Урок по алгебре для 9 класса по учебнику С.А.Теляковского по теме "Решение уравнений и систем уравнений"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Урок алгебры в 9 классе по теме раздела «Уравнения с двумя переменными и их системы».
Урок нацелен на обобщение, углубление знаний по изучаемой теме; способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников. Урок побуждает учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshen_uravn_i_sistem_uravn_po_algebre_v_9_klasse.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока алгебры 9 класса
учителя МКОУ «Тутончанская средняя школа»
Кожиной Ирины Вениаминовны
Тема: «Решение уравнений и систем уравнений»
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий и
путь опыта – это путь самый горький»
Конфуций
Цели: 1. Обобщить, углубить знания по изучаемой теме.
2. Способствовать формированию умений применять приемы сравнения,
обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
развитию творческих способностей учеников.
3. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей
учебной деятельности.
Ход урока.
.Вводная беседа
Сегодня мы с вами отправимся в тир. Но в тир необыкновенный, а в математический. Каждое правильно решенное задание будет соответствовать выстрелу по мишени. Количество очков будут зависеть от качества вашего решения заданий.
У каждого из вас есть оценочный лист.
9 класс - урок алгебры | Ф.И. уч. | |
Этап урока | Задания | Количество баллов |
1. Разминка. | Найти ошибку | |
2. Меткий стрелок – тест. | Решить уравнения | |
3. Собери правильно схему. | Составить схему решения полного квадратного уравнения | |
4.Собери правильно схему. | Установить связи между числом корней квадратного уравнения и его дискриминантом . | |
5.Найди ошибку | Может ли нарушиться равносильность | |
6. Решить систему уравнений | Решить систему уравнений двумя способами. | |
7. Найди «лишний» рисунок. | Найти «лишний» рисунок. | |
8 Решить задачку. | Решить задачу. | |
9.Решить уравнение. | Решить уравнение, используя несколько методов. |
В нем вы будите проставлять заработанные очки. В конце урока мы подведем итоги и определим самого меткого стрелка в математике.
1. Разминка.
Чтобы решить уравнения, нужно совершить ряд преобразований. И делать это следует очень осторожно. Перед вами два решения уравнения. При избавлении от «всего лишнего», были совершены ошибки. Какие?
Пример 1 Пример 2
Х(Х + 3) = 2Х Х2 + Х – 1 = 4Х - 3
Х + 3 = 2 Х – 1 Х - 1
Х = -1 Х2 + Х – 1 = 4Х - 3
Х2 - 3 Х + 2 = 0
Х = 1 или Х = -2
Ответ: Х = -1 Ответ: Х = 1, Х = -2.
Ответ:
- В результате неравносильных преобразований в уравнении 1 потерян корень х = 0.
В уравнении 2 – появился посторонний корень х = 1.
Как не попасть в подобные ловушки?
Прежде всего нужно четко понимать, какие действия нужно выполнить в ходе решения уравнения.
Сегодня на уроке мы повторим, обобщим, приведем в систему изученные виды, методы и приемы решения уравнений и систем уравнений.
2. Меткий стрелок – тест.
Цель: проверить навыки решения простейших уравнений.
№ | Уравнения | Ответы |
1 | (х – 3)(х + 4) = 0 | |
2 | х2 – 14х + 49 = 0 | |
3 | х2 – 12 = 0 | |
4 | х + 6 = 0 11 | |
5 | 0х = 1/4 | |
6 | 3 – х = 6 х + 4 | |
7 | х = 0 (х + 1)(х- 3) | |
8 | 1/х = 0 | |
9 | х2 = х | |
10 | 0 = 0 х2 + 3х + 1 |
По списку правильных ответов проведем самопроверку решений.
