«Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.»
материал по алгебре
Школьная научно-практическая конференция
педагогов
«Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решение»
ТЕМА «Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.»
Автор работы: Ермолова Ю. А.
Занимаемая должность: учитель математики
Место выполнения работы:
МОАУ «ООШ № 3»
Оренбург, 2019 .
Содержание.
- Введение. Что такое инклюзия?
- Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.
- Структура урока в инклюзивных классах.
- Планирование урока математики в условиях инклюзива.
2.3 Методики уровня развития способностей учащихся.
3.Список использованных источников литературы и электронных ресурсов.
- Введение. Что такое инклюзия?
Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое? Инклюзивное (франц. «inclusif» – включающий в себя, от лат. «include» – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В чем плюс, инклюзивного образования: ребенок, который учится в обычном классе, у него создается стереотип видимого благополучия, ведь многое в его обучении теряется от того что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне. То есть существует один общий образец учебного поведения, который не учитывает возможности, способности ребенка, и, кроме того, это может повлиять на его дальнейшую социализацию, ведь наше общество неоднородно. Такая ситуация освобождает ребенка от стремления научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать более сложные учебные задачи, он привыкает к «общему образцу» и не стремится его изменить, в конечном итоге у ребенка не формируется и навык конкурентоспособности.
- Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.
Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др), развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения. Ученики общеобразовательного класса опираются на большой активный фонд знаний и ранее усвоенные способы умственных операций, в более короткий срок усваивают новые понятия, приводят их в соответствие с ранее усвоенными знаниями. Детям же, страдающим от задержки психического развития, имеющим ограниченный активный фонд знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для этого значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии рационально спланировать свою учебную деятельность: они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели. Учебники, по которым я работаю, не предназначены для обучения детей с задержкой психического развития и поэтому мне много времени приходится уделять составлению заданий и оформлению индивидуальных карточек, приходится искать новые методы преподавания математики в совместных классах – общеобразовательных и с ЗПР. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР необходимо создать следующие условия:
1.Составлять планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Создавать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Формы бывают разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы». Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.
Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
1. При чтении задания необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания. В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.
2.В ходе урока, для детей с ЗПР приходится сокращать время на выполнение заданий и их количество (если это примеры – то решить можно 3, 4, так как дети очень быстро устают). Целесообразнее к этому номеру вернуться позднее.
3.При ответах на вопросы, отвечающему с ЗПР необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна). 4.Контрольные и самостоятельные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.). При их решении некоторым учащимся я разрешаю пользоваться опорными алгоритмами.
Так же, для детей с ОВЗ особое внимание стоит уделять формулировке заданий:
во – первых, оно должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде;
во – вторых, каждое задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом;
в – третьих, при формулировании заданий показывать конечный продукт (законченный номер, решение математической задачи, т.е подготовить алгоритм решения или карточки-подсказки);
в – четвертых, формулировать задание, стоя рядом с ребенком (или с помощью ученика-консультанта).
Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:
1. Стараться отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
2. Не обращать внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины.
3. Придумывать какое-то «особое» слово, после произнесения которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
4. Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
5. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
6. Использовать систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
2.1 Какова структура урока в инклюзивных классах: (со стороны здоровьесберегающих технологий)?
1. Обстановка в кабинете (гигиенические условия, как прибран кабинет, эстетическое окружение кабинета) Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п.
2. Число видов деятельности (норма 4-7 опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий).
3. Чередование видов деятельности (через 7-10 мин).
4. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3).
5. Применение ТСО и интерактивного оборудования, компьютера
6. Через 15 и 30 минут физкультминутки.
7. Наличие мотивации (а для чего, зачем это), поэтому задания должны содержать опору на жизненные ситуации, вопросы с содержанием о здоровье.
8. Наличие эмоциональных разрядок: шутки, улыбка, отступления на уроке, чтобы плотность урока была не более 75-80%.
9. Видеть и чувствовать моменты утомления учеников, чтобы сменить вид деятельности.
