Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: " Арифметическая прогрессия", авторы учебника Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворов
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Арифметическая прогрессия", авторы учебника Ю.Н.Макарычев и др.Урок освоения новых знаний, ориентированный на понимание сути определения арифметической прогрессии, нахождения её элементов по смыслу задачи и по формуле n-го члена арифметической прогрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме:"Арифметическая прогрессия" | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ АЖИНОВСКАЯ СОШ
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе
по теме: "Арифметическая прогрессия" .
Тип урока: урок освоения новых знаний.
УМК: «Алгебра, 9 класс» авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б, Суворов под редакцией С.А.Теляковского
Москва «Просвещение» 2014
Открытый урок алгебры в 9 классе проведен 30.01.2019 г ,
учитель математики Чураева Людмила Васильевна
Тема урока: « Арифметическая прогрессия.» Дата проведения открытого урока: 30.01.2019
Тип урока: Урок освоения новых знаний. Класс: 9 Учитель : Чураева Людмила Васильевна.
.
Цели урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
личностных:
- самостоятельно добывать знания;
- уверенно и грамотно выражать свои мысли на математическом языке и языке формул;
- правильно и последовательно выполнять алгебраические преобразования;
- научиться ничего не принимать на веру;
- не боятся ошибок, развивать умение отстаивать свое мнение.
метапредметных:
освоение способов деятельности:
- познавательной
- структурирование объекта познания;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким признакам;
- исследование практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
- умение разделять процессы на этапы, звенья;
- информационно – коммуникативной
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- проведение информационно-смыслового анализа текста;
- умение перефразировать мысль;
- рефлексивной
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- оценивание своих учебных достижений;
предметных:
- понимание смысла понятий «последовательность», «член последовательности» и умение употреблять их в устной и письменной речи;
- понимание сути определения арифметической прогрессии;
- понимание сути и смысла шагов нахождения элементов арифметической прогрессии;
- овладеть опытом использования свойств и определения арифметической прогрессии при решении различных алгебраических задач и задач с практическим содержанием.
Задачи учителя на уроке:
- помочь учащимся найти информацию, необходимую для поиска решения проблемы и оценить ее;
- создать условия для дискуссии по выработке альтернативных способов решения проблемы;
- помочь учащимся осуществить самоконтроль и самооценку путем сравнения результатов своей группы с результатами других групп.
Технологическая карта урока.
Характеристика этапов урока
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Конспект урока по теме: «Арифметическая прогрессия»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Образовательные цели:
создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности.
Развивающие цели:
организовать работу по развитию умений определять понятия, создавать обобщения;
развитию умений анализировать.
Воспитательные цели:
способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, доказывать свою точку зрения; формирование целостного мировоззрения.
Ход урока
1.Организационный момент.(1 мин)
2. Этап актуализации.(5 мин)
- Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем ещё одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим ваш багаж и выясним готовы ли вы к восхождению.
Теоретическая часть. (информация на доске)
Посмотрите внимательно на эти последовательности и охарактеризуйте их:
(an): 0, 2, 4, 6, 8, …
(bn): 1, 2, 3, 5, 8, …
(cn): -7, -10, -13, -16…
(dn): 5, 5, 5, 5, 5, …
(хn): 3, 5, 7, 9, 6, …
(кn): - 8; -4; 0; 4; 8, …
Практический тест
1. Последовательности бывают:
а) конечные б) постоянные в) бесконечные
2. Числа, образующие последовательность, называются:
а) членами б) номерами в) числами
3. Найдите первые 3 члена последовательности, заданной формулой n – го члена хn = 2n – 1
а) 2; 7; 8;… б) 1; 3; 5; … в) -1; 2; 6; …
4. Найдите седьмой член последовательности ( аn), заданной формулой: аn = n( n + 1 )
а) 5 б) 12 в) 56
Ответы: (слайд1)
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | а, б, в | а | б | в |
- Поставьте оценки в маршрутные листы, которые вы сдадите в конце урока. (Приложение 1)
- Кто всё правильно выполнил? У кого 1 ошибка? 2 ошибки?
