План - конспект занятия "Решение логарифмических уравнений"
план-конспект занятия по алгебре (10 класс)

Сахипгареева Нина Ивановна

Данное занятие проводится со студентами первого курса СПО в рамках преподавания дисциплины Математика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на 1 курсе

по алгебре и началам анализа

по теме:

«Использование нескольких приемов

при решении

логарифмических уравнений »

Учитель: Сахипгареева Нина Ивановна

Коркинский филиал ГБПОУ
«Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

Цели:

  1. повторить свойства логарифмов;
  2. акцентировать внимание на возможность изменения ОДЗ уравнения при применении некоторых свойств;
  3. научить, при решении логарифмических уравнений, производить отбор корней или соблюдать равносильность;
  4. продолжить обучать умению
  • планировать самостоятельную работу;
  • осваивать информацию и логически ее перерабатывать;
  • вырабатывать собственную позицию, обосновывать ее и защищать                 ( обосновывать свой способ решения, свой результат);
  • проводить самоанализ и самоконтроль.

I этап урока ( организационный  -    3 мин)

     Учитель сообщает тему урока, цели и делит учащихся на группы ( по 4 человека), а группу на пары.

I I этап урока ( актуализация опорных знаний  -   5 мин)

   Учитель:   для успешного овладения приемами решения логарифмических уравнений, необходимо твердое и беглое знание свойств  логарифмов. Повторим некоторые из них.   Из тренингового теста по формулам, раздел «Свойства логарифмов» (приложение 1). пропишите формулы №№ 1 - 3, 6, 8, 9, 14 и 18.

Учащиеся по своим тренинговым тестам прописывают в тетрадях ответы. Учитель заранее приготовил  условия формул на доске (или на интерактивной доске, или с помощью компьютера и мультимедийного проектора) и по мере готовности учащихся, просит вписать ответы. (Ответы в таблице  показаны синим цветом, их учащиеся вписывают сами)

   14)  log a (m∙n) = log a |m| + log a |n| ,        где   m∙n>0       

 2)    log a m + log a n=  log a (m∙n), где             m > 0  и  n > 0      

   18)  log a (m/n)= log a |m|  -  log a |n|   ,  где   m∙n>0      

3)    log a m  -  log a n= log a (m/n), где     m > 0  и  n > 0      

    9 )   log a m k= k log a |m| , где

 k – четно, m≠ 0

6)     k log a m = log a m k  , где   m > 0        

 8)  log a m  k =  k log a m ,  где                    k – нечетно, m > 0 

   Некоторые учащиеся могут «потерять» модули в формулах  9, 14 и 18 и условия на переменные m  и n. Вместе с учащимися обсуждаем, в чем отличие формул 9, 14 и 18 от формул 2, 3, 6  и  8. ( слайд 2)

Учащиеся: При неверном применении формул 9, 14 и 18 происходит сужение ОДЗ уравнения, а при применении формул 2, 3, 8  и  9 – наоборот – расширение ОДЗ исходного уравнения.
   Учитель:  Так как  в процессе преобразований логарифмических уравнений  применение некоторых формул может привести   к потере корней уравнения, а применение им обратных формул – к приобретению корней, значит, в процессе решения нужно:

  1. выполняя преобразования уравнения сохранять область определения исходного уравнения, т.е. записывать систему, состоящую из полученного уравнения и условий, задающих область определения исходного уравнения;
  2.  проверить полученные корни подстановкой в исходное (и только в исходное) уравнение.

I I I   этап урока ( работа в группах – 10 минут)

   Теперь делим класс на группы по 4 человека, а саму группу  разбиваем  на пары. Каждая пара получает свое уравнение. У одной пары уравнение на применение формул 9, 14 и 18 ,а у другой  пары – на применение формул 2, 3, 8  и  9.  Пары решают свое уравнение в течение 5 мин.

 Рассмотрим задания для одной из таких групп.

Пример 1. (для 1-ой пары)

Решите уравнение:    

log 2  х(х + 2) = 3.