10. Выбор оптимальной посадки учащихся: от урока к уроку она может изменяться (ученик с ЗПР + ученик-консультант, ученики с ЗПР отдельной группой)
11. Темп окончания урока, особенности окончания (не торопясь дать домашнее задание заранее, объяснить его, прочитать, закончить урок каким-нибудь высказыванием, жизненным примером).
Поурочное планирование ведется учителем с учетом подобранных программ, имеющихся в классе.
Ход урока зависит от ряда обстоятельств, например, насколько соприкасается общая тема у детей разных уровней, какой этап урока берется за основу. Если у всех детей в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном материале, подобранном в соответствии с программой. Если на уроке изучается разный материал и совместная работа при изучении нового материала затруднительна, то в этом случае занятия планируются по структуре малокомплектной школы.
Рекомендации к поурочному планированию:
· наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка;
· включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР,
· закреплять новый материал дифференцированно;
· давать разноуровневое домашнее задание. Стоит отметить, подготовка к данным урокам очень большая.
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. А это значит, что отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии.
Учитель - основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий.
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:
Образовательная должна решать задачи отработки программного материала.
Воспитательная должна решать задачи отработки модели поведения.
Коррекционно-развивающая - должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
Для детей ОВЗ задание нужно формулировать как в устном, так и в письменном виде; задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом; формулируйте задание, стоя рядом с ребенком; давайте возможность ребенку закончить начатое дело.
2.2 Планирование урока математики в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
К ним относятся:
1. Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимания (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым).
2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
3. Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти).
4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
6. Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной
критики.
В классах сильного состава учитель может позволить себе часто менять структуру урока. Это оживляет преподавание. Но со слабым составом выручает именно монотонность, которая дает учащимся спокойствие, так необходимое им для того, чтобы поразмышлять.
В классах коррекционно-развивающего обучения очень важно верно выбрать темп урока. Он должен быть значительно медленней темпа работы в обычном классе. Нельзя требовать от детей из классов КРО быстрых ответов. Ученикам надо дать время подумать. Если ребят не понукать, не пытаться отвечать за них (как это иногда делают учителя), то дети способны дать не только верные, но и оригинальные ответы.
При медленном темпе, естественно, невозможно решить на уроке столько же задач, сколько решают в обычном классе. У нас их меньше, но, во-первых, каждое решение тщательно разобрано и записано (чтобы учащийся мог дома с родителями повторить его еще раз), а во-вторых, выбранные задачи соответствуют достаточно высокому уровню сложности.
На каждом уроке я стараюсь приучать детей к самостоятельной работе, отводя для нее не менее 15—20 минут. Тут не обойтись без подсказок разного рода: памяток, инструкций. Каждый ученик имеет маленькую тетрадочку, в которую записывает все, что требует запоминания: формулы с расшифровкой, правила с примерами и т.д. Здесь же находят место и опорные схемы, определения. Например, стилизованный кораблик напоминает, что речь идет о каком-то объекте, у которого верхняя часть меньше нижней. Алгебраический пример такого объекта приводится тут же:
это правильная дробь —, у нее а < Ь. Грибочек с широкой шляпкой и узкой ножкой служит зримым напоминанием о неправильной дроби. А разделенный на две равные части прямоугольник символизирует дробь, равную единице:
где а < Ь, правильная дробь, где а > Ь, о неправильная дробь, где а = Ь,
дробь, равная 1.
Учащиеся часто испытывают трудности в произвольном запоминании. Приходится выделять специальное время для тренировки памяти. Но память, как известно, избирательна: одному легче запомнить слова, другому — цифры, третьему — изображения. С обучением запоминанию слов и цифр в начальной школе дело обстоит хорошо: дети учат стихи, выполняют много вычислений, но в среднем звене объем информации увеличивается, а возможностей потренировать зрительную память у них меньше. Учитывая это, я предлагаю учащимся специальные задания для тренировки зрительной памяти. Вот одно из них: запомнить фигуры на заданном рисунке. Учащиеся смотрят на рисунок в течение одной минуты, затем учитель его убирает, и ребята стараются воспроизвести увиденное в своих тетрадях. Когда работа закончена, мы сравниваем их изображения с оригиналом.
