Урок по алгебре 11 класс " Решение иррациональных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
рассмотрены различные виды иррациональных уравнений и способы их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok2.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по алгебре и началам анализа
в 11 классе
Тема: Решение иррациональных уравнений.
Цель: Обобщение и систематизация ЗУН учащихся по теме «Решение иррациональных уравнений». Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи:
- Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитание чувство товарищества, взаимовыручки.
Оборудование: проектор, сигнальные кружки 4 цветов для каждого ученика, карточки - задания для проверочной работы, лист оценки деятельности учащегося.
Структура урока: всего 45 мин.
- Орг.момент. Постановка цели урока. 2 мин
- Активизация знаний. Устная работа с тестами. 5 мин
- Фронтальная работа. Решение задач. 15 мин
- Физкультминутка . 2 мин
- Проверочная работа. 15 мин
- Подведение итогов. 2 мин
- Рефлексия. 3 мин
Ход урока:
- Орг.момент. Постановка цели урока.
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые учителя, приглашаю Вас на урок алгебры по теме “ Иррациональные уравнения”.
Эйнштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
Вот и мы займемся уравнениями, а точнее повторим тему «Решение иррациональных уравнений». А так как у нас урок повторения знаний, а цель каждого такого урока – это подготовка к ЕГЭ. Данная тема отражена в КИМах ЕГЭ. Поэтому девиз нашего урока «Готовимся к ЕГЭ». Обобщим знания по теме: “Иррациональные уравнения”. Повторим методы решения уравнений, алгоритмы решения этими методами.
2.Активизация знаний.
Для того ,чтобы приступить к уроку повторим теорию:
1) Какие уравнения называются иррациональными? ( Иррациональными называются уравнения, содержащие переменную под знаком радикала.)
2) Назовите основной способ решения иррациональных уравнений.
3)Для чего необходимо проводить проверку при решении уравнений.
3.Устная работа. Тест. ( слайд)
У каждого из вас на столах имеются сигнальные кружки 4 цветов. Они нам помогут в проведении теста на внимание.
№1 Решите уравнение:
1) 4; 2) 2; 3)16; 4) -2.
№2. Решите уравнение:
1) -21; 2)25; 3)16; 4)21.
№3. Решите уравнение:
1) -2; 8 2)-8; 2 3)-8 4)-2.
№4. Решите уравнение:
1) 1; -3,5 2)1; 3,5 3) -1 4) -1; -3,5
№5 Решите уравнение:
1) 2 2) нет корней 3) -2 4) -4
Ответы:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
1 | 4 | 2 | 4 | 2 |
4.Фронтальная работа. Решение задач. ( карточки желтого цвета)
Сейчас посмотрим, как эта тема отражена в КИМах ЕГЭ в уровнях В и С.
А) 2+ =3
Б)
В)
Г) - 1 = 3.
Предложите способ решения данных иррациональных уравнений:
Решение.
А) 2+ =3 ; ( метод замены переменной)
Введем замену =у, у0 , получим 2у2 +у=3,
Д= 1+4*2*3= 25, Д >0 . у1 = = 1; у2= = -3 ( не удовлетворяет условию). Вернемся к замене = 1, х-1=1, х=2 . Ответ: х=2
Б) ( метод разложение на множители.)
* (х2-49) =0. Произведение двух множителей равно 0, когда
х2-49=0; х= 7; х= 7 . Проверка
х+60 х -6 Ответ : х=7
В) ( метод возведения в степень)
х2+2х +10 = 4х2 -4х +1, 3х2 -6х – 9= 0 , х2 - 2х – 3= 0,
Д= 4 + 4*3=16, Д>0 , х 1= = 3, х2= = - 1
Проверка . х=3, то , 5 = 5 – истинно,
Х = -1, то , 3 = - 3- ложь
Ответ х=3
Г) - 1 = 3.
В левой части под знаком корня стоит формула. Преобразуем уравнение: - 1 = 3, | 4 – х | - 1 = 3.
ОДЗ: 2х – 10 0, х 5. Учитывая ОДЗ, имеем: х – 4 – 1 =3.
Решим полученное уравнение: х- 5 = 3, х2 -10х+25= 9(2х-10),
х2 -10х+25-18х+90=0, х2 -28х +115=0, Д = 784- 460=324,
х1 == 23, х 2 = = 5. Проверка :
Оба корня удовлетворяют ОДЗ. Ответ: 5; 23.
Вот такое задание , как задание Г) встречалось на экзаменах в части С прошлых лет
4. Физкультминутка.
Примем царственную позу, добиваясь хорошей осанки. Три раза вдохнём. Массажируем кончики пальцев каждой руки. Поставьте указательный палец на точку между бровями и массажируйте три раза.
5. Проверочная работа.
Решите уравнения
Вариант I | Вариант II | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
|
|
Ответы
Вариант I | Вариант II | |
1 | Х= 16 | Х= 49 |
2 | Нет решений | Нет решений |
3 | Х= - 3; х= 2 | Х=-4; х=1 |
4 | Х = 5 | Х = 10 |
5 | Х=17 | Х= 80 |
Дополнительно ( если останется время) ( см приложение)
6. Подведение итогов.
Задание на дом ( карточки зеленого цвета)
Решить уравнения.
Уровень I
1)
2) =х
3) =
=х-1
Уровень II
1)
2)
3)
4)
7.Рефлексия.
Работаем с сигнальными кружочками.
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
— Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
— Кто работал так, как первый человек? (Поднимают зелёные кружочки).
— Кто работал добросовестно? (Поднимают синие кружочки).
— Кто принимал участие в строительстве храма науки?
(Поднимают красные кружочки).
Ты над задачкою не плачь,
Когда ответы сверить можно.
В конце учебников надежных
Просты решения задач.
А жизнь длинна, полна сомнений ,
И только через много лет
Сумеет время дать ответ,
А верно ль было то решенье.
Спасибо за урок. Удачи вам на ЕГЭ.
Приложение Дополнительные задания. ( карточки розового цвета)
Вариант I | ||
Решите уравнения | ||
1) | ||
2) | ||
3) | ||
4) | ||
5) | ||
6) | ||
7) | ||
6 | ||
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе "Решение логарифмических уравнений - поиск ошибок"
Открытый урок в 11классе МАОУ СОШ №2 г. Усть – Лабинска Краснодарского края по теме «Решение логарифмических уравнений – поиск ошибок»учитель высшей квалификационной категории Ряшина Н.И....
Методическая разработка разноуровнего урока в 10 классе "Решение логарифмических уравнений"
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме:«Решение логарифмических уравнений»...
Конспект урока для 8 класса. "Решение квадратных уравнений по формуле".
Обобщающий урок по теме: " Решение квадратных уравнений по формуле".Цели урока:образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме, формирование умения решать квадратные уравн...
Урок-семинар по теме "Решение иррациональных уравнений"
обобщение знаний и способов решения иррациональных уравнений;знакомство с нестандартными методами решения иррациональных уравнений....
Открытый урок по алгебре - тема " Решение иррациональных уравнений" для 10 класса
Открытый урок по алгебре - тема " Решение иррациональных уравнений" для 10 класса...
Открытый урок на РМО План – конспект урока в 11 классе Решение показательных уравнений
Открытый урок на РМОПлан – конспект урока в 11 классеРешение показательных уравнений...
Гипертекстовый конспект урока алгебры в 11 классе "Решение иррациональных уравнений. Технология разноуровневого обучения"
Конспект урока представлен в виде гипертекстового документа, что делает эффективной навигацию по содержанию. В материале содержится подробное описание урока по технологии разноуровневого обучения. Дет...