Технологическая карта урока по алгебре "Арифметическая прогрессия"
материал по алгебре (9 класс)

Галсанова Людмила Баторовна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_a-9_arifm_prog.docx54.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика, 9 класс

УМК

 А.Г. Мордкович

ФИО учителя, школа

Бадмаева Людмила Баторовна

Тема урока

Арифметическая прогрессия

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Оборудование и средства обучения к уроку

Мультимедийный проектор, презентация.

Формулировки целей-ориентиров

Учебные задачи (УЗ), направленные на формирования умений для достижения планируемых результатов: цель считается достигнутой, если ученик на уровнях:

Средства помощи

базовом

повышенном

Карточка с определением арифметической прогресии, формула n-го члена. Набор объектов для открытия понятий «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Ц I: целеполагание

В соответствии с картой темы ставит цели собственной деятельности и фиксирует их в индивидуальной таблице «Планирование УПД при изучении темы».

Ц II: приобретение УИ и формирование познавательных УУД при решении УЗ

1) сравнивает решение задач из учебника и данных задач, выбирает  необходимую информацию о последовательностях; 2) анализирует числовые последовательности,   выделяет существенные и несущественные признаки

1) решает практические задачи, приводящие к понятию арифметической прогресии; 2) анализирует и обобщает решение заданий, выбирает основания и критерии для сравнения, классификации последовательностей, подведение под понятие , составляет предписания, используя пустую блок-схему.

Ц Ш, IV: применение, контроль знаний при решении УЗ и формирование познавательных, регулятивных УУД

1) называет: члены последовательности, разность арифметической прогресии; 2) формулирует и применяет: формулу n-го члена; 3) проговаривает определение арифметической прогресии

4) составляет текстовые задачи по данной арифметической прогрессии; 5) выполняет задания повышенного уровня.


1. Деятельность учителя

2. Деятельность учащихся

(осуществляется через действия)

3. Цели

(согласно таблице)

4. УУД

(название, вид)

ЭТАП I. Мотивация к учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Даёт разъяснение и задание к практической работе (кроссворд).

Вопросы:

  1. Номер члена последовательности, стоящего в самом начале. (Первый)
  2. Член последовательности, стоящий перед любым ее членом, начиная со второго. (Предыдущий)
  3. Последовательность, в которой конечное число членов. (Конечная)
  4. Способ задания последовательности, который в переводе с латинского означает «возвращаться» . (Рекуррентный)
  5. Числа, образующие последовательность. (Члены)
  6. Последовательность, в которой каждый следующий член больше предыдущего. (Возрастающая)
  7. Способ при котором правило составления последовательности описано словами. (Словесный)
  8. Число, указывающего порядковый номер любого члена последовательности. (Индекс)
  9. Последовательность, в которой каждый последующий член меньше предыдущего. (Убывающая)

Коммуникативные 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4

Личностные 4.1.1, 4.1.2, 4.2.4

ЭТАП II.Актуализация опорных знаний

Организует работу учащихся по ыполнению теоретического тестирования

Вариант 1

1. Последовательности бывают:

     а) конечные   б) постоянные      в) бесконечные

2. Числа, образующие последовательность, называются:

      а) членами   б) номерами   в) числами

3. Найдите первые 3 члена последовательности, заданной формулой n – го члена  хn = 2n – 1

    а) 2; 7; 8;…    б) 1; 3; 5; …    в) -1; 2; 6; …

4. Найдите седьмой член последовательности ( аn), заданной формулой:  аn = n( n + 1 )

     а) 5    б) 12    в) 56

5.Найдите второй член последовательности ( сn ), если с1 = 8; сn+1 = cn – 1

     а)  6     б) 7     в) 8  

Вариант 2

1. Последовательность обозначается

          а) хn         б)  аn     в) ( xn )

2. Способы задания последовательностей:

          а) формулой n – го члена   б)  рекуррентный способ   в) словесно

3. Члены последовательности обозначаются:

           а) а1, а2, а3,…  б) 1а, 2а, 3а,…   в) а1, а23,….