На мой взгляд, важно научить детей помогать своей памяти, надеясь не на механическое зазубривание, а на логическое восстановление хода рассуждений. Ученикам нужно напоминать: «Забыл — не вспоминай, а соображай!» Допустим, ученик забыл что-то из таблицы умножения, например, чему равно 9 • 6. Но он помнит, что 9 • 5 = 45, и знает, что если в этом произведении переставить цифры, то получим следующее произведение, т.е. 9 • 5 = 45, а 9 • 6 = 54. Еще пример. Ученик не уверен, что точно помнит произведение 9-3; 9 • 3 = 26? 27? 28? Тогда ученик вспоминает о том, что все произведения 9*1, 9 • 2,..., 9 • 10 — это числа, у которых сумма цифр делится на 9. Из чисел 26, 27, 28 только у числа 27 сумма цифр делится на 9, значит, конец сомнениям: 9 • 3 = 27.
Одну из главных своих задач я вижу в развитии познавательной активности учащихся. С этой целью систематически даю ребятам нестандартные задания.
«Запиши вместо звездочки такую цифру, чтобы проведенное округление оказалось верным: 3,57* «3,57; 13,* ~ 14; 4,02* «4,03; 100,01* « 100,02».
«Каким образом можно уравновесить на «весах» число 15?» (Быстро рисую на доске чашечные весы, на одной чаше пишу число 15, а на другой учащиеся пишут свои варианты 10 + 5, 8 + 7, 12+3 и т.д.)
Запишите число 6 четырьмя пятерками (55:5-5).
Запишите число 7 пятью пятерками (5:5+5+5:5).
Следить за мотивацией при закреплении математических навыков необходимо. В V—VI1 классах, как и в начальной школе, наиболее трудным в общепедагогическом плане представляется вопрос о мотивации процесса обучения. Ребята 12—13 лет еще далеки от жизненных проблем, поэтому их не очень трогают заверения учителей о практической значимости математики. Приходится придумывать искусственные приемы, удерживающие интерес учащихся к конкретной теме и к математике вообще. Одним из таких приемов является дидактическая игра, сказка или жизненная ситуация. Хочу предложить несколько таких, которые сложились у меня самой или были рассказаны моими учениками.
Мы разучиваем короткие стишки, например:
Перед скобкой минус строгий,
Закрывает нам дорогу,
Если скобки раскрывать,
Надо знаки изменять.
Разведчик.
«Разведчик, разведчик…», -слышен шепот с первой парты. Ученик у доски замер…Вот же ошибка! При переносе числа из одной части уравнения в другую он забыл сменить знак. Он помнит, что числу(«разведчику») надо пересечь границу («=»). Для этого необходимо сменить его форму на чужую, т. е. сменить знак. Благодаря этой ассоциации уравнение будто оживает, увлекает. Каждый из учеников становится ответственным за своих воинов и поэтому более внимательным при решении.
Забывчивый парикмахер.
Парикмахер по рассеянности подстриг волосы только с половины вашей головы. Если вы, раскрывая скобки при распределительном законе, забудете умножить каждое из слагаемых, то вы будете очень похожи на этого горе- мастера. Заметим, что, используя эти живые образы, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания знание точных формулировок. Их также можно проверить на перемене у каждого входящего в кабинет «таможня», назначаемая на данный урок из учащихся.
Необходимо, однако, следить за тем, чтобы игра действительно заинтересовывала школьников, а не превращалась в учебную повинность. Кроме того, игра на уроке должна быть действительно мотивационной.
Отдельно стоит отметить, что использование инклюзивного образования не может полностью решить проблемы при обучении детей с ОВЗ в классах, где уровень умственного развития не однороден, поскольку зачастую детям с ОВЗ нужна помощь специалистов.