- Молодцы! Теперь можно смело отправляться в путь. Путь к вершине всегда труден. и чтобы её достичь. нужно преодолеть немало испытаний. Перед вами первое испытание.
3. Этап проблематизации.(7 мин)
(Работа в парах)
Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак.
(an): 1; 3; 5; 7; 5; 9; 11…
(кn): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; …
(хn): 1, 2, 4, 8, 16; …
(cn): 2; 6; 18; 54…
(dn): 16; 13; 10; 7…
(en): 32; 16; 8; 4…
Ответы:
(an): 1; 3; 5; 7; 5; 9; 11… (кn): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; … (dn): 16; 13; 10; 7… | (хn): 1, 2, 4, 8, 16; … (cn): 2; 6; 18; 54… (en): 32; 16; 8; 4… |
- В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа или два соседних члена отличаются на одно и то же число.
- Во второй группе следующий член последовательности получается при умножении предыдущего на число.
- Кто готов ответить? Какие ещё варианты?
- Теперь сравните полученные результаты с образцом и поставьте оценки. (Слайд2 )
Поднимите руки у кого «5», «4».
Вопросы (беседа, фронтальная работа)
- Номер члена последовательности, стоящего в самом начале. (Первый)
- Член последовательности, стоящий перед любым ее членом, начиная со второго. (Предыдущий)
- Последовательность, в которой конечное число членов. (Конечная)
- Способ задания последовательности, который в переводе с латинского означает «возвращаться» . (Рекуррентный)
- Числа, образующие последовательность. (Члены)
- Последовательность, в которой каждый следующий член больше предыдущего. (Возрастающая)
- Способ при котором правило составления последовательности описано словами. (Словесный)
- Число, указывающего порядковый номер любого члена последовательности. (Индекс)
- Последовательность, в которой каждый последующий член меньше предыдущего. (Убывающая)
-Это … (прогрессия). Верно.
Что мы сегодня будем изучать? (прогрессии)
- А откуда произошло это слово и что оно означает?
(Краткая историческая справка.) Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперёд») и был введён римским автором Боэцием (VI в.), и понимался как бесконечная числовая последовательность. (слайд3)
- Тема урока: «Арифметическая прогрессия»
4. Этап целеполагания.(3 мин)
-Чтобы знать, к чему стремиться, сформулируйте цель и задачи урока.
Цель: изучить арифметическую прогрессию
Задачи:
- изучить определение арифметической прогрессии;
- узнать, как задаётся арифметическая прогрессия;
- научиться определять, является ли числовая последовательность арифметической прогрессией или нет;
- изучить формулу n-го члена арифметической прогрессии;
- научиться применять формулу n-го члена арифметической прогрессии при решении задач.(слайд 4)
Как вы считаете, какая у меня цель?
(Организовать работу так, чтобы мы смогли справиться со всеми поставленными задачами)
5. Этап концептуализации и моделирования(15 мин).
- Итак, давайте, вернёмся к последовательностям первой группы, назовите ещё раз их общий признак. (Каждый следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа или два соседних члена отличаются на одно и тоже число).Это число назвали разностью арифметической прогрессии и обозначают буквой d.
Откройте учебник на странице 148 и сверьте ваше определение с тем, какое приводят авторы учебника. (Прочитать вслух.)
Определение.
Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного того же числа d, называют арифметической прогрессией. При этом число d называют разностью прогрессии.
-Запишите его в тетрадь.
- Скажите, чьи определения были точнее?
Фронтальная работа.
Что означает фраза: «Запиши на языке математики»? (Записать с помощью специальных обозначений)
(Записать на доске) an+1 = аn + d
Физминутка! Встали, руки вверх подняли, потянулись, опустили. Повернулись вправо, влево, на носочки приподнялись. Поглядели вверх. И тихо сели.
Задача
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 5 минут. Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения? (15, 20, 25, 30, 35)
Как вы решили эту задачу? (прибавляли по 5 и взяли пятое число или записали арифметическую прогрессию и взяли пятый член)
- Кто верно решил задачу? Поднимите руки.
