Конспект урока по алгебре 9 кл на тему "Построение графика квадратичной функции"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Урок изучения нового материала
- Сформировать умение строить график квадратичной функции, применяя алгоритм построения графика;
- Тренировать универсальные учебные действия;
- Сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_9_klass_sist_deyat.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Чернослободская ОШ»
Шацкий муниципальный район
Конспект урока по алгебре
Тема: Построение графика квадратичной функции
Алгебра 9 класс
Разработала учитель математики
Трандина Людмила Николаевна
Тема: «Построение графика квадратичной функции»
Основные цели:
- Сформировать умение строить график квадратичной функции, применяя алгоритм построения графика;
- Тренировать универсальные учебные действия;
- Сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности обучающихся.
Тип урока: ОНЗ
Материалы к уроку.
Оборудование к уроку: проектор, компьютер, интерактивная доска с координатной плоскостью и таблицей для вписывания координат точек графика.
Демонстрационный материал: 1. Задание для актуализации знаний (электронное оборудование к уроку «Функции и их графики. Раздел -«Квадратичная функция»).
2. Алгоритм исследования функции, применяя свойства функции.
3.Алгоритм построения графика квадратичной функции (эталон).
4. Подробный образец для самопроверки.
Раздаточный материал:
1. Задание для актуализации знаний:
2. Пробное задание, задание для первичного закрепления;
3. Задания для этапа включения в систему знаний:
4. Задание для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности..
- Здравствуйте, ребята.
-Скажите, что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Мы научились строить график квадратичной функции у = ах², у = а(x -m)² + n и по графику определять свойства функции).
-Запишите на доске и в тетради полное уравнение квадратичной функции. (y=ax²+ bx + c).
-Сегодня мы продолжим работу с графиком квадратичной функции.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На интерактивной доске появляется график функции у = x².
- Дайте характеристику графику данной функции. (Графиком функции является парабола. Т.к. a => 0, ветви параболы направлены вверх. Вершина параболы находится в начале координат, т.е. в точке (0;0). Ось y является осью симметрии параболы).
- Назовите алгоритм построения данного графика. (.В таблицу занести координаты вершины параболы. Затем аргументу дать из области определения функции несколько (2 -3) положительных значений и найти соответствующие значения функции, затем аргументу дать значения, противоположные положительным (или значения, симметричные положительным относительно оси у) и найти соответствующие значения функции и записать в таблицу. В координатной плоскости отметить точки и соединить их плавной линией).
- Какие свойства функции вы можете определить по данному графику? (По графику можно определить нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания функции, наименьшее или наибольшее значение функции).
- Как по графику определить нули функции? (нулями функции будут абсциссы точек пересечения графика с осью х. В данном случае нуль функции равен 0).
- Как по графику определить промежутки знакопостоянства? (Абсциссы, соответствующие положительным ординатам точек графика, будут определять числовой промежуток где f(х) > 0. Абсциссы, соответствующие отрицательным ординатам точек графика будут определять числовой промежуток, где f(х) < 0. В данном случае f(х) > 0 на (- ∞; 0) и на (0; ∞). Отрицательных значений функция не имеет, т.к. график располагается только в верхней полуплоскости).
- Как по графику определить наименьшее или наибольшее значение функции? (наименьшим или наибольшим значением функции будет являться ордината вершины параболы. В данном случае функция имеет наименьшее значение, равное 0. Наибольшего значения функция не имеет).
- Хорошо. Мы повторили построение графика квадратичной функции и свойства данной функции. А теперь, используя имеющиеся знания и умения, постройте график функции
у = 2x² - 5x + 2. Уравнение какую функцию задает? (Квадратичную).
Если у вас возникнут затруднения, запишите номер карточки, записанной на доске, на которой сформулировано ваше затруднение.
Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить возникшие затруднения.
- Выявление причин затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Используя ранее полученные знания и умения построить график квадратичной функции).
- Почему у вас возникли затруднения? (Не знаем способа построения графика квадратичной функции по общей формуле).
- Построения проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться строить график квадратичной функции)
- Сформулируйте тему урока. (Построение графика квадратичной функции).
Итак, у вас возникло затруднение при построении графика.
- В чем именно возникло затруднение? (Так как это график квадратичной функции, значит это парабола. Для начала построения необходимо знать координаты вершины параболы. Я применил для построения графика алгоритм построения графика у = ах², но не могу определить координаты вершины).
- Откройте учебник на странице 41 и в тексте найдите нужную вам формулу. (Ученики открывают учебник и в тексте находят формулы для нахождения абсциссы и ординаты вершины параболы. Определяют, что можно использовать формулу для нахождения абсциссы вершины, а значение ординаты можно определить через уравнение графика).
