Урок "Решение неравенств второй степени и степени выше второй" 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Обобщающий урок в 9 классе, посвященный систематизации знаний и совершенствованию навыков решения неравенств с использованием свойств квадратичной функции и методом интервалов. После выполнения каждого задания учащиеся осуществляют оценку своей деятельности с помощью предлагаемых критериев. По сумме всех баллов ученик в конце урока получает итоговую оценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 48.86 КБ |
Приложение 1 | 14.29 КБ |
Приложение 2 презентация | 827.33 КБ |
Приложение3 | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Решение неравенств второй степени и степени выше второй», 9 класс
Цель: Обобщение и систематизация знания учащихся по методам решения неравенств степени второй и выше
- Образовательные задачи:
- Повторить и закрепить понятие «решения неравенства».
- Повторить и закрепить метод решения квадратичных неравенств на основании свойств квадратичной функции.
- Повторить и закрепить метод интервалов для решения неравенств степени выше второй.
- Развивающие задачи:
- Формировать познавательные универсальные учебные действия, определяющих умение ученика выделять тип неравенства и определять способы их решения (логическое и интуитивное мышление, обоснование суждений, классификация, сравнение).
2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия (самоконтроль и самопроверка, умение двигаться по заданному алгоритму, оценивать и корректировать полученный результат)
3. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия (умение высказывать суждения с использованием математических терминов, грамотно отвечать на поставленные вопросы)
- Воспитательная задача:
Продолжить формирование таких качеств учащихся как:
- умение слушать друг друга;
- умение осуществлять взаимоконтроль и рефлексию.
Оборудование:
1) Интерактивная доска SMART Board V280
2) Слайды, созданные в программе Notebook, перенесённые в программу PowerPoint
3) Слайды, созданные в программе АвтоГраф, перенесённые в программу PowerPoint
4) Карточки с заданиями для домашней работы.
5) Листы для самооценки деятельности учащихся
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель. Мы с вами в течение нескольких уроков учились решать неравенства второй степени и выше. Все ли неравенства мы решаем одинаково?
Ученик. Мы применяем различные подходы в зависимости от вида неравенства.
Учитель. Сформулируйте учебную задачу нашего урока, опираясь на то, о чём мы сейчас говорили.
Ученик. Наша задача – повторить, какие виды неравенств мы умеем решать, и какие методы решения подходят в каждом случае, а также закрепить вычислительные навыки.
- Правила работы на уроке.
Вы будете сами оценивать свою деятельность. Каждый ученик получает «Лист для самооценки своей деятельности» см. Приложение1.
После каждого задания вы оцениваете свою работу и выставляете баллы в таблицу.
- Устно.
На экран проецируется слайд с квадратичными неравенствами и неравенствами степени выше второй см. Приложение2 слайд 2
Учитель. Ребята, здесь вы видите различные неравенства. Разбейте их на две группы по какому-либо признаку.
Ученики дают свои варианты ответов и выполняют разбивку: на интерактивной доске, если работаем в программе Notebook и устно с проверкой по слайду, если в программе PowerPoint см.Приложение2 слайд 3 (Одно неравенство сначала может остаться без группы)
- Актуализация знаний.
Учитель: Вспомните, какими способами можно решать неравенства второй степени и выше.
Ученики проговаривают способы решения неравенств и алгоритмы действий в каждом случае.
Учитель: Давайте повторим ещё раз эти способы, используя таблицы. (Проецируются слайды) см.Приложение2 слайды 4, 5
- Решение заданий, приводящих к решению неравенств.
Учитель:
Найти область определения функции:
Учитель: - Что такое область определения функции?
- Какие ограничения накладывают выражения, входящие в запись данной функции?
- Какие условия должны выполняться?
- Одновременно ли должны выполняться заданные условия? (Делается вывод о том, что необходимо объединить полученные условия в систему)
Выясняется, какими методами необходимо решать каждое неравенство. Один ученик решает систему на доске, остальные учащиеся в тетради.
Ответ:
Решение анализируется, учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют баллы в таблицу (Задание 1).
- Зарядка.
- Упражнения для снятия зрительного утомления.
1. Исходное положение(и.п.) – сидя, голова прямо. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, сосчитать до 5; затем широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить 5-6 раз.
2. И.п. - сидя, голова прямо. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 5-6 раз.
3. И.п. - сидя, голова прямо. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 5. Открыть глаза, посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Снова зажмурить глаза, сосчитать до 5, открыть глаза, посмотреть на предмет вблизи. Повторить 5-6 раз.
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
1. И.п. - сидя, голова прямо. Плавно наклонить голову назад. Плавно наклонить голову вперёд. Плечи не поднимать. Повторить 5-6 раз.
2. И.п. - сидя, голова прямо, руки на поясе. Наклонять голову к правому и к левому плечу в медленном темпе. Повторить 5-6 раз.
