители, раскрывая скобки и приведя подобные слагаемые, получим: . На самом деле полученные соотношения являются частным случаем теоремы Виета многочлена любой степени.
Пример 1. Ребра а,в,с прямоугольного параллелепипеда являются корнями кубического уравнения х3-10х2+23х-15=0. Найти объем и площадь полной поверхности параллелепипеда.
Ответ: V=15; S=46.
- Квадратные уравнения с ограничением на корни.
2.4.1. Условие знакопостоянства ( противоположности) знаков корней квадратного трехчлена.
Теорема 1. (о положительности корней). Корни х1, х2 квадратного уравнения Ах2+Вх+С=0 действительны и положительны тогда и только тогда, когда выполняются условия: D -В/А>0, С/А>0.
Теорема 2. (об отрицательности корней). Корни х1, х2 квадратного уравнения Ах2+Вх+С=0 действительны и отрицательны тогда и только тогда, когда выполняются условия: D -В/А< 0, С/А>0.
Теорема 3. (о корнях разного знака). Корни х1, х2 квадратного уравнения Ах2+Вх+С=0 действительны, и имеют разные знаки тогда и только тогда, когда выполняются условия: D>0, С/А< 0.
Пример1. Не решая уравнения ах2+2(а+1)х+2а=0 определить знаки его корней в зависимости от параметра.
Ответ: При корни положительны;
При корни отрицательны;
При , корни разного знака.
Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение (а-1)-(8а-4)х+16а-5=0 имеет два различных корня больших или равных 2?
Ответ: а>1.
Пример 3. При каких значениях параметра а уравнение (а-1)-(6а+10)х+9а+16=0 имеет два различных решения, одно из которых больше 2, а другое меньше 2?
Ответ:
Пример 4. При каких значениях параметра а уравнение +2х-8=а(х-4)имеет два различных корня? Определить знаки этих корней в зависимости от а.
Ответ: При а<2 – корни разных знаков;
При а>18 – оба корня положительны.
Контрольные вопросы.
- Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с модулем.
- Общая схема решения линейных уравнений и неравенств с параметром.
- Общая схема решения квадратных уравнений и неравенств с параметром.
- Теоремы о положительности, об отрицательности корней, о корнях разного знака.
- Корни квадратного уравнения относительно числа.
- Обобщение (елочка)
Литература для учителя:
- Галаева Е.А. Профильный курс. Алгебра. 11 класс. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Афанасьева А.Б., и др. Домашние задания по математике. 10-11 класс. СУНЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: «Олита», 2001.
- Денежкина И.Е., Окромешко Н.Г. Линейная функция (задачи повышенной сложности). – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.
- Афанасьева А.А., и др. Квадратный трехчлен и задачи с параметрами. СУНЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: «Олита», 2004.
- Васильева А.В., Заз А.И. Математика: Сборник задач для поступающих в вузы. - М.: Учебный центр «Ориентир» при МГТУ, 2000.
- Пархимович И.В. Математика для поступающих. – Мн.: Высшая шк., 1998.
- Кучерова К.И.. математика: Методические указания. – М: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006.
- Вавилов В.В., и др. Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие. – М.: Наука., 1998.
- Денищева Л.О., Глазков Ю.А., и т.д. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ-2004. Математика. –М.: Интеллект-Центр, 2004.
- Денищева Л.О., Глазков Ю.А., и т.д. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ-2005. Математика. –М.: Интеллект-Центр, 2005.
- Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., и др. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по математике. – Ростов н\Д: «Феникс», 2003.
- Клово А.Г., Калашников В.Ю., и др. Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2004.
- Попов С.В. Письменные экзамены по математике в центральные вузы России. Пособие. – Новосибирск: Издательский центр НГУ, 2003.
- Баишева М.И., Кутукова Л.Т. Тренировочные тесты. – Якутск: ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2005.
- Афанасьев А.Н., Малышев В.В., Савин А.С. Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике. –Якутск: ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2003.
- Попов С.В. ЕГЭ по математике. Книга для учащихся ОУ. - Новосибирск: Издательский центр НГУ, 2001,2002,2003.
- Голиков А.И. Тесты по математике для подготовки к ЕГЭ. – Якутск: Центр тестирования ЯГУ, 2002.
- Попов С.В. ЕГЭ по математике. – с. Чапаево Хангаласского улуса РС(Я): изд-во Ф-М Форума «Ленский Край», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический подход к решению задач с параметром и модулем
Разработка факультативного занятия для подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
Функционально-графический подход к решению линейных уравнений с параметром и модулем
План-конспект урока с использованием ЦОР для обобщающих уроков по теме "Линейные уравнения с параметром и модулем" для учащихся 7-9 классов и для подготовки к ГИА (презентация к уроку)...
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
Программа предметного курса предпрофильной подготовки "Модули и параметры"
Задачи с модулем и параметром традиционно представляют для учащихся сложность в логическом, техническом и психологическом плане. Однако, именно решение таких задач играет важную роль в формировании мы...
«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»
Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики. Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...