 4. Найдите второй член последовательности ( сn ), если с1 = 8; сn+1 = cn + 1

           а)  9     б) 7     в) 3

 5. Найдите шестой член последовательности ( аn), заданной формулой:  аn = n( n + 1 )

        а) 67    б) 42    в) 56

учащиеся выполняют тест по вариантам, при проверке обмениваются тестами и выполняют взаимопроверку по предложенным ответам, выставляют оценки согласно критериям.

Ц II: приобретение УИ и формирование познавательных УУД при решении УЗ

Познавательные 1.1.5, 1.2.1, 1.2.3, 1.3, 1.1.7, 1.1.8

Коммуникативные

2.1.1, 2.1.4, 2.2.2, 2.2.4, 2.2.6

ЭТАП III. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока

Подводит учащихся к формулированию темы урока, постановке основной цели и определению ключевых задач.

Записывают в тетрадь тему урока: Арифметичекая прогресия.

Ставят перед собой основную цель урока.

Определяют ключевые задачи.

  • изучить определение арифметической прогрессии;
  • узнать,  как задаётся арифметическая прогрессия;
  • научиться определять,  является ли числовая последовательность арифметической прогрессией или нет;
  • изучить формулу n-го члена  арифметической прогрессии;
  • научиться применять формулу n-го члена  арифметической прогрессии при решении задач.

Каждый ученик определяет для себя уровень, на котором он будет решать поставленные ключевые задачи.

Ц I: целеполагание

Ц II: приобретение УИ и формирование познавательных УУД при решении УЗ

Познавательные 1.1.0, 1.1.1, 1.1.6

ЭТАП IV. Выявление места и причины затруднения

Руководит обсуждением учащимися вопроса о причинах возникновения затруднений на первом этапе урока.

Под руководством учителя получают вывод: задачи вызвали затруднения, поскольку у них недостаточные знания о прогресиях.

Ц Ш, IV: применение, контроль знаний при решении УЗ и формирование познавательных, регулятивных УУД

Познавательные 1.3.1

ЭТАП V. Построение проекта выхода из затруднения

Руководит обсуждением учащимися проекта выхода из затруднения.

Формулируют план действий: рассмотреть понятие арифметической прогресии, выявить её признаки ,выучить определение понятия арифметической прогрессии; научиться определять,  является ли числовая последовательность арифметической прогрессией или нет;

Ц Ш, IV: применение, контроль знаний при решении УЗ и формирование познавательных, регулятивных УУД

Познавательные 1.3.3

ЭТАП VI. Реализация построенного проекта

Фронтальная работа с классом. Осуществляет контроль за правильностью выполнения заданий.

Предлагает учащимся задания для выполнения в группе.

Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак.

(an): 1; 3; 5; 7; 5; 9; 11…

n): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; …

n): 1, 2, 4, 8, 16; …

 (cn): 2; 6; 18; 54…

(dn): 16; 13; 10; 7…

(en): 32; 16; 8; 4…

Последовательности первой группы, назовите  их общий признак.

 (Каждый следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа или два соседних члена отличаются на одно и тоже число).

Это число назвали разностью арифметической прогрессии и обозначают буквой d. Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного того же числа d, называют арифметической прогрессией. При этом  число d называют разностью прогрессии.

а)Какие из этих последовательностей являются арифметическими прогрессиями и почему?

  1. Назовите первый член и разность арифметической прогрессии.
  2. Назовите возрастающие и убывающие прогрессии.
  3.  Выясните,  при каком условии прогрессия возрастает или убывает? Сделайте вывод.

  (an):  0, 2, 4, 6, 8, …

  (bn):   1, 2, 3, 5, 8, …

  (cn):   -7, -10, -13, -16…

  (dn):   5, 5, 5, 5, 5, …

  (хn):   3, 5, 7, 9, 6, …

   (кn): - 8; -4; 0; 4; 8, …

б) Выведите формулу n-го члена  арифметической прогрессии. Для этого рассмотрите арифметическую прогрессию   с разностью d, заполните пропуски, выявите закономерность и запишите формулу.

