Конспект урока . Решение неравенств второй степени методом интервалов 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение неравенств методом интервалов»
Цель урока: рассмотреть применение метода интервалов для решения неравенств различных типов.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы.
2. Формировать умения применять полученные знания на практике, в новых условиях;
Развивающие:
1.Содействовать развитию познавательного интереса к предмету, внимания, памяти;
Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию патриотизма, любви к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Форма занятия: урок – игра «Путешествие по родному краю»
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация
для сопровождения занятия, раздаточный материал для учащихся.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) урока | Время (мин) |
1 | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 2 |
2 | Устная работа | Актуализировать умения раскладывать трёхчлен на множители | 2 |
3. | Тестовая работа | Обобщить теоретические сведения, полученные на предыдущих уроках | 5 |
3 | Изучение нового материала | Выработать алгоритм решения неравенств методом интервалов | 5 |
4 | Физкультминутка | Здоровьезбережение учащихся | 2 |
5 | Первичное закрепление | Формирование навыка решения неравенств методом интервалов | 2 |
6 | Самостоятельна работа в парах | Формировать навык решения неравенств методом интервалов | 2 |
8 | Итог урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | 2 |
9 | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 2 |
Ход урока
I.Организационный момент
Мое маленькое уютное Садовое!
Ты лучше всех на целом белом свете!
Здесь рады гостю взрослые и дети,
Здесь руку помощи любому подадут.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы сделаете очередной шаг навстречу большой цели – итоговая аттестация. Я с радостью помогу вам сделать этот шаг. Однажды я прочла высказывание
«Получать готовую информацию и запоминать ее может компьютер, а человек должен думать».
– Пусть эти слова будут эпитетом к нашему уроку. А урок у нас не совсем обычный. Каждый из нас согласно основному закону страны, «Конституции РФ», имеет право на образование и право на свободное перемещение. Сегодня мы с вами отправимся в математическое путешествие по нашему району.
Права и обязанности:
- можно высказывать свою мысль по желанию, а потом по порядку;
- когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают;
- сдерживаться от оценивания и резких высказываний в адрес участников группы;
- стараться прийти к общему мнению, если в группе имеется особое мнение, то и оно имеет право на существование;
- Итак, начнем наше путешествие: вам необходимо пройти регистрацию и ознакомиться с проблемными вопросами, решением которых мы будем заниматься в ходе нашего путешествия
- Приготовьте свои посадочные карточки.
2. Устная работа
1 этап регистрации:«Утраченная информация»
Нам необходимо разложить на множители выражение:
а) x2-16,
б) 3x - 48,
в) 6x + 8x2,
г) x2- 5x + 6,
Найти область определения функции.
а) y=(x+2)(x-3),
3 . Тестовая работа
2 этап регистрации: «Тест контроль»
І вариант
1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 + 6х + 9 имеет вид:
а) (х + 2)(х – 3);
б) (х + 3)2;
в) (х – 3)2.
2) Корнями уравнения (х – 2)(х + 10) = 0, являются:
а) 2 и 10;
б) 2 и – 10;
в) – 2 и 10.
3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х + 2)(х – 7) = 0
а)
-7 2
б)
-2 7
в)
-7 -2
4) Областью определения функции у = (5х – 1) : 3 является промежуток:
а) (- ∞; 0);
б) (- ∞; + ∞);
в) (0; + ∞).
5) Областью определения функции у = (2х – 1) : х является промежуток:
а) (- ∞; 0);
б)(- ∞; 0)∪ (0; + ∞);
в) (0; + ∞).
6)Решением неравенства (х + 1)(х – 1) ≥ 0, является:
а) (– ∞; –1];
б) (– ∞; - 1] v [ 1; + ∞);
в) [–1; 1].
ІІ вариант
1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 – 8х + 16 имеет вид:
а) (х + 2)(х – 8);
б) (х + 4)2;
в) (х – 4)2.
2) Конями уравнения (х + 2)(х – 5) = 0, являются:
а) 2 и 5;
б) 2 и – 5;
в) – 2 и 5.
3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х – 4)(х – 11) = 0:
а)
-4 11
б)
-11 -4
в)
4 11
4) Областью определения функции у = (4х+5) :7 является промежуток:
а) (- ∞; 0);
б) (0; + ∞);
в) (- ∞; + ∞).
