Конспект урока по алгебре 9 кл на тему "Построение графика квадратичной функции"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Урок изучения нового материала
- Сформировать умение строить график квадратичной функции, применяя алгоритм построения графика;
- Тренировать универсальные учебные действия;
- Сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Чернослободская ОШ»
Шацкий муниципальный район
Конспект урока по алгебре
Тема: Построение графика квадратичной функции
Алгебра 9 класс
Разработала учитель математики
Трандина Людмила Николаевна
Тема: «Построение графика квадратичной функции»
Основные цели:
- Сформировать умение строить график квадратичной функции, применяя алгоритм построения графика;
- Тренировать универсальные учебные действия;
- Сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности обучающихся.
Тип урока: ОНЗ
Материалы к уроку.
Оборудование к уроку: проектор, компьютер, интерактивная доска с координатной плоскостью и таблицей для вписывания координат точек графика.
Демонстрационный материал: 1. Задание для актуализации знаний (электронное оборудование к уроку «Функции и их графики. Раздел -«Квадратичная функция»).
2. Алгоритм исследования функции, применяя свойства функции.
3.Алгоритм построения графика квадратичной функции (эталон).
4. Подробный образец для самопроверки.
Раздаточный материал:
1. Задание для актуализации знаний:
2. Пробное задание, задание для первичного закрепления;
3. Задания для этапа включения в систему знаний:
4. Задание для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности..
- Здравствуйте, ребята.
-Скажите, что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Мы научились строить график квадратичной функции у = ах², у = а(x -m)² + n и по графику определять свойства функции).
-Запишите на доске и в тетради полное уравнение квадратичной функции. (y=ax²+ bx + c).
-Сегодня мы продолжим работу с графиком квадратичной функции.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На интерактивной доске появляется график функции у = x².
- Дайте характеристику графику данной функции. (Графиком функции является парабола. Т.к. a => 0, ветви параболы направлены вверх. Вершина параболы находится в начале координат, т.е. в точке (0;0). Ось y является осью симметрии параболы).
- Назовите алгоритм построения данного графика. (.В таблицу занести координаты вершины параболы. Затем аргументу дать из области определения функции несколько (2 -3) положительных значений и найти соответствующие значения функции, затем аргументу дать значения, противоположные положительным (или значения, симметричные положительным относительно оси у) и найти соответствующие значения функции и записать в таблицу. В координатной плоскости отметить точки и соединить их плавной линией).
- Какие свойства функции вы можете определить по данному графику? (По графику можно определить нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания функции, наименьшее или наибольшее значение функции).
- Как по графику определить нули функции? (нулями функции будут абсциссы точек пересечения графика с осью х. В данном случае нуль функции равен 0).
- Как по графику определить промежутки знакопостоянства? (Абсциссы, соответствующие положительным ординатам точек графика, будут определять числовой промежуток где f(х) > 0. Абсциссы, соответствующие отрицательным ординатам точек графика будут определять числовой промежуток, где f(х) < 0. В данном случае f(х) > 0 на (- ∞; 0) и на (0; ∞). Отрицательных значений функция не имеет, т.к. график располагается только в верхней полуплоскости).
- Как по графику определить наименьшее или наибольшее значение функции? (наименьшим или наибольшим значением функции будет являться ордината вершины параболы. В данном случае функция имеет наименьшее значение, равное 0. Наибольшего значения функция не имеет).
- Хорошо. Мы повторили построение графика квадратичной функции и свойства данной функции. А теперь, используя имеющиеся знания и умения, постройте график функции
у = 2x² - 5x + 2. Уравнение какую функцию задает? (Квадратичную).
Если у вас возникнут затруднения, запишите номер карточки, записанной на доске, на которой сформулировано ваше затруднение.
Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить возникшие затруднения.
- Выявление причин затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Используя ранее полученные знания и умения построить график квадратичной функции).
- Почему у вас возникли затруднения? (Не знаем способа построения графика квадратичной функции по общей формуле).
- Построения проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться строить график квадратичной функции)
- Сформулируйте тему урока. (Построение графика квадратичной функции).
Итак, у вас возникло затруднение при построении графика.
- В чем именно возникло затруднение? (Так как это график квадратичной функции, значит это парабола. Для начала построения необходимо знать координаты вершины параболы. Я применил для построения графика алгоритм построения графика у = ах², но не могу определить координаты вершины).
- Откройте учебник на странице 41 и в тексте найдите нужную вам формулу. (Ученики открывают учебник и в тексте находят формулы для нахождения абсциссы и ординаты вершины параболы. Определяют, что можно использовать формулу для нахождения абсциссы вершины, а значение ординаты можно определить через уравнение графика).