 
           
Возможное   р е ш е н и е      По определению логарифма получаем:

х(х + 2) = 23;    х2 + 2х – 8 = 0;

х1 = -4,  х2 = 2.

Ответ:  -4; 2. 

Пример 2. (для 2-ой пары)    

Решите уравнение:    

log 2  х + log 2 + 2) = 3.

             Возможное   р е ш е н и е.   По  свойству     log a m + log a n = log a (m∙n), получаем:

                              log 2  х(х + 2) = 3;     х(х + 2) = 23;

                              х2 + 2х – 8 = 0,        х1 = -4,  х2 = 2.

Ответ:  -4; 2. 

   Пары перестраиваются и в новых парах учащиеся обмениваются между собой решениями и осуществляют взаимопроверку, отвечают друг другу на возникшие вопросы.  ( 5 мин)

   Хочется надеяться, что учащиеся сами разберутся в том, что при решении 1-го примера равносильность не нарушалась, и посторонние корни не могли появиться. А при решении второго уравнения необходимо было либо осуществить проверку полученных корней, либо составить систему из условий, задающих область определения исходного уравнения.

IV этап ( работа под руководством учителя – 5 мин)

  1. Решения учащихся под руководством учителя сравниваются с эталонными, при этом обсуждаются следующие вопросы:
  • каким требованиям отвечает эталонная работа;
  • в чем причины ошибок;
  • что нужно сделать, чтобы их исправить?

Эталонные решения (приложение 2) можно разместить на карточке или на компьютере (если урок проводится в компьютерном классе), в зависимости от наличия оборудования в кабинете.

Пример 1. (1-ая пара) .   (слайд 3)

Решите уравнение:    log 2  х(х + 2) = 3.


           Р
 е ш е н и е.   По определению логарифма получаем:

х(х + 2) = 23;

х2 + 2х – 8 = 0;

х1 = -4,  х2 = 2.

Ответ:  -4; 2.

   При решении этого примера мы пользовались только определением логарифма. Никаких преобразований, сулящих потерю равносильности, не было. Поэтому вовсе необязательно  в   решении приводить, например, такое обоснование:
   «В соответствии с определением произведение х(х + 2), стоящее в исходном уравнении под знаком логарифма, может принимать только положительные значения. В уравнении         х(х + 2)= 23 - это выражение положительно, так как 23 > О. Следовательно, эти уравнения равносильны, т.е. либо имеют одни и те же корни, либо оба не имеют корней».

   Т.е., решение, предложенное выше абсолютно правильное.

Пример 2. (для 2-ой пары) ( слайды 4-6)

 Решите уравнение:    

log 2  х + log 2 + 2) = 3.


 
При решении уравнений, заменяя выражение log a m + log a n  выражением log a (m∙n) , можно получить посторонние корни.

Р е ш е н и е.

( 1-ый способ)           По  свойству     log a m + log a n = log a (m∙n), получаем:

                                                          log 2  х(х + 2) = 3;    х(х + 2) = 23;

                                                             х2 + 2х – 8 = 0;    х1 = -4,  х2 = 2.

Проверка:

  1. х = -4,  выражения  log 2  (-4) и  log 2 (-4 + 2) не определены, следовательно, число (-4) посторонний корень;
  2. х = 2,  log 2 2 + log 2 (2 + 2) =1 + 2 = 3, значит, число  2 – корень исходного уравнения.

Ответ:  2. 

( 2-ой способ)           Данное уравнение равносильно системе:

   

Ответ:  2. 