5) Областью определения функции у = (2х + 1) :(х+3) является промежуток:
а) (- ∞; 3);
б) (- 3; + ∞);
в) (- ∞; - 3) v (- 3; + ∞).
6)Решением неравенства (х + 5)(х – 3) ≥ 0, является:
а) (– ∞; – 5];
б) [–5; 3];
в) (– ∞; - 5] v [3; + ∞)
Ребята обмениваются регистрационными карточками, проверяют их, производят оценивание: за каждый правильный ответ на вопросы теста по 1 баллу (всего 6 баллов).
Ответы: І вариант все б); ІІ вариант все в).
- Как вы думаете какие цели мы будем ставить в ходе нашего путешествия
- Научиться решать неравенства новым методом; расширить математический кругозор; учиться работать самостоятельно и в группе; проконтролировать уровень усвоения темы.
- Итак, уважаемые пассажиры, вы прошли регистрацию и, считаю, готовы отправиться в путешествие.
4.Изучение нового материала.
Первая станция «Круг идей»
Фронтальная работа с классом.
Учитель: Перед нами стоит задача. Надо решить неравенство (х – 4) (х + 1)>0.
Учитель: Когда произведение двух выражений положительно?
Уч-ся: Если оба сомножителя одновременно положительны или одновременно отрицательны. Значит, нужно решить две системы неравенств:
- 2)
Два ученика у доски, остальные самостоятельно.
Решением первой системы будет промежуток (4; +∞), а решением второй – промежуток (-∞; -1). Таким образом, получаем, что решением исходного неравенства будет объединение этих промежутков, то есть x∈(-∞; -1)∪ (4; +∞).
Учитель: Приемлем ли такой способ решения неравенств подобного вида?
Уч-ся: Да.
Учитель: А если нам потребуется решить неравенство (х2 – 4) (х + 1)>0.
Учитель: А для этого неравенства такой способ решения удобен?
Уч-ся: Не совсем.
Учитель: Итак, для решения второго неравенства необходимо искать другой способ. Какой?
Уч-ся: Метод интервалов.
Учитель: Прежде всего найдем область определения этой функции.
Уч-ся: Областью определения этой функции является множество всех чисел.
Учитель: Назовите нули функции
Уч-ся: Нули функции: х1= -2, х2 = 2, х3= -1.
Учитель: Отметим их на координатном луче. - + - +
Что они сделали с областью определения -2 -1 2 х
функции?
Уч-ся: Они разбили область определения на промежутки (-∞; -2); (-2;-1); (-1;2); (2; +∞).
Учитель: Каковы знаки функции в каждом из указанных промежутков.
5. Выберем промежуток, соответствующий знаку неравенства ( «+» – знак >)
x∈(-2; -1)∪ (2; +∞).
Учитель: Итак, мы рассмотрели два метода решения неравенств. Какой метод более рациональный?
Уч-ся: Метод интервалов.
Учитель: Давайте попытаемся обобщить последний метод решения неравенств с одной переменной.
Алгоритм решения неравенств методом интервалов:
1. Выделить функцию вида f(x)=(x-x1)…(x-xn)
2.Найти ОДЗ функции y = f(x).
3. Найти нули функции y = f(x) (f(x)=0)
4. Нанести нули на числовую прямую. Определить знаки функции f(x) в каждом интервале.
5. Записать ответ.
5.Физкультминутка
Станция «Спортивная»
6.Первичное закрепление материала.
Отправляемся на станцию:«Обучая – учусь»
-Нам надо решить неравенства методом интервалов.
Первое неравенство (х+3)(х-4)(х-7) > 0.
Решение:
- f(х) = (х+3)(х-4)(х-7).
- D(f)=R.
- f(х)=0 при х=-3 или х=4 или х=7.
- + - +
4.
- 3 4 7 х
5.Ответ: (-3;4) (7; +∞).
Второе неравенство (х2-9)(х+5) ≤ 0.
Решение:
- f(х) = (х-3)(х+3)(х+5).
- D(f)=R.
- f(х)=0 при х=3 или х=-3 или х=-5.
- + - +
4.
- 5 -3 3 х
5. Ответ: (-∞;-5] [-3;3].
7.Самостоятельна работа в парах.
Cледующая станция « Тайный конверт»
Каждая пара получает закрытый конверт с заданием, аналогичным одному из рассмотренных примеров и решает поставленную задачу, затем сверяют ответы с решением.