- Ваши действия дальше? (Составить новый алгоритм построения графика квадратичной функции и построить график данного уравнения).
Ребята составляют новый алгоритм, учитель пошагово открывает его на доске.
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
-Вы строите график функции у =- x² + 2x + 8.
- Перечислите шаги, которые вы выполняете при построении графика.
1 ученик: записываем уравнение графика.
2 ученик: находим область определения функции: (-∞; ∞).
3 ученик: даем характеристику графика: парабола, а = -1< 0 – ветви параболы направлены вниз.
4 ученик: находим координаты вершины параболы:
Хв== = 1. Ув = -1² - 2 ∙ (-1) – 8 = 9
(1; 9) – координаты вершины параболы.
Отмечаем точку с полученными координатами в координатной плоскости.
5 ученик: проводим ось симметрии х = 1. Она проходит через вершину параболы и параллельно оси у.
6 ученик: составляем таблицу.
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
у | -7 | 0 | 5 | 8 | 9 | 8 | 5 | 0 | -7 |
Отметим точки в координатной плоскости и соединим последовательно плавной линией.
На доску проецируется график. Ребята проверяют правильность построения.
- Вы построили график функции. Как вы это сделали? (Мы создали алгоритм построения графика квадратичной функции).
-Оставьте место для записи свойств данной функции. К этому заданию мы еще вернемся.
6. Первичное закрепление
- Что теперь необходимо сделать? (Научиться использовать алгоритм для построения графика).
- Построим график
У = х2 - 6х + 5
Один ученик работает у доски, комментируя свои действия.
1. Область определения : (-∞; ∞).
2. Характеристика графика: парабола, а = 1 > 0, ветви параболы направлены вверх.
3.Координаты вершины параболы: ( 3 ; -4 )
4. Проведем ось симметрии х =3. Она проходит через вершину параболы и параллельно оси у.
5. Заполним таблицу:
х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
у | 5 | 0 | -3 | 5 | -3 | 0 | 5 |
-хорошо. Молодцы.
7.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.
-А теперь проверим, как каждый из вас понял, как применять построенный алгоритм.
Каждый ученик получает карточку с заданием самостоятельной работы.
1 вариант:
Построить график функции у = х2 - 4х.
2 вариант:
Построить график функции у = - х2 + 2х.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, после выполнения работы, учащиеся сопоставляют свои работы с подробным образцом. Образцы выполнения проецируются на доску.
У кого задание вызвало затруднение?
-На каком шаге алгоритма?
- В чем причина возникшего затруднения?
У кого задание выполнено правильно?
- Включение в систему знаний.
Вернемся теперь к заданию №1 (пробному). И на примере графика данной функции и своих знаний запишем свойства функции.
- Найдите нули функции: -2; 4
- Определите промежутки знакопостоянства: f(x) > 0 на (-2; 4); : f(x) < 0 на (-∞; -2) и (4; ∞).
- Определите числовые промежутки убывания и возрастания функции:
Функция возрастает на (-∞; 1], Функция убывает на [1; ∞).
- Найдите наименьшее или наибольшее значение функции: Наибольшее значение функции 9, наименьшего значения функция не имеет.
- Определите область значения функции: (-∞; 9]
- Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Мы узнали как можно построить график квадратичной функции, заданной формулой y=ax²+ bx + c).
-Что вы создали на уроке? (Мы создали алгоритм построения графика квадратичной функции).
- Оцените свою деятельность на уроке (Выслушать нескольких учеников)
Домашнее задание: п.7, , постройте график функции
у = 2x² - 5x + 2; № 123; № 124 (б).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"
Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-174653-1357737750.jpg)
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "График квадратичной функции"
Материал урока учит строить график квадратичной функции, помогает изучить свойства функции, рассматривает ключевые задачи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-480908-1410776409.jpg)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Решение задач по теме «Построение графика квадратичной функции»
Конспект урока алгебры в 9 классе...
Конспект урока математики "Ещё один способ построения графика квадратичной функции"
Конспект урока математики в 8 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-926252-1495283500.jpg)
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "График квадратичной функции"
Материал урока учит строить график квадратичной функции, помогает изучить свойства функций, рассматривает ключевые задачи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-952998-1506526415.jpg)
урок по алгебре 10 класс "Преобразование графиков тригонометрических функций"
Преобразования графиков тригонометрических функций.Обобщающий урок.Урок включает в себя различные формы работы.Цель:o Обобщить знания и умения по преобразованию графиков тригонометрических...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-816917-1518685997.jpg)
Конспект урока по алгебре 7 класс по теме Линейная функция
В данной разработке есть адреса используемых ЭОР...