Итак, сделаем вывод:
1.Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития.
2.Социальная адаптация ребенка происходит легче.
3.Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы и формы работы.
4.Необходимо составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов.
Так же нельзя не сказать об общечеловеческих принципах инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;— каждый человек способен чувствовать и думать;— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;— все люди нуждаются друг в друге;— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;— разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.
2.3 Методики уровня развития способностей учащихся.
Существуют специальные методики для уровня развития способностей учащегося, необходимые для использования как в работе с детьми с ограниченными возможностями и детьми с обычными возможностями. Например:
Методика «Память на числа»
Диагностическая цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.
Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».
| |||
13 | 91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.
Методика «Память на образы»
Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.
Процедура тестирования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке. Приложение №1
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».
Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.
Методы и приемы ориентированы на повышение восприятия математического материала и, как следствие, его понимания у детей с ОВЗ и у детей с низким уровнем успеваемости, а так же на повышение коммуникабельности, социального восприятия самого себя в обществе. Положительным эффектом можно считать повышение интереса к занятиям и саморазвитию, как у детей с низким, средним так и высоким уровнем успеваемости. Таким образом, при применении инклюзивных технологий мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.
Список использованных источников литературы и электронных ресурсов
1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алёхина. М.: МГППУ, Буки Веди. С 5–19.
2. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогически журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
3. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.: Перспектива. 2009.
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/922
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL:
6. Банж Г., Валео Э. Влияние специального и инклйзивного образования на установки сверстников: Практическое и теоретическое исследование // Журнал исследований социальной политики. – Т. 6. – № 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.» | 83.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная научно-практическая конференция
педагогов
«Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решение»
ТЕМА «Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.»
Автор работы: Ермолова Ю. А.
Занимаемая должность: учитель математики
Место выполнения работы:
МОБУ «ООШ № 3»
Оренбург, 2019 .
Содержание.
- Введение. Что такое инклюзия?
- Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.
- Структура урока в инклюзивных классах.
- Планирование урока математики в условиях инклюзива.
2.3 Методики уровня развития способностей учащихся.
3.Список использованных источников литературы и электронных ресурсов.
- Введение. Что такое инклюзия?
Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое? Инклюзивное (франц. «inclusif» – включающий в себя, от лат. «include» – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В чем плюс, инклюзивного образования: ребенок, который учится в обычном классе, у него создается стереотип видимого благополучия, ведь многое в его обучении теряется от того что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне. То есть существует один общий образец учебного поведения, который не учитывает возможности, способности ребенка, и, кроме того, это может повлиять на его дальнейшую социализацию, ведь наше общество неоднородно. Такая ситуация освобождает ребенка от стремления научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать более сложные учебные задачи, он привыкает к «общему образцу» и не стремится его изменить, в конечном итоге у ребенка не формируется и навык конкурентоспособности.
- Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.
Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др), развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения. Ученики общеобразовательного класса опираются на большой активный фонд знаний и ранее усвоенные способы умственных операций, в более короткий срок усваивают новые понятия, приводят их в соответствие с ранее усвоенными знаниями. Детям же, страдающим от задержки психического развития, имеющим ограниченный активный фонд знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для этого значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии рационально спланировать свою учебную деятельность: они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели. Учебники, по которым я работаю, не предназначены для обучения детей с задержкой психического развития и поэтому мне много времени приходится уделять составлению заданий и оформлению индивидуальных карточек, приходится искать новые методы преподавания математики в совместных классах – общеобразовательных и с ЗПР. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР необходимо создать следующие условия:
1.Составлять планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Создавать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Формы бывают разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы». Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.
Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
1. При чтении задания необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания. В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.
2.В ходе урока, для детей с ЗПР приходится сокращать время на выполнение заданий и их количество (если это примеры – то решить можно 3, 4, так как дети очень быстро устают). Целесообразнее к этому номеру вернуться позднее.
