Урок Квадратный трехчлен 9 класс
учебно-методический материал по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
9класс Разложение квадратного трехчлена на множители (2 часа)
У р о к 1.
Цели: Систематизировать знания, умения учащихся по применению формул разложения квадратного трехчлена на множители. Изучить теорему о разложении квадратного трехчлена на множители и формировать умение ее применять.
Задачи: 1. Закрепить понятие квадратного трехчлена и его корней; формировать умение находить корни квадратного трехчлена.
2. развивать умение и навыки решения уравнений объяснять, записывать решение по формуле, образное и логическое мышление.
3. воспитывать аккуратность, ответственность, умение работать самостоятельно, интерес к изучению математики.
Оборудование: учебник, доска, цветные мелки.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ. 1. Проверка отсутствующих и готовности класса к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока, запись на доске и в тетради
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Какие из чисел: 1; 2; 3; –3 – являются корнями трехчлена х2 + х – 6?
2. Сколько корней имеет квадратный трехчлен:
а) х2 – 7; г) 5х2 + 10;
б) 5х – 6х2; д) х2 + 2х – 7;
в) х2 + 2х + 1; е) х2 + 2х + 10?
3. Указать коэффициенты трехчлена 3у2 – 5у + 1
4. Как найти корни квадратного уравнения
5. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
6. Как найти дискриминант
7..Чему равен квадратный корень 144,196
8. Какие уравнения называются квадратными уравнениями.
9. В чем заключается сходство и различие между квадратным трехчленом и квадратным уравнением.
9. Разложите на множители квадратный трехчлен:
Отвечая на какой вопрос, у вас были трудности. Ответы учащихся (последнее задание надо было разложить на множители)
Отсюда вытекает тема урока
«Разложение квадратного трёхчлена на множители».
III. Объяснение нового материала.
Сначала необходимо актуализировать знания учащихся и создать у них мотивацию. Поэтому следует разобрать, как разложить на множители квадратный трехчлен методом группировки, рассмотрев несколько примеров:
а) х2 + 3х – 4 = х2 + 4х – х – 4 = х (х + 4) – (х + 4) = (х + 4) (х – 1);
б) –х2 + 3х + 10 = –(х2 – 3х – 10) = –(х2 – 5х + 2х – 10) = –(х (х – 5) ++ 2 (х – 5)) = – (х – 5) (х + 2) = (5 – х) (х + 2);
в) 2х2 + 6х + 4 = 2 (х2 + 3х + 2) = 2 (х2 + х + 2х + 2) = 2 (х (х + 1) + + 2 (х + 1)) = 2 (х + 1) (х + 2).
Выполнение этих заданий позволит учащимся повторить метод группировки разложения многочлена на множители, а также убедиться в том, что этот метод не является достаточно удобным в данной ситуации. Учитель сообщает, что существует теорема, позволяющая разложить на множители квадратный трехчлен более простым способом.
Далее следует разобрать теорему, после чего предложить учащимся применить ее к тем трехчленам, которые были разложены на множители методом группировки в начале урока. Учащиеся убеждаются, что результаты получаются одинаковые.
На доске записать формулу:
ax2 + bx + c = a (x – x1) (x – x2) | , |
которая сохраняется до конца урока.
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке учащиеся выполняют задания на непосредственное применение изученной теоремы. Использование теоремы для упрощения выражений лучше рассмотреть на следующем уроке.
Упражнения:
1. № 76, № 77 (а, б).
2. № 79 (а), № 80.
Физкультминутка:
1) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
2) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову.
1-5-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.
№ 82. Учащиеся могут подобрать такой трехчлен с конкретными коэффициентами и разложить его на множители. Н ап ри м е р: х2 + 3х + 2 =
= (х + 1) (х + 2). Однако доказательство факта, данного в задаче, необходимо провести в общем виде.
Пусть а = п, b = 2п, с = 3п. Тогда получим квадратный трехчлен пх2 +
+ 2пх + 3п. Его дискриминант равен –8п2, то есть трехчлен такого вида корней не имеет, значит, не удовлетворяет условию задачи. Замечаем, что дискриминант будет отрицательным в тех трехчленах, в которых а = 3п или с = 3п.
Условию будут удовлетворять только два трехчлена:
пх2 + 3пх + 2п и 2пх2 + 3пх + п. Разложим их на множители:
пх2 + 3пх + 2п = 0;
D = 9п2 – 8п2 = п2;
х1 = ; ;
пх2 + 3пх + 2п = п (х + 1) (х + 2);
2пх2 + 3пх + п = 0;
D = 9п2 – 8п2 = п2;
х1 = ; ;
2пх2 + 3пх + п = 2п (х + 1) = п (2х + 1) (х + 1).
Подставляя конкретные значения п, можно получить бесконечно много квадратных трехчленов указанного вида: х2 + 3х + 2, 2х2 + 3х + 1, 2х2 + 6х + 4, 4х2 + 6х + 2 и т. п.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что такое квадратный трехчлен?
– Как найти корни квадратного трехчлена?
– Сформулируйте теорему о разложении квадратного трехчлена на множители.
– Любой ли квадратный трехчлен можно разложить на множители? От чего это зависит?
Рефлексия:
1) Что вызывало у вас затруднения в начале урока и что стало понятно в течение урока?
2) Какие моменты урока особенно понравились? Когда вам было неуютно? Почему?
-Общая характеристика знаний учащихся, определение положительных и отрицательных моментов.
-Сообщение оценок учащимся
Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по технологии одноуровнего цикла по теме: "Квадратный трехчлен и его корни" ( 9 класс)
Технология учебных циклов мною применяется очень широко в старших классах. Разработка данного урока позволить учителю познакомиться с этой технологией, а ученикам оценить себя....
Презентация "Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители" 8 класс
Данная работа может быть использована при объяснении нового материала в 8 классе или в 9 классе как повторительный материал при подготовке к ГИА. В работе есть как теоретический, так и практичес...
Урок обобщения "Функции. Квадратный трехчлен. Уравнения и неравенства второй степени." Презентация. 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний в 9 классе по теме: "Функции. Квадратный трехчлен. Уравнения и неравенства второй степени". Урок-лабиринт с использованием ИКТ....
Квадратный трехчлен и его свойства. Решение квадратных и рациональных уравнений.
Данная методическая разработка дает представление об идеях и методах решения основных классов задач....
Открытый урок алгебры в 8 классе по теме: «Квадратный трехчлен»
Предмет математики настделать его немного занимательным. сколько серьезен, что полезно не упускать случаев Б.Паскаль...
Презентация к уроку "Квадратный трехчлен"
Презентация к уроку "Квадратный трехчлен"...
Презентация к уроку "Квадратный трехчлен"
Презентация к уроку "Квадратный трехчлен"...