№ | Ответы |
1 | -4 ; 3 |
2 | 7 |
3 | ± 2 I 3 |
4 | -6 |
5 | |
6 | 3 |
7 | 0 |
8 | |
9 | 0 ; 1 |
10 | любое |
Критерий оценок: за 10 правильно решенных уравнений – 10 баллов,
за 9 правильно решенных уравнений --- 9 баллов,
за 8 правильно решенных уравнений – 8 баллов и т.д.
Результаты теста занесем в оценочный лист.
- Собери правильно схему.
Цель: установить связи между числом корней квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0
(а = 0) и его дискриминантом Д = в2 – 4ас и для каждого случая аналитического решения указать геометрическую модель.
Схема
Квадратные уравнения, приводимые к виду ах2 + вх + с = 0 (а = 0) |
Д < 0 | Д = 0 | Д > 0 |
Корней нет | Один корень х = -в 2а | Два корня х = -в ± I Д 2а |
а > 0 | а > 0 | а > 0 |
а < 0 | а < 0 | а < 0 |
- Собери правильно схему .
ах2 + с = 0 ( в = 0 ) |
ах2 + вх = 0 ( с = 0 ) |
ах2 = 0 ( в = 0, с = 0 )) |
Если с/а < 0 |
Один корень |
Если с/а > 0 |
Два корня |
Нет корней |
х = ± | - с/а |
х = 0 |
х = 0; х = -в/а |
Задание: показать с помощью стрелок связь между коэффициентами неполного квадратного уравнения и его корнями.
Подведение итогов работы. Учащиеся меняются схемами, проверяют, исправляют ошибки, если есть, и оценивают работу товарища. Результаты заносятся в оценочный лист.
- Найди ошибку.
Цель: повторить понятие равносильности и алгоритм решения уравнения.
Задание: может ли нарушиться равносильность, если выполнить следующие преобразования?
№ | Уравнение и задание | Ответ. |
1 | В уравнении 12( х2 + х ) - ( х2 - х ) = 7 раскрыть скобки и привести подобные члены. | |
2 | В уравнении х2 - 3х +2 ------------ + х + х2 = 7 х – 2 х2 - 3х +2 дробь ------------ сократить на х - 2 х – 2 | |
3 | Обе части уравнения (3х + 2)(х – 4 ) = 2(х – 4) разделить на х – 4. | |
4 | Обе части уравнения (х2 + 11)(2х – 5) = 9(х2 + 11) разделить на х2 + 11. |
Ответ: №1 – нет, №2 – да, № 3 – да, №4 – нет.
Подведение итогов работы. Учащиеся сравнивают ответы, исправляют ошибки, если есть, дают комментарий своему ответу и оценивают работу. Результаты заносятся в оценочный лист.
Вывод: преобразования, выполняемые при решении уравнений, могут быть неравносильными, т. е .при освобождении от знаменателей, содержащих переменные (может появиться лишний корень)
- Решить систему уравнений.
Цель: закрепить методы решения систем уравнений.
Задание: решить систему уравнений двумя способами:
- способ сложения,
- способ подстановки.
к/р 43, в-2, № 3, стр. 58 7х + 3у = 1
2х – 6у = -10
к/р 46, в-2, № 3, стр. 62 3х - 2у = 16
4х + у = 3
Подведение итогов работы. Учащиеся поясняют метод решения системы, сверяют ответы, исправляют ошибки, если есть, и оценивают работу. Результаты заносятся в оценочный лист.
- Найди «лишний» рисунок.
Цель: Повторить методы решения систем уравнений.
Задание: Вы видите графические решения систем уравнений. Как вы думаете, какой из рисунков лишний?
А теперь сформулируйте алгоритм графического метода решения системы уравнения.
Ответ:
- Нужно построить графики данных функций.
- Найти точки их пересечения – корнями уравнения служат абсциссы этих точек.
В каких случаях лучше использовать этот метод?
Ответ:
- Когда необходимо определить число корней системы уравнений.
- Найти приближенные значения корней.
8. Реши задачку.
