Разработка урока по алгебре в 9 кл "Решение простейших иррациональных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
В разработке урока рассмотрены основные виды простейших иррациональных уравнений,представлены способы их решения.Повторяются определение и свойства корней n-й степени из натурального числа,корни четной и нечетной степени,решение показательных уравнений.В материале урока имеются тренировочные задания и упражнения для самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_a-9_reshenie_irrats._uravneniy.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока алгебры в 9 классе по теме
«Простейшие иррациональные уравнения»
учителя математики ГБОУ СОШ № 521 Рябчиковой Людмилы Ильиничны
Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление
Образовательная цель создать условия для осознания и осмысления
блока новой учебной информации
Развивающая цель развитие логического мышления, внимания,
памяти, кругозора
Воспитательная цель повышение интереса к решению уравнений,
формирование навыков самоконтроля
Ход урока
- Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы изучали тему: «Решение показательных уравнений». Сейчас на доске мы разберём наиболее сложные уравнения из домашнего задания. К доске вызываются два человека для решения этих уравнений.
Решение: Ответ: | Решение: Ответ: 1 |
- Подготовка к восприятию нового материала:
Пока вызванные к доске решают уравнения из домашнего задания, мы с вами вспомним тот материал, который будет необходим для восприятия новой темы.
- Вспомним определение арифметического корня n-й степени числа а.
- Определение: арифметическим корнем натуральной степени, где n из неотрицательного числа а называется неотрицательное число, n-я степень которого равна а.
Его можно записать равенством: , , где a,b.
Из определения арифметического корня следует равенство:
= при .
Когда с неотрицательным числом делают прямое и обратное действие сразу, оно не изменяется.
- Устно: Используя это определение, подберите корни для уравнений: 1) 2) 3)
- Устно: Найти значение выражения:
1) 2) 3)
- Вспомним формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности.
а) квадрат суммы
б) квадрат разности
в) раскрыть скобки:
- Новый материал:
- Мы научились решать линейные, квадратные, показательные уравнения. Сегодня познакомимся с ещё одним видом уравнений. Называются они иррациональные. Запишем тему урока «Иррациональные уравнения».
Определение: Иррациональными уравнениями называются уравнения, содержащие неизвестное под знаком корня.
Например: , и т.п.
Основная цель при решении иррациональных уравнений состоит в том, чтобы освободиться от знака корня n-й степени . Для этого с обеими частями уравнения нужно сделать обратное действие – возвести в n-ю степень, т.е. использовать равенство, вытекающее из определения арифметического корня: корень n-й степени из а в n-й степени равен а: =
- Замечание 1. Перед возведением в степень нужно по возможности «уединить» корень, т.е. оставить его с одной стороны уравнения, а все прочие слагаемые перенести в другую часть уравнения. Например:
- Необходимо различать уравнения с корнями чётной и нечётной степени.
- Правило. В нечётную степень обе части уравнения можно возводить сразу после «уединения» без ограничений. Это вытекает из определения корня нечётной степени.
Пример 1
Ответ:
- По определению арифметического корня чётной степени уравнение вида имеет корни при и не имеет корней при .
Пример 2
Ответ:
Пример 3
Ответ: нет корней
Рассмотрим уравнение чётной степени, если справа находится не число, а выражение с переменной.
Пример 4 (1)
Возведём обе части уравнения в квадрат:
(2)
Проверим, являются ли эти числа корнями уравнения (1). При подстановке увидим, что не является корнем уравнения (1).
Ответ:
В ходе решения уравнения (1) обе части уравнения были возведены в квадрат. Получилось уравнение (2).
Уравнение (1) имеет один корень , а уравнение (2) имеет два корня: .
При переходе от уравнения (1) к уравнению (2) появился посторонний корень. Это получилось потому, что при неверное равенство: при возведении в квадрат обеих частей этого уравнения превратилось в верное равенство: .
Таким образом, при возведении обеих частей уравнения в чётную степень могут получиться посторонние корни.
Замечание 2 При решении уравнений чётной степени полученные корни обязательно следует проверять подстановкой в данное уравнение.
Пример 5.
При подстановке этих корней в левую и правую часть уравнения получим, что корень посторонний.
Ответ:
Пример 6.
Проверка показывает, что этот корень посторонний.
Ответ: нет корней
Проверка корней представляет собой иногда трудоёмкий процесс, если корни большие или дробные, поэтому можно поступать по-другому: поскольку правая часть уравнения должна быть положительной, то на неё накладывается дополнительное условие (ДУ), т.е. в рассматриваемом примере 6 дополнительным условием будет выражение , т.е. . Полученный корень не удовлетворяет ДУ. Ответ – нет корней.
- Закрепление.
- Повторим ещё раз ход решения иррациональных уравнений:
- Уединяем корень.
- Определяем степень корня.
- Возводим в эту степень обе части уравнения.
- Решаем уравнение.
- Если в условии есть корень чётной степени, делаем проверку или записываем дополнительное условие.
- Выбираем корни, удовлетворяющие данному уравнению или дополнительному условию.
- Записываем ответ.
- Теперь решим несколько уравнений самостоятельно, своё решение можно проверить с помощью таблицы, в которой правильные ответы закодированы буквами. Если расположить буквы в том порядке, в котором они записаны в задании, то получится кодовое слово.
Вариант 1
| Вариант 2
|
- Сейчас мы рассмотрим иррациональные уравнения, которые можно решить, не производя никаких действий с ними, а лишь логически рассуждая:
Это равенство невозможно, т.к. при вычитании из меньшего выражения большего не может получиться положительное число.
Ответ: нет корней
Сумма двух неотрицательных выражений не может быть отрицательной.
Ответ: нет корней
Нетрудно догадаться, что корнем будет число 3.
- Домашнее задание.
Повторить ход решения иррациональных уравнений и решить уравнения из противоположного варианта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре в 9 классе "Системы уравнений с двумя переменными"
Предлагаю разработку обобщающего урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Системы уравнений с двумя переменными", на данном уроке систематизируются знания по теме "Системы уравнений"....
Разработка урока по алгебре в 10 классе "Решение уравнений с использованием производной".
Данный урок (2ч.) это подготовка к ЕГЭ. Рассматриваются некоторые виды уравнений и приемы их решений. Но для начала надо составить уравнение, предварительно взяв производную от функций.Урок состоит из...
Открытый урок по алгебре в 11 классе "Иррациональные уравнения"
Цели урока :обучающая - ввести понятие иррационального уравнения...
Разработка урока в 11 классе на тему " Иррациональные уравнения"
План конспект урока в 11 классе на тему " Иррациональные уравнения" ...
Разработка урока по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения "
Конспект урока + презентация по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения"...
Разработка урока в 10 классе на тему: "Иррациональные уравнения"
План урока + презентация по изучению способов решения иррациональных уравнений....
Урок по алгебре 11 класс " Решение иррациональных уравнений"
рассмотрены различные виды иррациональных уравнений и способы их решения...