Как поступить, если потребуется узнать продолжительность процедуры через месяц лечения? (Аналогично)
Проблема.
- А как упростить решение этой задачи? Что позволяет сразу находить любой член последовательности.
(Эту задачу можно решить быстрее, если удастся найти формулу n-го члена, т. е. перейти к аналитическому заданию арифметической прогрессии.)
Обратимся к учебнику стр.149, работаем с текстом и записываем формулу n-го члена арифметической прогрессии an = а1 + d (n-1)
6. Этап конструирования.(12 мин)
А) Вернёмся к нашей задаче. Как перевести её условие на математический язык? Что известно в задаче? (а1= 15, d = 5)
Что нужно найти? (а5 или а31 в зависимости от того сколько в месяце дней)
- Запишем решение задачи в тетрадь при условии, что в месяце 30 дней.
Показать оформление. (Слайд5)
Дано: а1= 15, d = 5.
Найти: а30.
Решение: а30 = а1 +(30 – 1) d = 15 + 29*5 = 15 + 145 = 160
Ответ: а30 = 160.
Б) В арифметической прогрессии некоторые члены отсутствуют:
2; а2; 8; а4; 14
Можно ли восстановить пропущенные числа? Если возможно, то выявите закономерность, найдите пропущенные числа и сделайте вывод. Найдите разность арифметической прогрессии.
(Ответы: а2 = 5; а4 = 11; d = 3
а1; а2; а3; а4;… аn – 1; an; an + 1; … аn = an – 1 + an + 1 2
Каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов.)
Работа в группах-парах.
- Далее вам нужно выполнить задания из учебника стр.151 № 577 Записи в тетрадях. Работаем на скорость.
Ответы: а) а11=а1+10d = -3+10*0,7=4; b) а26= а1+ 25 d = 18+25*(-0,6)= 3 Сверка устно.
Работа у доски. № 576 (г,д,е)
Самостоятельно № 576 (а,б,в) (с последующей проверкой)
7.Домашнее задание. (Слайд 6)
1 уровень. пункт 25, № 575 стр.151
2 уровень пункт 25 № 577, стр.151 составить аналогичное задание.
3 уровень . пункт 25 № 575,577 стр. 151 Мотивация на следующий урок «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
8. Этап рефлексии.(2 мин)
В начале урока вы ставили цель и задачи. Теперь подведём итоги и выясним все ли задачи были решены?
(Слайд 7))
- Изучить определение арифметической прогрессии.
- Научиться определять является ли числовая последовательность арифметической прогрессией или нет.
- Изучить формулу n-го члена арифметической прогрессии.
- Научиться применять формулу n-го члена арифметической прогрессии при решении задач.
- А как по вашему, справилась ли я со своими задачами? Поставьте, пожалуйста, + над освоенными задачами.
9.Дополнительная задача в оставшееся время.. (Слайд 8.)
Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3 м². Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м² больше, чем в предыдущий. Сколько м2 уложат студенты за 15 дней?
Приложение 1.
Маршрутный лист учащегося на урок
.
Ф.И. ______________________ Дата 30.01.2019 Урок: Алгебра Класс: 9
№ п/п | Работа на уроке | Самооценка | Оценка |
1 | Ответы на вопросы (беседа, фронтальная работа, устная работа) | ||
2 | Практический тест Приложение 2 | ||
3 | Работа в парах Приложение 3 | ||
4 | Работа в группах-парах. Выполнение задания из учебника стр.151 № 578 Записи в тетрадях. Работа на скорость | ||
5 | Работа у доски. № 576 (г,д,е) | ||
6 | Самостоятельно № 576 (а,б,в) (с последующей проверкой) | ||
7 | Домашнее задание. (Слайд 7) 1 уровень. пункт 25, № 575 2 уровень пункт 25 № 577, составить аналогичное задание. 3 уровень . пункт 25 № 575,577 Мотивация на следующий урок «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» | ||
8 | Этап рефлексии Подводим итог работы на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, оценка- карандашом | ||
9 | Дополнительная задача в оставшееся время.. Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3 м². Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м² больше, чем в предыдущий. Сколько м2 уложат студенты за 15 дней? |
Приложение 2
Практический тест
1. Последовательности бывают:
а) конечные б) постоянные в) бесконечные
2. Числа, образующие последовательность, называются:
а) членами б) номерами в) числами
3. Найдите первые 3 члена последовательности, заданной формулой n – го члена хn = 2n – 1
а) 2; 7; 8;… б) 1; 3; 5; … в) -1; 2; 6; …
4. Найдите седьмой член последовательности ( аn), заданной формулой: аn = n( n + 1 )
а) 5 б) 12 в) 56
Приложение 3
Работа в парах
Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак.