VII. Работа с графиками функций.
Пользуясь графиками функций, решить неравенства:
На экране в программе АвтоГраф демонстрируются графики соответствующих функций см.Приложение2 слайд 6, 7
Наводящие вопросы: В каких точках функция меняет знак? Сколько нулей имеет функция? Сколько промежутков знакопостоянства имеет функция? Какие промежутки нас интересуют в каждом случае?
Первое неравенство решается после коллективного обсуждения, а второе – самостоятельно с последующей проверкой
Учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют баллы в таблицу (Задание 2).
VIII. Решить неравенство, которое осталось не включенным ни в одну из групп в начале урока.
Учитель: Можно ли применить метод, используемый для решения квадратичных неравенств? (нет, так как мы не умеем строить график данной функции) А метод интервалов? Что необходимо сделать, чтобы использовать метод интервалов? (разложить на множители)
Один ученик выполняет решение на доске, остальные в тетради. Обратить внимание учащихся, что при разложении на множители получаем один множитель в четной степени, вспомнить, как в этом случае определяются знаки.
Решение:
Ответ:
Учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют баллы в таблицу (Задание 3).
IX. Домашнее задание.
Каждый ученик получает задание двух уровней на выбор:
I уровень – базовый,
II уровень - повышенный
см. Приложение3
X. Итог урока.
1. Учащиеся подсчитывают сумму баллов и выставляют себе оценку:
11 – 12 баллов - оценка «5»
8 – 10 баллов - оценка «4»
4 -7 баллов – оценка «3»
2.Учителем организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Лист для самооценки своей деятельности.
Фамилия, Имя___________________________________
Характеристика деятельности | Кол-во баллов |
Задание не вызвало у меня затруднений и я не допустил(а) ни одной ошибки, получив верный ответ | 4 балла |
Задание не вызвало у меня затруднений, но я допустил(а) ошибку в ходе решения, получив неверный ответ | 3 балла |
Задание вначале было мне не совсем понятно, но в ходе обсуждения я понял(а), как его решать | 2 балла |
Я так и не понял(а), почему именно так решается данное задание | 1 балл |
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Всего баллов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разбить неравенства на две группы: (x-14)(x+10)<0 2x 2 -7x+16<0 x(x-1)(x+2)>0 (5x+1)(3x-1)>(x-4)(x+2) (x+8)(x-5)<0 x 3 -x 2 -x+1>0 3x 2 <2x x 2 -10x<0 3x+2x 2 >7 (x+6)(2x-4)(1-3x) ≤ 0 2
Разбиение неравенств на две группы: (x-14)(x+10)<0 2x 2 -7x+16<0 x(x-1)(x+2)>0 (5x+1)(3x-1)>(x-4)(x+2) (x+8)(x-5)<0 x 3 -x 2 -x+1>0 3x 2 <2x x 2 -10x<0 3x+2x 2 >7 (x+6)(2x-4)(1-3x) ≤ 0 3
1.Рассмотреть функцию: у=ах 2 +bx+c , определить направление ветвей параболы. 2. Найти нули функции, если они существуют. 3. Схематически изобразить в системе координат параболу, учитывая нули функции (или их отсутствие), и направление ветвей. 4. Расставить знаки функции. 5. Выбрать нужные промежутки, в которых функция имеет требуемый знак, и записать ответ, взяв объединение промежутков. Решение неравенств вида: ах 2 + bx+c >0, ах 2 + bx+c <0 . 4
Решение неравенств методом интервалов. 1.Привести неравенство к виду (х-х 1 )(х-х 2 )...(х- х n )>0 или (х-х 1 )(х-х 2 )...(х- х n ) < 0, где x 1 ≠ x 2 ≠ ... ≠ x n . 2. Рассмотреть ф- цию у=(х-х 1 )(х-х 2 )...(х- х n ) 3. Найти нули функции 4 . Отметить найденные нули на координатной прямой. 5. Вычислить знаки функции на полученных промежутках. 6. Выбрать промежутки, в которых функция имеет требуемый знак, и записать ответ, взяв объединение промежутков. 5
Пользуясь графиком функции, решить неравенство: 6
7
Спасибо за работу! 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема конспекта урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс (Алгебра)
Этапы работы на уроке, полное содержание. Урок на два часа с использованием современных образовательных, здоровьесберегающих и информационных технологий, интерактивной доски. "С тех пор как суще...
Схема конспекта урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс (Алгебра)
(продолжение конспекта)...
План-конспект урока в 9 классе на тему:"Неравенства,сводящиеся к неравенствам второй степени"
тип урока-новая тема с использованием ИКТ и соотвествующии к требованиям ФГОС...
Урок изучения нового материала по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс
Урок изучения нового материала проводится с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Используется таблица на мотивационном этапе урока "Знаю - Хочу у...
Открытый урок "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс
Дана методическая разработка урока по теме "Решение неравенств вотрой степени с одной переменной"...
"Решение неравенств второй степени с одной переменной." 9 класс. Алгебра.
Конспект урока по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной". Алгебра. 9 класс....
Разработка урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс
Урок-турнир. Урок проведен в Сайлыгской средней школе...