V этап (  самостоятельная работа – 15 мин)

 Задания  для самостоятельной работы             (приложение 3)

                Вариант  1

                  Вариант  2

                                                       №1  Решите уравнение :

а)  log 0,7 (2x+3) = log 0,73 + log0,72

а)     log 1,1 (5x - 3) -  log 1,13 =  log1,1 5

б)          log 3 (3x - 5) = log 3 ( x – 3)

 В ответе укажите количество корней

б)     log 4  ( 2x – 3) -  log 4  (3x – 2) = 1

В ответе укажите количество корней

№2      Найдите больший корень уравнения :

№2       Найдите меньший корень уравнения :

№3  (Часть С). Решите уравнение:

( log x+1 6 )∙log 36 (3x + 7) = 1

( log 3 - x 5 )∙log 25 (19 – 9x) = 1

По мере выполнения работы ,учащиеся осуществляют контроль за правильностью решения по ответам. Учитель отвечает на вопросы учащихся, если это необходимо. Особое внимание ,уделяется во время самостоятельной работы, контролю за действиями слабых учащихся.  Затем работы собираются учителем для проверки. Результаты работы обсуждаются на следующем уроке.

Ответы:

№  задания

1 (а)

1 (б)

2

3

Вариант 1

1,5

0

0

3

Вариант 2

3,6

0

-10

-5

   Если учащиеся не успеют в классе решить задание части «С», разрешить закончить решение   дома.

VI   этап (  заключительный – 2  мин)

Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию

Учитель еще раз обращает внимание, на  теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся,  выставляет отметки.

Д/З ( слайд 7) : Задачник Алгебра и начала анализа 10 кл (базовый уровень),  Ш.А. Алимов и др: 

 

 № 337 (3,4), 340, 341  

Литература:

  1. Ш.А. Алимов. Алгебра и начала математического анализа 10 класс Учебник. Издательство М, «Просвещение», 2017;

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в двух частях. Часть 1. Задачник. Издательство «Мнемозина», 2010;

  1. А.Г.Мордкович.  Алгебра и начала анализа, 10-11. Пособие для учителей. Мнемозина, 2015.



Предварительный просмотр:

Пример 1. (1-ая пара)

Решите уравнение:   log 2  х(х + 2) = 3.
Р е ш е н и е.   По определению логарифма получаем:

х(х + 2) = 23;   х2 + 2х – 8 = 0;   х1 = -4,     х2 = 2.

Ответ:  -4; 2.

При решении этого примера мы пользовались только определением логарифма. Никаких преобразований, сулящих потерю равносильности, не было. Поэтому вовсе необязательно  в   решении приводить, например, такое обоснование:
«В соответствии с определением логарифма, произведение х(х + 2), стоящее в исходном уравнении под знаком логарифма, может принимать только положительные значения. В уравнении         х(х + 2)= 23 - это выражение положительно, так как 23 > О. Следовательно, эти уравнения равносильны, т.е. либо имеют одни и те же корни, либо оба не имеют корней».

Т.е., решение, предложенное выше абсолютно правильное.

Пример 2. (для 2-ой пары)

Решите уравнение:    log 2  х + log 2 + 2) = 3.
При решении уравнений, заменяя выражение log a m + log a n  выражением log a (m∙n) , можно получить посторонние корни.

Р е ш е н и е.  ( 1-ый способ)           По  свойству     log a m + log a n = log a (m∙n), получаем:

           log 2  х(х + 2) = 3;    х(х + 2) = 23;   х2 + 2х – 8 = 0;    х1 = -4,  х2 = 2.

Проверка:

  1. х = -4,  выражения  log 2  (-4) и  log 2 (-4 + 2) не определены, следовательно, число    (-4) посторонний корень;
  2. х = 2,  log 2 2 + log 2 (2 + 2) =1 + 2 = 3, значит, число  2 – корень исходного уравнения.

Ответ:  2. 

( 2-ой способ)           Данное уравнение равносильно системе:

   

Ответ:  2



Предварительный просмотр:

     Приложение 3                 СР № 1                                                    «Логарифмические  уравнения и неравенства»                                                            А-11        

Вариант  1

Вариант  2

№1   Найдите корень уравнения :

log 0,7 (2x+3) = log 0,73 + log0,72

log 1,1 (5x - 3) -  log 1,13 =  log1,1 5

№2  Решите уравнение

log 3 (3x - 5) = log 3 ( x – 3)

log 4  ( 2x – 3) -  log 4  (3x – 2) = 1

№3  Решите неравенство

log 3 (3x - 5)  log 3 ( x – 3)

log 0,4  ( 2x – 3) - log 0,4 (3x – 2)  1

№4  Найдите больший корень   уравнения :                       