(an): 1; 3; 5; 7; 5; 9; 11…
(кn): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; …
(хn): 1, 2, 4, 8, 16; …
(cn): 2; 6; 18; 54…
(dn): 16; 13; 10; 7…
(en): 32; 16; 8; 4…
Ответы:
(an): 1; 3; 5; 7; 5; 9; 11… (кn): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; … (dn): 16; 13; 10; 7… | (хn): 1, 2, 4, 8, 16; … (cn): 2; 6; 18; 54… (en): 32; 16; 8; 4… |
Самоанализ открытого урока алгебры в 9 классе
по теме «Арифметическая прогрессия»
Цели урока:
- образовательная:
- ввести понятие арифметической прогрессии;
- вывести формулу n –го члена арифметической прогрессии;
- выполнять задания на применение изученной формулы;
- развивающая:
развитие самостоятельности, потребности к самообразованию, к активной творческой деятельности;
- воспитательная:
воспитание чувства ответственности, культуры общения, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе;
Тип урока: изучение нового материала
При составлении плана урока учитывались основные требования к уроку:
- Чёткое формулирование задач
- Определение места в общей системе уроков
- Прогнозирование уровня освоения учащимися знаний, умений и навыков
- Оптимальный подбор содержания
- Контроль на каждом этапе урока
- Сочетание форм коллективной и индивидуальной работы
- Реализация основных дидактических принципов
- Создание условий успешного учения
Определены следующие этапы урока:
- Организационный момент.
- Устная работа по повторению изученного на предыдущем уроке.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа .
- Задание на дом.
- Рефлексия.
Все этапы выполнены. На каждом этапе стремилась построить работу таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя. Свою задачу видела в том, чтобы вовлечь каждого в работу, создать условия для самореализации и уверенности в себе.
Цель обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе субъектного опыта, на данном уроке мною была достигнута.
Данный урок явился не только изучением нового материала, но и уроком подготовки к ОГЭ.
На протяжении всего урока использовались индивидуальные, групповые, коллективные формы работы, что способствовало активизации познавательной деятельности.
В связи с тем, что класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: наглядно-словесные, практические, создание ситуации успеха (дифференцированная помощь). Процесс обучения строился на постепенном усложнении содержания. Главный акцент на уроке делался на закрепление навыков учащихся при выполнении упражнений, а также на развитие воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления.
Контроль усвоений знаний, умений и навыков был предусмотрен в виде тестовой и самостоятельной работы..
На уроке целесообразно использовались возможности компьютера, мультимедийного проектора и сделанной мной презентации для быстрой проверки домашнего задания, показа презентаций, и для проверки самостоятельной работы в конце урока.
Урок детям понравился, а это самое главное в нашей работе.
Домашнее задание было оптимальным и задано с учетом уровневой дифференциации.
План урока был выполнен, цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Многочлены"
Технологическая карта урока алгебры по теме "Многочлены". Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Линейное уравнение с одной переменной"
Урок - новых знаний....
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме :"Применение различных способов разложения многочлена на множители".
Технологическая карта урока алгебры 7 класс....
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме: «Многочлен и его стандартный вид»
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Многочлен и его стандартный вид" составлена и урок проведен в рамках открытого районного семинара по реализации вопросов антирисковой про...
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме: «Многочлен и его стандартный вид»
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Многочлен и его стандартный вид" включает все этапы урока. Подобран практический материал для достижения поставленных целей урока....