3.При ответах на вопросы, отвечающему с ЗПР необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна). 4.Контрольные и самостоятельные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.). При их решении некоторым учащимся я разрешаю пользоваться опорными алгоритмами.
Так же, для детей с ОВЗ особое внимание стоит уделять формулировке заданий:
во – первых, оно должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде;
во – вторых, каждое задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом;
в – третьих, при формулировании заданий показывать конечный продукт (законченный номер, решение математической задачи, т.е подготовить алгоритм решения или карточки-подсказки);
в – четвертых, формулировать задание, стоя рядом с ребенком (или с помощью ученика-консультанта).
Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:
1. Стараться отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
2. Не обращать внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины.
3. Придумывать какое-то «особое» слово, после произнесения которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
4. Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
5. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
6. Использовать систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
2.1 Какова структура урока в инклюзивных классах: (со стороны здоровьесберегающих технологий)?
1. Обстановка в кабинете (гигиенические условия, как прибран кабинет, эстетическое окружение кабинета) Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п.
2. Число видов деятельности (норма 4-7 опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий).
3. Чередование видов деятельности (через 7-10 мин).
4. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3).
5. Применение ТСО и интерактивного оборудования, компьютера
6. Через 15 и 30 минут физкультминутки.
7. Наличие мотивации (а для чего, зачем это), поэтому задания должны содержать опору на жизненные ситуации, вопросы с содержанием о здоровье.
8. Наличие эмоциональных разрядок: шутки, улыбка, отступления на уроке, чтобы плотность урока была не более 75-80%.
9. Видеть и чувствовать моменты утомления учеников, чтобы сменить вид деятельности.
10. Выбор оптимальной посадки учащихся: от урока к уроку она может изменяться (ученик с ЗПР + ученик-консультант, ученики с ЗПР отдельной группой)
11. Темп окончания урока, особенности окончания (не торопясь дать домашнее задание заранее, объяснить его, прочитать, закончить урок каким-нибудь высказыванием, жизненным примером).
Поурочное планирование ведется учителем с учетом подобранных программ, имеющихся в классе.
Ход урока зависит от ряда обстоятельств, например, насколько соприкасается общая тема у детей разных уровней, какой этап урока берется за основу. Если у всех детей в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном материале, подобранном в соответствии с программой. Если на уроке изучается разный материал и совместная работа при изучении нового материала затруднительна, то в этом случае занятия планируются по структуре малокомплектной школы.
Рекомендации к поурочному планированию:
∙ наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка;
∙ включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР,
∙ закреплять новый материал дифференцированно;
∙ давать разноуровневое домашнее задание. Стоит отметить, подготовка к данным урокам очень большая.
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. А это значит, что отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии.
Учитель - основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий.
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:
Образовательная должна решать задачи отработки программного материала.
Воспитательная должна решать задачи отработки модели поведения.
Коррекционно-развивающая - должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
Для детей ОВЗ задание нужно формулировать как в устном, так и в письменном виде; задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом; формулируйте задание, стоя рядом с ребенком; давайте возможность ребенку закончить начатое дело.
2.2 Планирование урока математики в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
К ним относятся:
1. Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимания (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым).
2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
3. Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти).
4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
6. Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной
критики.
В классах сильного состава учитель может позволить себе часто менять структуру урока. Это оживляет преподавание. Но со слабым составом выручает именно монотонность, которая дает учащимся спокойствие, так необходимое им для того, чтобы поразмышлять.
В классах коррекционно-развивающего обучения очень важно верно выбрать темп урока. Он должен быть значительно медленней темпа работы в обычном классе. Нельзя требовать от детей из классов КРО быстрых ответов. Ученикам надо дать время подумать. Если ребят не понукать, не пытаться отвечать за них (как это иногда делают учителя), то дети способны дать не только верные, но и оригинальные ответы.
При медленном темпе, естественно, невозможно решить на уроке столько же задач, сколько решают в обычном классе. У нас их меньше, но, во-первых, каждое решение тщательно разобрано и записано (чтобы учащийся мог дома с родителями повторить его еще раз), а во-вторых, выбранные задачи соответствуют достаточно высокому уровню сложности.