                                

№4 Найдите меньший корень уравнения: :                                  

                                 

№5  (Часть С). Решите уравнение:

( log x+1 6 )∙log 36 (3x + 7) = 1

( log 3 - x 5 )∙log 25 (19 – 9x) = 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование нескольких приемов при решении логарифмических уравнений Алгебра и начала анализа, 1 курс СПО Учитель: Сахипгареева Нина Ивановна Коркинский филиал ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

Слайд 2

Свойства логарифмов 1 4 ) log a (m∙n) = log a |m| + log a |n| , где m∙n>0 2) log a m + log a n= log a (m∙n), где m > 0 и n > 0 3) log a m - log a n= log a (m/n), где m > 0 и n > 0 6) k log a m = 8) log a m k = k – нечетно 9 ) log a m k = k – четно 18) log a (m/n)= log a |m| - log a |n| , где m∙n>0 k log a |m| , где m≠ 0 k log a m , где m > 0 log a m k , где m > 0

Слайд 3

Пример 1 . (1-ая пара) log 2 х ( х + 2) = 3. х ( х + 2) = 2 3 х 2 + 2х – 8 = 0 х 1 = -4, х 2 = 2 Все преобразования равносильны ? значит полученные корни являются решениями исходного уравнения Ответ: -4; 2. ДА! > 0

Слайд 4

Пример 2 . (для 2-ой пары) log 2 х + log 2 ( х + 2) = 3. log 2 х ( х + 2) = 3 ( 1-ый способ) х ( х + 2) = 2 3 х 2 + 2х – 8 = 0 х 1 = -4, х 2 = 2 Все преобразования равносильны ? НЕТ!!!

Слайд 5

Проверка: х = -4, выражения log 2 (-4) и log 2 (-4 + 2) не определены, следовательно, число (-4) посторонний корень ; х = 2, log 2 2 + log 2 (2 + 2) =1 + 2 = 3, значит, число 2 – корень исходного уравнения. Ответ: 2.

Слайд 6

Пример 2 . (для 2-ой пары) log 2 х + log 2 ( х + 2) = 3. ( 2- ой способ) Ответ: 2

Слайд 7

Д/З: Задачник Алгебра и начала анализа. , Ш.А.Алимов и др : № 337 ( 3,4 ), 340 , 341

Слайд 8

Интернет-ресурсы http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/results.aspx?qu=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA&sc=20#48 http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/results.aspx?qu=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA&sc=20#96 Смайлики из презентации Ковальчук Л.И., С3, подготовка к ЕГЭ: http://www.it - n.ru/ communities.aspx?cat_n o=74086&d_no=65333&ext=Attachment.aspx?

Слайд 9

Используемая литература Ш.А. Алимов Алгебра и начала математического анализа. Учебник.Издательство « Просвещение », 2017; Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в двух частях . Часть 2. Задачник. Издательство «Мнемозина», 2010; А.Г.Мордкович . Алгебра и начала анализа, 10-11. Пособие для учителей. Мнемозина, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока "Решение уравнений третьей степени с помощью электронных таблиц Excel"

Решение уравнений третьей степени с помощью электронных  таблиц Excel...

конспект урока "Логарифмические уравнения"

Урок в 11 классе,  первый урок по теме Логарифмические уравнения...

Конспект урока"Логарифмические уравнения".

Конспект урока для учителя....

План-конспект урока "Квадратные уравнения"

Обобщающий урок алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

ПредметМатематикаКласс5Тема и номер урока в темеУравнения, 1Базовый учебникН.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  ...

План-конспект урока "Логарифмическая функция" с ЭОР для 10-11 классов

План-конспект урока по теме "Логарифмическая функция" с использование ЭОР. Для 10 -11 классов с использованием УМК А. Г. Мордкович и др.; под ред. А. Г. Мордковича....