Конспект урока математики "Ещё один способ построения графика квадратичной функции"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Конспект урока математики в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_8_klasse.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 8 классе с применением компьютерных технологий.

2. Тема урока: «Ещё один способ построения графика квадратичной фуункции».

3.Цель урока: изучение основных способов преобразования графиков функций и их практического применения для построения графиков квадратичной функции.

- научить строить

4. Задачи.

Образовательные: в ходе исследовательской работы при непосредственной работе на компьютере пронаблюдать, сравнить и проанализировать изменения графика функции у(x) = x2 и сделать вывод о построении графика функции способом его преобразований.

Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности.

Воспитательные: способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проекционный экран, проектор, программы «Microsoft Power Point» и «Agrapher», карточки с заданиями 

Используемые технологии:

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока, на которых технология применяется

1.

Компьютерные технологии.

Изучение нового материала

2.

Технология проблемного обучения.

Мотивационный этап. Формулировка темы, целеполагание.

3.

Исследовательская деятельность.

Изучение нового материала.

4.

Технология развития критического мышления.

Первичное закрепление полученных знаний.

5.

Здоровьесберегающие технологии.  

Изучение нового материала.

Ход урока.

1. Мотивационно - организационный момент:

а) объявление темы и цели урока;

б) знакомство с содержанием работы и ходом ее выполнения.

Слайд №1.

2. Актуализация знаний.

Устная работа - под руководством учителя ученики заполняют пробелы в решении.

1.Выделите полный квадрат двучлена:

а) x² + 2x  7 = x²  + 2х + ... - 8 = (х +... )2 – 8;

б)  6x + 11 = ... – 2·... х + 9 + 2 = (х - ...)2 + 2. 

2) Постройте график функции y = x² + 4x – 5 по алгоритму:

  Слайды  № 2 - 3.

Первичное усвоение новых знаний.

Исследовательская работа в группах по карточкам-заданиям.

Карточка-задание №1. Проведите анализ изменения графика заданной функции в зависимости от формулы, вывод запишите рядом с формулой. Озаглавьте каждую группу преобразований.

ФОРМУЛА

ГРАФИК

ВИД ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЙ ВИД ФОРМУЛЫ

y = (x)²

нет

y = f (x)

у = (x)² + 3

сдвиг вверх

по оси OY

на 3 ед. масштаба

y = f (x) + n

y = (x)²  3

сдвиг вниз

по оси OY

на 3 ед. масштаба

y = f (x) + n

y = 2(x)²

растяжение

по оси OY

y = f (kx), |k| > 1

y = 1/2(x)²

сжатие

по оси OY

y = f (kx), |k| < 1

Карточка-задание №2. Проведите анализ изменения графика заданной функции в зависимости от формулы, вывод запишите рядом с формулой. Озаглавьте каждую группу преобразований.

ФОРМУЛА

ГРАФИК

ВИД ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЙ ВИД ФОРМУЛЫ

y = (x)²

нет

y = f (x)

у = (x  3)²

сдвиг вправо

по оси OX

на 3 ед. масштаба

y = f (x - n)

y = (x + 3)²

сдвиг влево

по оси OX

на 3 ед. масштаба

y = f (x - n )

y = (2x)²

сжатие

по оси OX

y = f (kx), |k| > 1

y = (1/2x)²

растяжение

по оси OX

y = f (kx), |k| < 1

4. Первичная проверка понимания.

Подведение итогов исследовательской работы.

В ходе проверки обсуждаются выводы, полученные в результате исследования изменения первоначального графика квадратичной функции в зависимости от изменения формулы функции.

Слайды №4-5.

5. Первичное закрепление.

Слайд №6 -9.

1. Выстройте соответствие между формулой, задающей функцию и ее графиком. Ученики рассматривают графики и формулы на слайде №6 и предлагают свои варианты ответов. Под руководством учителя приходят к единому мнению. В ходе выполнения первого задания уточняются и корректируются выводы, сделанные учащимися о преобразовании графиков относительно системы координат.

2. Постройте график функции:

a) y(x) = (x – 3)² + 2;

b) y(x) = x² + 4x – 5.

При выполнении второго задания ученики сталкиваются с проблемой:

выполнение двух последовательных преобразований графика квадратичной функции;

возможность выполнения преобразований графика после выделения полного квадрата двучлена. В ходе дискуссии под руководством учителя ребята находят пути для решения возникшей проблемы и самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях. Проверка осуществляется с помощью слайдов самоконтроля № 7;8,9.