Задания:
1) (х + 7)(х + 2)(4 – х)(2х – 10) ≥ 0. ( x Є [-7; -2] v [4; 5] )
2) (х + 2)(х2 – 9) < 0. (х Є (- ∞; -3) v (-2; 3) )
3) (х2 + 4х – 5)(х+7)(х + 3) ≥ 0 (х Є (- ∞; -7]v [-5; -3] v [1; + ∞) )
4) (х + 4)(х + 1)(х – 1)(х – 8) ≥ 0 (х Є (- ∞; - 4] v [-1;1] )
IX. Станция «Реши ОГЭ»
Учитель: Чтобы сделать остановку на станции «Реши ОГЭ!», ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какова численность населения г. Россошь?» (62884 чел.)
Задание ОГЭ 1 человек решает у доски, остальные – на местах.
Проверка решения с использованием презентации.
8.Домашнее задание.
Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли на станцию «Домашнее задание»
Ваше домашнее задание нескольких уровне. Каждый выбирает уровень себе по силам.
Начальный уровень
Решить неравенство методом интервалов
1) (х + 1)(х – 2) > 0 1 б
2) х2 – 3х + 2 ≤ 0 1,5 б
3) (х – 4)/(х + 5) < 0 1,5 б
Средний уровень
Решить неравенство методом интервалов
1) х2 – 7х + 12 ≤ 0 1 б
2) (х + 10)(х – 4) < 0 1 б
3) 2х (8 + х)(х – 12) > 0 1,5 б
4) (х + 2)(7 – х)(х – 13) 1,5 б
5) (х + 5)/(х - 6) >0 1 б
Достаточный уровень
Решить неравенство методом интервалов
1) (х – 2)(х +5)/(х + 2) ≥ 0 2 б
2) (х + 3)2(х + 1)(х – 2) ≤ 0 2 б
3) (16 – х2)(3х2 + 1) > 0 2 б
4) (6 – 3х)/(х + 4) ≥ 0 3 б
Высокий уровень
Решить неравенство методом интервалов
1) (х4 – 16х2)( - х2 – 5) ≤ 0 3 б
2) (– х2 + 8х – 7)/(х2 + х – 2) > 0 3 б
3) х3 – 5х2 + 6х ≥ 0 3 б
4) (х – 2)(х + 2)2(х + 3)/(х - 1) ≤ 0 3 б
9.Итог урока.
Станция «Рефлекия»
Учитель: И вспомним начало нашего урока, ребята.
А какие цели урока мы ставили перед собой?
Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?
Учитель: Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию». Я надеюсь, что в сегодняшнем уроке вы найдете для себя хоть крупинку полезного.
Синквейны по математике.
| 1. Дробь |
| 2. Десятичная, обыкновенная (правильная, неправильная) |
| 3. Сокращать, преобразовывать, умножать (складывать, вычитать, делить) |
| 4. Можно представить в виде частного |
| 5. Рациональное число |
1. Неравенство |
2.Числовое, алгебраическое (строгое, нестрогое) |
3.Сравнивать, преобразовывать, решать |
4.Два выражения, связанные знаками больше или меньше |
|
1.Неравенство |
2. Линейное, верное, неверное |
3. Доказать, преобразовать, оценить |
4.Найти все значения переменной |
5. Соотношение между числами |
1.Неравенство |
2. Равносильное, двойное |
3.Складываем, умножаем, переносим слагаемые |
4.Важная часть математического аппарата |
5. Различие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема конспекта урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс (Алгебра)
Этапы работы на уроке, полное содержание. Урок на два часа с использованием современных образовательных, здоровьесберегающих и информационных технологий, интерактивной доски. "С тех пор как суще...
Схема конспекта урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс (Алгебра)
(продолжение конспекта)...
презентация к уроку "Решение неравенств второй степени" в 9 классе по алгебре
презентация к уроку алгебры в 9 классе "Решение неравенств второй степени"...
Урок "Решение неравенств второй степени и степени выше второй" 9 класс
Обобщающий урок в 9 классе, посвященный систематизации знаний и совершенствованию навыков решения неравенств с использованием свойств квадратичной функции и методом интервалов. После выполнения ...
Открытый урок "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс
Дана методическая разработка урока по теме "Решение неравенств вотрой степени с одной переменной"...
Разработка урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс
Урок-турнир. Урок проведен в Сайлыгской средней школе...
"Решение неравенств второй степени методом интервалов"
Конспект урока алгебры в 9 классе по теме "Решение неравенств второй степени методом интервалов"...