Обобщение опыта. Применение дидактических игры на уроках математики в условиях надомного обучения в коррекционной школе
статья на тему

Шатырко Наталья Александровна

Положительно – эмоциональный настрой, заинтересованность на занятиях влияет на успешное   достижение цели. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Для того, чтобы эта работа не была рутинной, можно придать ей занимательную форму, используя дидактические игры. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок выполняет много различных арифметических действий, тренируется в устном счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел геометрических фигур. В процессе игры ребенок развивает свой кругозор, происходит обогащение активного словаря, развивается речь, он учится использовать математические знания в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение дидактических игры на уроках математики в условиях надомного обучения в коррекционной школе

Шатырко Наталья Александровна

    В современном мире одно из наиболее важных мест в воспитании и образовании подрастающего поколения занимает школа. Одной из главных задач, стоящих перед учителем современной школы является задача научить детей учиться. Учитель должен обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработку умений, его применять. В силу особенностей развития познавательной и эмоционально- волевой сферы детей с интеллектуальным недоразвитием при изучении  математического  материала возникают большие трудности.

    Так как состав учеников коррекционных школ неординарный, у каждого свой уровень усвояемости математических знаний, то и подходить к изучению данной дисциплины надо индивидуально, дифференцированно. Главная задача при обучении математики в коррекционной школе- это добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Поэтому, задачи преподавания математики во вспомогательной школе состоят в том, чтобы:

1)дать учащимся такие доступные качественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

2)использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

3) воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

    Положительно – эмоциональный настрой, заинтересованность на занятиях влияет на успешное   достижение цели. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Для того, чтобы эта работа не была рутинной, можно придать ей занимательную форму, используя дидактические игры. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок выполняет много различных арифметических действий, тренируется в устном счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел геометрических фигур. В процессе игры ребенок развивает свой кругозор, происходит обогащение активного словаря, развивается речь, он учится использовать математические знания в различных ситуациях.

Все это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр. Поэтому, я на своих уроках математики и на внеклассных мероприятиях широко использую дидактические игры.
    Еще одна из основных задач обучению математики - это активизация познавательной деятельности учащихся. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес я формирую средствами занимательности. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

     В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, ловким, находчивым, учиться четко выполнять задания, соблюдать правила.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например, "Кто верней?", "Кто быстрей?", "Отвечай сразу. При закреплении у учащихся знаний таблицы умножения  часто  используются  игры: 

     “Теремок”
На доске висит таблица, на которой изображен Теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то окошечко открывается и дети видят, кто в Тереме живет.

     “Лестница”
На доске нарисована лестница. На каждой ступеньке написан пример. Чтобы спуститься или подняться по этой лестнице, надо решить примеры.
   В каждый этап урока я стараюсь включать занимательные задания,
 которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые  из них :

1. Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были двухколесные и трехколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было  трехколесных ? ( 2 )

Сколько цифр использовано для записи числа 44, 144, 1444 ?  Что обозначает каждая из цифр в записи данных  чисел ?

Для более прочного усвоения геометрического материала я использую следующие задания:

- Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено туловище? Измерить и найти площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон.

hello_html_m2e96145b.jpg

    Задания на развитие и совершенствование внимания : его объем, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, например:

         " Числовой лабиринт "

Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым необходимо выполнить определенные задания вычислительного характера, например: Пройди путь от вершины пирамиды к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.

Это задание ребенок выполняет методом подбора, взяв простой карандаш, прокладывают первый путь и так далее, пока не найдет верную дорожку. Игру "Числовой лабиринт" можно проводить и с детьми старшего возраста, поменяв числа на двузначные, трехзначные.                                                                                                                         "Умножить или разделить ? "

Проведение этой игры преследует две важные цели : совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу , в данном случае - по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводиться с разными числами. Допустим, мы выбрали число 4 , умножение и деление на которое мы закрепляем. У учителя в руках картонный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой - розового. На обеих сторонах круга написано число 4. Учитель поясняет, что, когда он покажет круг голубой стороной и назовет некоторое число, например 6, ребенок  должен его умножить на 4, если же учитель покажет круг розовой стороной, то названное им число он должен разделить на 4. Круг показывается достаточно быстро то одной, то другой стороной, а иногда два - три раза подряд одной и той же стороной. Ребенок записывает ответы в тетради. Примеры могут быть такими : 4 * 4, 20 : 4, 4 * 9, 4 * 7, 12 : 4, 4 * 8, 16 : 4, 4 * 2, 36 : 4, 24 : 4, 4 * 6, 32 : 4 и т.д.

По окончании проводится проверка правильности выполнения, выясняется не только уровень усвоения детьми табличных случаев умножения четырех и деления на 4, но и уровень развития внимания, о чем говорят ошибки такого характера : во втором примере вместо ответа 5 получен ответ 80, а в восьмом примере вместо 8 получили 2, в шестом примере вместо 32 получили 4 и т. д.

     При обучении математики особое место отводится текстовым задачам. Решая эти задачи, дети изучают признаки живых и неживых объектов окружающей нас природы. При решении задач учитель решает различные цели: проверка усвоенного материала, формирование вычислительных навыков, умения решать задачу и так далее.

Я предлагаю некоторые примеры таких задач и заданий.

1.В саду посадили 3 сливы и 4 персика. Сколько всего . . . деревьев посадили ? Заполни пропуск. Реши задачу.