На каждом уроке я стараюсь приучать детей к самостоятельной работе, отводя для нее не менее 15—20 минут. Тут не обойтись без подсказок разного рода: памяток, инструкций. Каждый ученик имеет маленькую тетрадочку, в которую записывает все, что требует запоминания: формулы с расшифровкой, правила с примерами и т.д. Здесь же находят место и опорные схемы, определения. Например, стилизованный кораблик напоминает, что речь идет о каком-то объекте, у которого верхняя часть меньше нижней. Алгебраический пример такого объекта приводится тут же:
это правильная дробь —, у нее а < Ь. Грибочек с широкой шляпкой и узкой ножкой служит зримым напоминанием о неправильной дроби. А разделенный на две равные части прямоугольник символизирует дробь, равную единице:
где а < Ь, правильная дробь, где а > Ь, о неправильная дробь, где а = Ь,
дробь, равная 1.
Учащиеся часто испытывают трудности в произвольном запоминании. Приходится выделять специальное время для тренировки памяти. Но память, как известно, избирательна: одному легче запомнить слова, другому — цифры, третьему — изображения. С обучением запоминанию слов и цифр в начальной школе дело обстоит хорошо: дети учат стихи, выполняют много вычислений, но в среднем звене объем информации увеличивается, а возможностей потренировать зрительную память у них меньше. Учитывая это, я предлагаю учащимся специальные задания для тренировки зрительной памяти. Вот одно из них: запомнить фигуры на заданном рисунке. Учащиеся смотрят на рисунок в течение одной минуты, затем учитель его убирает, и ребята стараются воспроизвести увиденное в своих тетрадях. Когда работа закончена, мы сравниваем их изображения с оригиналом.
На мой взгляд, важно научить детей помогать своей памяти, надеясь не на механическое зазубривание, а на логическое восстановление хода рассуждений. Ученикам нужно напоминать: «Забыл — не вспоминай, а соображай!» Допустим, ученик забыл что-то из таблицы умножения, например, чему равно 9 • 6. Но он помнит, что 9 • 5 = 45, и знает, что если в этом произведении переставить цифры, то получим следующее произведение, т.е. 9 • 5 = 45, а 9 • 6 = 54. Еще пример. Ученик не уверен, что точно помнит произведение 9-3; 9 • 3 = 26? 27? 28? Тогда ученик вспоминает о том, что все произведения 9*1, 9 • 2,..., 9 • 10 — это числа, у которых сумма цифр делится на 9. Из чисел 26, 27, 28 только у числа 27 сумма цифр делится на 9, значит, конец сомнениям: 9 • 3 = 27.
Одну из главных своих задач я вижу в развитии познавательной активности учащихся. С этой целью систематически даю ребятам нестандартные задания.
«Запиши вместо звездочки такую цифру, чтобы проведенное округление оказалось верным: 3,57* «3,57; 13,* ~ 14; 4,02* «4,03; 100,01* « 100,02».
«Каким образом можно уравновесить на «весах» число 15?» (Быстро рисую на доске чашечные весы, на одной чаше пишу число 15, а на другой учащиеся пишут свои варианты 10 + 5, 8 + 7, 12+3 и т.д.)
Запишите число 6 четырьмя пятерками (55:5-5).
Запишите число 7 пятью пятерками (5:5+5+5:5).
Следить за мотивацией при закреплении математических навыков необходимо. В V—VI1 классах, как и в начальной школе, наиболее трудным в общепедагогическом плане представляется вопрос о мотивации процесса обучения. Ребята 12—13 лет еще далеки от жизненных проблем, поэтому их не очень трогают заверения учителей о практической значимости математики. Приходится придумывать искусственные приемы, удерживающие интерес учащихся к конкретной теме и к математике вообще. Одним из таких приемов является дидактическая игра, сказка или жизненная ситуация. Хочу предложить несколько таких, которые сложились у меня самой или были рассказаны моими учениками.