- Ваши действия дальше? (Составить новый алгоритм построения графика квадратичной функции и построить график данного уравнения).
Ребята составляют новый алгоритм, учитель пошагово открывает его на доске.
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
-Вы строите график функции у =- x² + 2x + 8.
- Перечислите шаги, которые вы выполняете при построении графика.
1 ученик: записываем уравнение графика.
2 ученик: находим область определения функции: (-∞; ∞).
3 ученик: даем характеристику графика: парабола, а = -1< 0 – ветви параболы направлены вниз.
4 ученик: находим координаты вершины параболы:
Хв== = 1. Ув = -1² - 2 ∙ (-1) – 8 = 9
(1; 9) – координаты вершины параболы.
Отмечаем точку с полученными координатами в координатной плоскости.
5 ученик: проводим ось симметрии х = 1. Она проходит через вершину параболы и параллельно оси у.
6 ученик: составляем таблицу.
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
у | -7 | 0 | 5 | 8 | 9 | 8 | 5 | 0 | -7 |
Отметим точки в координатной плоскости и соединим последовательно плавной линией.
На доску проецируется график. Ребята проверяют правильность построения.
- Вы построили график функции. Как вы это сделали? (Мы создали алгоритм построения графика квадратичной функции).
-Оставьте место для записи свойств данной функции. К этому заданию мы еще вернемся.
6. Первичное закрепление
- Что теперь необходимо сделать? (Научиться использовать алгоритм для построения графика).
- Построим график
У = х2 - 6х + 5
Один ученик работает у доски, комментируя свои действия.
1. Область определения : (-∞; ∞).
2. Характеристика графика: парабола, а = 1 > 0, ветви параболы направлены вверх.
3.Координаты вершины параболы: ( 3 ; -4 )
4. Проведем ось симметрии х =3. Она проходит через вершину параболы и параллельно оси у.
5. Заполним таблицу:
х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
у | 5 | 0 | -3 | 5 | -3 | 0 | 5 |
-хорошо. Молодцы.
7.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.
-А теперь проверим, как каждый из вас понял, как применять построенный алгоритм.
Каждый ученик получает карточку с заданием самостоятельной работы.
1 вариант:
Построить график функции у = х2 - 4х.
2 вариант:
Построить график функции у = - х2 + 2х.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, после выполнения работы, учащиеся сопоставляют свои работы с подробным образцом. Образцы выполнения проецируются на доску.
У кого задание вызвало затруднение?
-На каком шаге алгоритма?
- В чем причина возникшего затруднения?
У кого задание выполнено правильно?
- Включение в систему знаний.
Вернемся теперь к заданию №1 (пробному). И на примере графика данной функции и своих знаний запишем свойства функции.
- Найдите нули функции: -2; 4
- Определите промежутки знакопостоянства: f(x) > 0 на (-2; 4); : f(x) < 0 на (-∞; -2) и (4; ∞).
- Определите числовые промежутки убывания и возрастания функции:
Функция возрастает на (-∞; 1], Функция убывает на [1; ∞).
- Найдите наименьшее или наибольшее значение функции: Наибольшее значение функции 9, наименьшего значения функция не имеет.
- Определите область значения функции: (-∞; 9]
- Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Мы узнали как можно построить график квадратичной функции, заданной формулой y=ax²+ bx + c).
-Что вы создали на уроке? (Мы создали алгоритм построения графика квадратичной функции).
- Оцените свою деятельность на уроке (Выслушать нескольких учеников)
Домашнее задание: п.7, , постройте график функции
у = 2x² - 5x + 2; № 123; № 124 (б).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"
Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "График квадратичной функции"
Материал урока учит строить график квадратичной функции, помогает изучить свойства функции, рассматривает ключевые задачи....
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Решение задач по теме «Построение графика квадратичной функции»
Конспект урока алгебры в 9 классе...
Конспект урока математики "Ещё один способ построения графика квадратичной функции"
Конспект урока математики в 8 классе....
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "График квадратичной функции"
Материал урока учит строить график квадратичной функции, помогает изучить свойства функций, рассматривает ключевые задачи...
урок по алгебре 10 класс "Преобразование графиков тригонометрических функций"
Преобразования графиков тригонометрических функций.Обобщающий урок.Урок включает в себя различные формы работы.Цель:o Обобщить знания и умения по преобразованию графиков тригонометрических...
Конспект урока по алгебре 7 класс по теме Линейная функция
В данной разработке есть адреса используемых ЭОР...