2.Под березой росли 3 подберезовика и 2 мухомора. Сколько всего грибов росло под березой ? Сколько съедобных грибов можно сорвать?

3.На лугу паслись 6 коров,  3 лошади, 5 овец, 2 козы. Сколько всего домашних животных паслось на лугу? Какой вопрос нужно поставить, чтобы решением задачи было выражение 7 - 5? Нужны ли все данные для такой задачи?

4.В парке у школы росли 10 елей, 15 берез, 20 тополей, 3 сосны. Сколько всего деревьев росло у школы? Сколько лиственных деревьев? Скольких хвойных?

5.На ветке сидело 3 синицы, 5 воробьев, 4 зяблика. Сколько всего птиц сидело на ветке? Сколько из них зимующих?

6.В корзине лежало 5 огурцов, 15 помидоров, 10 яблок, 20 слив. Сколько плодов лежало в корзине ? Сколько фруктов лежало в ней ? Сколько овощей лежало в корзине ?

7.У кормушки сидело 3 синицы, 3 воробья, 5 снегирей. Сколько птиц сидело у кормушки ? Какие их них прилетают к нам на зиму ? Сколько птиц зимует у нас ?

8.На дачном участке посадили 2 яблони, 3 сливы, 4 куста смородины, 5 кустов крыжовника, 20 тюльпанов, 30 гвоздик. Сколько всего растений посадили на участке ? Составь и реши задачу с вопросами:

Сколько деревьев посадили в саду ? Сколько кустарников посадили в саду ? Сколько трав посадили в саду ? Задания 1 - 8 можно предложить детям на этапе предварительного знакомства с некоторыми понятиями природоведческого характера.

9.изненная емкость легких пловца 4900 см , занимающихся греблей 5450 см , конторского служащего 3350 см ,. Сравни эти характеристики.

10.Количество детенышей в приплоде у медведя на два меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детенышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде у кролика ? На какой вопрос можно ответить, не изменив условия этой задачи ?

Задачи 9- 10 могут быть предложены при изучении и повторении нумерации и арифметических действий над натуральными числами.

11.Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака - 300, голубь - 60. На какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления ? А на какие , - сделав действие вычитание ?

12.Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха, если продолжительность ее жизни 150 лет ?

13.Журавль живет на 10 лет меньше филина, а филин на - на 40 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца ? Сделай схему для решения задачи.

14.Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя - 30 лет, дикого кабана - 20 лет. Как одним словом назвать продолжительность жизни всех трех животных вместе ?

Задачи 11- 14 могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин.

15. За лето только одна сова съедает 1000 полевок и мышей, каждая из которых уничтожает за летний сезон 1 кг зерна. Сколько зерна спасут за лето 5 сов ?

16.Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы - 8848 м над уровнем моря. Наибольшая глубина в океане – 11.022 м. Каково расстояние между самой высокой и самой низкой точкой на Земле ?

17.На Луне происходят очень резкие колебания температуры поверхности пород : от ПО градусов жары днем, до 180 градусов мороза ночью. На сколько градусов может измениться температура, если днем она была 100 градусов ?

18.При движении Земли вокруг своей оси муха, сидящая в районе экватора, движется со скоростью 464 м/с, а муха, сидящая на широте нашей местности, движется со скоростью в 2 раза меньшей. Какое расстояние проделает каждая из них за время полного оборота Земли вокруг своей оси? Выразить расстояние в километрах.

       Могут использоваться и такие задания.                                                                                                                                                                                        Запишите числа цифрами :

Длина великой русской реки Волги три тысячи пятьсот тридцать один километр.

- Расстояние от Земли до Луны в километрах содержит 384 единиц второго класса, 400 единиц первого класса.

- Рыба лещ мечет четыре сотни тысяч икринок.

- Количество семян подорожника (с одного растения) равно 14 единицам второго класса, а лебеды одной сотне тысяч.

- Африканская антилопа делает прыжок длиной до семидесяти дециметров. Вырази это расстояние в сантиметрах.                                                                                                                                                                                  
    «Назови соседей»

Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.

 Учитель бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймав мяч, ребенок  должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

После этого он возвращает мяч учителю.

     «Парная игра»

Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

Ученику дают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Ребенок ищет пары фигур (плоскостная должна соединиться с контурной).

    «Белочка и грибы»

Цель: закрепить знания о составе числа.

Кто по елкам ловко скачет?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Учитель рассказывает о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Ребенок раскладывает грибы в «дупла».

     «Строим дом»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом,

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем.

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

(А. Бродский)

После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

на радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащийся на партах, у доски строит дом. Затем называет геометрические фигуры, отвечает на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?

   Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально - волевая сфера, способности и умения.

   Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А. С. Макаренко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Применение ИКТ технологий на уроках математики"

Обобщение опыта "Применение ИКТ технологий на уроках математики", ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната

Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Обобщение опыта применения игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии ...

Дидактические игры на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Практика работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида показывает, что учащиеся с интеллектуальным недоразвитием испытывают трудности в усвоении учебного материала. Это приводит к снижению инте...

Обобщение опыта применения арт-педагогики в преподавании математики в коррекционной школе

Данная публикация содержит обобщение опыта использования произведений мировой художественной культуры в преподавании математики в коррекционной школе VIII вида....