  ,

,

,

,

, и т.д.

Догадайтесь, как найти аn.

                               

Ц II: приобретение УИ и формирование познавательных УУД при решении УЗ

Ц V: формирование коммуникативных умений

Познавательные 1.1.4, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3

Коммуникативные 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.2

Познавательные 1.1.3, 1.1.3, 1.1.7, 1.1.8

ЭТАП VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Предлагает ученикам заполнить таблицу

Руководит проверкой результатов, проверяет правильность выводов.

Даёт разъяснение и задание к  работе по учебнику.

Организует психологическую разгрузку

                 п/п

примеры

последовательность

(да-«+», нет-«-»)

каждый член начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом (да-«+», нет - «-»)

данный объект есть арифметическая прогрессия (да-«+», нет-«-»)

1

0;-5;-10;

 -5(n-1)

2

1;3;5;10

3

x+7

4

 ;;1;

5

7;7;7;7;7

Выполняют из учебника

1 уровень. § 16 пункт 1, 2, 4,  № 16.3(б.г), 16.4(в,г),

2 уровень . § 16 пункт 1, 2, 4,  № 6.5(б), 16. 7(а),

Спокойно сидят, закрыв глаза, положив руки на колени, представляют, что  на море.( музыка, шум моря)

Познавательные 1.1.0, 1.1.2, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.7, 1.1.8, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5

Коммуникативные 2.1.1, 2.1.2, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6

ЭТАП VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ставит перед учащимися задачу выполнения самостоятельной работы, взаимопроверки в парах и взаимооценки с целью проверки усвоения материала.

Эталон для проверки заготавливает на доске.

Выполняют самостоятельную работу С-22 из сборника :

Обмениваютсятетраями с соседом по парте. Выполняют взаимопроверку по эталону на доске. Делают взаимооценку.

Познавательные 1.1.7, 1.1.8, 2.2.6

ЭТАП IX. Рефлексия. Постановка домашнего задания.

Обсуждает с учащимися вопросы:

1.Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?)

2.Сегодня на уроке научился(лась) делать лучше (что?)

3.Осталось непонятным (что?)

У каждого из вас на столе человечки (красного, зелёного, жёлтого цвета),

Человечек зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.

Человечек желтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём участие, я отвечал с места, я сумел выполнить большинство  заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Человечек красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно,  к ответу на уроке я был не готов”.

Запишите домашнее задание

Составляют «картину» собственной деятельности на уроке: «Я узнал…», «Я научился…», «Я смог…», «У меня не получилось…»…

Каждый выбирает человечка.

1 уровень. § 16 пункт 1, 2, 4,  № 16.3(а, в), 16.4(а, б),

2 уровень . § 16 пункт 1, 2, 4,  № 6.5(а), 16. 7(г),

Регулятивные

Познавательные 1.1.7, 1.1.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Геометрическая прогрессия", 9 класс

Технологичесая карта урока по теме "Геоетрическая прогрессия", 9 класс, учебно-методический комплект Мордкович , урок содержит богатый материал по теме, много ссылок на интернет ресурсы....

Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...

Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"

Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"...

Конспект и технологическая карта урока по теме "Арифметическая прогрессия"

В разработке представлены конспект, технологическая карта и презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия". Это превый урок по теме. Обучение ведётся по учебнику А.Г. Мордк...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: " Арифметическая прогрессия", авторы учебника Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворов

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Арифметическая прогрессия", авторы учебника Ю.Н.Макарычев и др.Урок освоения новых знаний, ориентированный на понимание сути определе...

Технологическая карта урока алгебры 9 класс "Прогрессии"

Повторение и обобщение  знаний по теме «Прогрессии», проверка умения и навыков учащихся, подготовка к ОГЭ, решение заданий повышенного уровня.Урок комбинированный, со сменой раб...

Технологическая карта урока: Арифметическая прогрессия

        Основной целью урока является подготовить обучающихся к решению несложных задач с применением              формул общего член...