Сборник, работа № 10 вариант №2 задание №4 стр.17
Прямоугольный участок земли обнесен забором, длина которого 40 м. площадь участка 96 м2 . найдите длины сторон участка.
Вывод:
- Решение различных практических задач сводится к решению уравнений или систем уравнений.
- Корнем или решением уравнения называется значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство. Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что их нет.
- Главная задача при решении любого уравнения – свести его к простейшему виду.
Результат выполнения задания занести в оценочный лист.
Перечислите приемы, с помощью которых можно решить квадратное уравнение.
Ответ:
- Способ группировки.
- Вынесение общего множителя за скобки.
- Использование формул сокращенного умножения.
- Способ выделения полного квадрата.
- Разложение на множители квадратного трехчлена ах2 + вх + с = а(х – х1)(х – х2), где х1и х2 – корни этого трехчлена.
9Решить уравнение.
Цель: на примере показать использование метода введения новых переменных, метод группировки и метод разложения на множители.
Задание: решить уравнение: (х2 + х + 4)2 + 8х(х2 + х + 4) + 15 х2 = 0
- Ввести новую переменную: у = х2 + х + 4.
Тогда уравнение примет вид: у2 + 8ху + 15х2 = 0
- Применяем способ группировки:
у2 + 8ху + 15х2 = 0
у2 + 3ху + 5ху+ 15х2 = 0
(у2 + 3ху ) + (5ху+ 15х2) = 0
у(у + 3х) + 5х(у+ 3х) = 0
(у + 3х)(у + 5х) = 0
у = -3х
у = -5х
Возвращаясь к замене переменной:
х2 + х + 4 = -5х. х2 + 6х + 4 = 0 х = -3 ± I 5
х2 + х + 4 = -3х. х2 + 4х + 4 = 0. х = - 2
Вывод: удачный выбор новой переменной делает уравнение более простым.
Итог урока:
Отмечаем, в какой степени достигнуты цели урока. Оценить работу каждого ученика. Подсчитать заработанные баллы, объявить победителя - лучшего стрелка.
Приложение 1
Оценочный лист
9 класс - урок алгебры | Ф.И. уч. | |
Этап урока | Задания | Количество баллов |
1. Разминка. | Найти ошибку | |
2. Меткий стрелок – тест. | Решить уравнения | |
3. Собери правильно схему. | Составить схему решения полного квадратного уравнения | |
4.Собери правильно схему. | Установить связи между числом корней квадратного уравнения и его дискриминантом . | |
5.Найди ошибку | Может ли нарушиться равносильность | |
6. Решить систему уравнений | Решить систему уравнений двумя способами. | |
7. Найди «лишний» рисунок. | Найти «лишний» рисунок. | |
8 Решить задачку. | Решить задачу. | |
9.Решить уравнение. | Решить уравнение, используя несколько методов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений
Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года...
Календарно-тематическое планирование по алгебре 7 класс по учебнику Алгебра-7 под редакцией Теляковского
Планирование по алгебре 7 класс. В 1 полугодии -4 урока в неделю, во втором -3....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Г.В.Дорофеева "РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ СПОСОБОМ СЛОЖЕНИЯ"
На данном уроке продолжается формирование умения решать системы линейных уравнений способом сложения. В презентации наглядно представлены устная работа, объяснение нового материала и практическая част...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского
Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...
конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"
Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...
Урок алгебры для 8 класса по учебнику с. А. Теляковского по теме " Решение квадратных уравнений по формуле"
Урок алгебры в 8 классе по теме раздела «Квадратное уравнение и его корни».Урок нацелен на закрепление способов решения неполных квадратных уравнений; ф...
Урок алгебры для 8 класса по учебнику С.А. Теляковского по теме "Формула корней квадратного уравнения"
Урок алгебры в 8 классе по теме «Квадратное уравнение и его корни».Во время урока учащиеся сформулировали определение квадратного уравнения; рассмотрели...