Мы разучиваем короткие стишки, например:
Перед скобкой минус строгий,
Закрывает нам дорогу,
Если скобки раскрывать,
Надо знаки изменять.
Разведчик.
«Разведчик, разведчик…», -слышен шепот с первой парты. Ученик у доски замер…Вот же ошибка! При переносе числа из одной части уравнения в другую он забыл сменить знак. Он помнит, что числу(«разведчику») надо пересечь границу («=»). Для этого необходимо сменить его форму на чужую, т. е. сменить знак. Благодаря этой ассоциации уравнение будто оживает, увлекает. Каждый из учеников становится ответственным за своих воинов и поэтому более внимательным при решении.
Забывчивый парикмахер.
Парикмахер по рассеянности подстриг волосы только с половины вашей головы. Если вы, раскрывая скобки при распределительном законе, забудете умножить каждое из слагаемых, то вы будете очень похожи на этого горе- мастера. Заметим, что, используя эти живые образы, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания знание точных формулировок. Их также можно проверить на перемене у каждого входящего в кабинет «таможня», назначаемая на данный урок из учащихся.
Необходимо, однако, следить за тем, чтобы игра действительно заинтересовывала школьников, а не превращалась в учебную повинность. Кроме того, игра на уроке должна быть действительно мотивационной.
Отдельно стоит отметить, что использование инклюзивного образования не может полностью решить проблемы при обучении детей с ОВЗ в классах, где уровень умственного развития не однороден, поскольку зачастую детям с ОВЗ нужна помощь специалистов.
Итак, сделаем вывод:
1.Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития.
2.Социальная адаптация ребенка происходит легче.
3.Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы и формы работы.
4.Необходимо составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов.
Так же нельзя не сказать об общечеловеческих принципах инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;— каждый человек способен чувствовать и думать;— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;— все люди нуждаются друг в друге;— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;— разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.
2.3 Методики уровня развития способностей учащихся.
Существуют специальные методики для уровня развития способностей учащегося, необходимые для использования как в работе с детьми с ограниченными возможностями и детьми с обычными возможностями. Например:
Методика «Память на числа»
Диагностическая цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.
Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».
13 | 91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.
Методика «Память на образы»
Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.
Процедура тестирования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке. Приложение №1
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».
Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.
Методы и приемы ориентированы на повышение восприятия математического материала и, как следствие, его понимания у детей с ОВЗ и у детей с низким уровнем успеваемости, а так же на повышение коммуникабельности, социального восприятия самого себя в обществе. Положительным эффектом можно считать повышение интереса к занятиям и саморазвитию, как у детей с низким, средним так и высоким уровнем успеваемости. Таким образом, при применении инклюзивных технологий мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.
Список использованных источников литературы и электронных ресурсов
1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алёхина. М.: МГППУ, Буки Веди. С 5–19.
2. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогически журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
3. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.: Перспектива. 2009.
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/922
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL:
6. Банж Г., Валео Э. Влияние специального и инклйзивного образования на установки сверстников: Практическое и теоретическое исследование // Журнал исследований социальной политики. – Т. 6. – № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика освоения нового материала на уроках математики в условиях разноуровневого обучения
Методический материал...
Обобщение опыта. Применение дидактических игры на уроках математики в условиях надомного обучения в коррекционной школе
Положительно – эмоциональный настрой, заинтересованность на занятиях влияет на успешное достижение цели. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не т...
Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в основной школе.
Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в основной школе....
Адаптированная программа по математике в условиях инклюзивного обучения.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, которая специально адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психиче...
Описание опыта работы проведения уроков математики в режиме дистанционного обучения
Организация проведения уроков математики в дистанционном режиме в мессенжере WhatsApp. С помощью видеозаписи с экрана компьютера и голосовыми комментариями объяснение детям подробной поэтапной инструк...
Статья "Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения"
В методике дистанционного обучения можно наблюдать несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носит...
Методическая разработка "Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения"
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, ...