После проверки в качестве итога ученикам предлагается алгоритм построения графика квадратичной функции путем преобразований.

Слайд №10.

6.Физическая разминка. Зарядка для глаз.

Слайды №11-13.

Упражнения для физической разминки.

Для выполнения упражнений ученики встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

На слайде № 11 один за другим появляются формулы. Ученики путем вытягивания рук вправо (влево), вверх (вниз) или комбинируя движения, передают характер преобразования функций.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

7. Промежуточный контроль усвоения знаний и умений.

Самостоятельная работа учащихся над индивидуальными разноуровневыми заданиями. Приложение 1.

Перед выполнением работы ученикам предлагается выбрать вариант, соответствующий степени усвоения ими темы на данном этапе.

Слайд №12.                                                 Слайд №14

       

По мере выполнения заданий производится проверка работ с помощью листа-самоконтроля и оценивание достижений учеников. Ученики, раньше других успешно справившиеся с работой, могут дать консультации ученикам, столкнувшимся с затруднениями в ходе работы или выполнить более сложное задание. Приложение 2.

8.Итог урока. Рефлексия. Слайды №15; 16.

     

Самооценка, выставление оценок учащимся. Отношение учеников к уроку.

9.Задание на дом. Слайд №17.

1.§10-12. №№ 395 (a), 397 (в), 425 (б), 426 (г), 446 (б), 458 (в).

2.Задача. Постройте график функции y(x) = |x - 3| + 4 и найдите наименьшее значение функции.

Задание на дом содержат номера трех уровней сложности и проблемную задачу, которую предстоит решить на следующем уроке.

Приложение.

  1. Варианты для самостоятельной работы.

1 вариант.

  1. График, какой функции получится, если параболу y = (x)² перенести
  1. на 4 единицы масштаба влево;
  2. на 3 единицы масштаба вверх;
  3. на 2,5 единицы масштаба вправо и на 1 – вниз?
  1. Найдите координаты вершины параболы.
  1.  y = (x – 7)²
  2. y = (x)² + 11 
  3. y = (x + 12)² - 19
  1.  Постройте график функции.
  1. y = (x + 2)² - 4
  2. y = x² + 6x + 9

2 вариант.

  1. График, какой функции получится, если параболу y = (x)² перенести
  1. на 3 единицы масштаба вправо;
  2. на 4 единицы масштаба вниз.
  3. на 2 единицы масштаба влево и на 1,5 – вверх?
  1. Найдите координаты вершины параболы.
  1. y = (x + 7)²
  2. y = (x)² – 11 
  3. y = 3(x – 12)² + 19

  1. Постройте график функции.
  1. y = – (x – 2)² + 4
  2. y = x² – 4x + 1

3 вариант.

  1. График, какой функции получится, если параболу y = (x)² перенести
  1. на 2 единицы масштаба вправо;
  2. на 3 единицы масштаба вниз и на 1 – влево;
  3. на 0,5 единицы масштаба вправо и на 2,5 – вверх?
  1. Найдите координаты вершины параболы.
  1. y = (x + 17)²
  2. y = (2x)² – 21 
  3. y = 1/2 (x – 12)² + 9
  1. Постройте график функции.
  1. y = –3(x + 2,5)² – 4
  2. y = x² – 8x + 15
  1. Карточки с дополнительными заданиями.

Карточка 1. Дана функция f (x) =

  1. Постройте график функции y = f (x);
  2. Перечислите свойства функции.

Карточка 2. При каких значениях коэффициентов b и c точка A(1; 2) является вершиной параболы y = x2 + bx = c?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме "Построение графика квадратичной функции"

Урок предназначен для обучающихся 8 класса. Цель урока: закрепление умений строить график квадратичной функции, а также исследование зависимости свойств квад...

План-конспект урока с использованием ЭОР "Построение графика квадратичной функции" 8 класс

План-конспект урока включает  в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru...

Урок по теме «Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции»

Урок контроля и коррекции знаний.Основная дидактическая цель: выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений....

Презентация к уроку "Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции"

С использованием данной презентации построен мой урок....

Урок математики по теме "Построение графика квадратичной функции", 8 класс

Цель урока: рассмотреть план построение графика квадратичной функции, определение наибольшего и наименьшего значения функции....

Интегрированный урок в 8 классе "Построение графика квадратичной функции"(алгебра+информатика)

Разработка интегрированного урока  в 8 классе предполагает проведение урока с использованием компьютеров каждым обучающимся. Обучающиеся должны уметь работать в в электронных таблицах, в частност...