методическая разработка. Открытый урок по теме "Равносильные уравнения"
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Скляренко Елена Владимировна

методическая разработка состит из двух файлом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ravnosilnye_uravneniya.doc308.5 КБ
Office presentation icon ravnosilnye_uravneniya.ppt137.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО Санкт- Петербургский Морской Технический Колледж имени адмирала Д.Н.Сенявина

Открытый урок по теме: «Равносильные уравнения».

 

Предмет: математика

Преподаватель: Скляренко Е.В.

Урок проводиться на 1 курсе

По специальности « Эксплуатация

судового энергетического оборудования»

Санкт – Петербург

2019 год

Цели урока:

Образовательная: выявить на множестве уравнений отношение равносильности, «открыть» теоремы о равносильности уравнений.

Развивающая: развитие самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков правильной речи школьников.

Воспитательная: положительный интерес к изучению математики, самостоятельности, инициативности учащихся на уроке.

Структура урока.

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Повторение изученного материала и постановка целей

4. Изучение нового материалы

5. Закрепление

6. Домашнее задание

7. Рефлексия

Оборудование и материалы: магнитная доска, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Тип урока: изучение   нового материала, систематизация знаний и умений учащихся.

Время

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2 минуты

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Сообщает тему урока «Равносильные уравнения»

Приветствуют учителя. Садятся на места.

Записывают в тетрадь Слайд 1

5 минут

Актуализация знаний

1)Что называется уравнением?

2)Что такое корень уравнение?

3) Что значит решить уравнение?

4)Что называют ОДЗ уравнения?

1)Уравнение – это аналитическая запись задачи нахождения значений аргументов, при которых значения одной функции р

2)Корень уравнения – это число, при подстановке которого  в уравнение получается верное числовое равенство. равны значениям другой функции

3) Решить уравнение – найти все его корни или установить, что их нет

4) Множество всех чисел, при которых имеют одновременно смысл функции, стоящие в левой и правой частях уравнения

Слайд 2

10 минут

Повторение изученного материала и постановка цели урока

Найдите ОДЗ следующих уравнений.

        1) ,

        2) ,

        3) ,

        4) ,

        5)

        6) .

На доске записано решение уравнения

Что представляет собой процесс решения уравнения?

Верно, т.е. происходит последовательность упрощений от уравнения  к  уравнению  и т.д. к . Проследим, что происходит с корнями уравнения на каждом этапе преобразований. В представленном решении получены два корня уравнения . Проверьте, являются ли числа  они и числа  и  корнями исходного уравнения .

Можно сделать вывод: Значит, в процессе решения эти корни были потеряны. В целом же выполненные преобразования привели к потере двух корней  и приобретению постороннего корня .

Как можно избавиться от посторонних корней?

Допустима ли потеря корней? Почему?

Как же избежать потери корней?

чтобы процесс решения уравнения приводил к верным результатам, что важно знать при выполнении преобразований над уравнениями?

Как бы вы сформулировали цель предстоящей деятельности на сегодняшнем уроке?

1)

2)

3)

4)

5) x>-5

6)

Слайд 3

Выполнение преобразований, приводящих данное уравнение к уравнению более простого вида, т.е. такого уравнения, нахождение корней которого не представляется трудным

Слайд 4

Числа ,  и  являются корнями исходного уравнения, а  - нет

        

Сделать проверку

Нет, т.к. решить уравнение – это найти все его корни

Наверное, при решении уравнения не выполнять преобразования, которые ведут к потере корней

знать, какие преобразования над уравнениями сохраняют корни, какие приводят к потере корней или приобретению посторонних корней. Знать, какими преобразованиями их можно заменить, чтобы потери  или приобретения корней не было

Выявить преобразования над уравнениями, которые сохраняют корни,  приводят к потере корней или приобретению посторонних корней. Знать, какими преобразованиями их можно заменить, чтобы потери  или приобретения корней не было

Слайд 5

20 минут

Изучение нового материала

Обратимся снова к уравнению, записанному на доске. Проследим, на каком этапе и в результате каких преобразований, были потеряны два корня и появился посторонний.

Назовите  уравнения, имеющие один и тоже набор (множество) корней.

Такие уравнения называются равносильными. Попытайтесь сформулировать определение равносильных уравнений.

Запишем определение.

Определение 1. Уравнения  и  называются равносильными, если множества их корней совпадают.

что уравнения не имеющие коней, также являются равносильными.

Слайд 6

Запишем операции, которые сохраняют равносильность.

 Раскрытие скобок; перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, изменяя знак на противоположный; прибавление к обеим частям уравнения выражения, содержащее неизвестную

Слайд 7

Какое еще свойство уравнения вы знаете?

Сравните множество корней уравнений  и

при переходе одного уравнения к другому множество корней хотя и расширилось, но потери корней не произошло. В этом случае уравнение  называют следствием уравнения .

Запишем определение.

Определение 2. Уравнение  называют следствием уравнения , если каждый корень уравнения   является корнем уравнения .

Слайд 8

В результате какого преобразования получили уравнение  из уравнения ?

это преобразование может приводить к появлению посторонних корней, т.е. исходное уравнение преобразуется в уравнение-следствие.

Являются ли уравнения каждой группы (а, б) равносильными? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение группы заменено вторым.

а)    

б) 

Слайд 9

Обратимся к уравнениям группы а), являются ли эти уравнения равносильными?

В результате какого преобразования из  получили ?

Изменилась ли ОДЗ уравнения при этом преобразовании?

Рассмотрим группу уравнений б). Равносильны ли эти уравнения?

В результате какого преобразования из  получили ?

Что произошло с ОДЗ уравнения?

Запишем теорему подтверждающую наши выводы.

Теорема 1.                        ,        

а)  ОДЗ  не изменяется        

б)  ОДЗ   расширяется

     

   

Слайд 10

Равносильны ли следующие уравнения? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение  заменено вторым уравнением, третьим уравнением.

Слайд 11

Какие из предложенных уравнений равносильны?

Какие преобразования выполнялись, чтобы от уравнения  перейти к уравнению , ?

Сравните область определения функции  в уравнении  с ОДЗ уравнения .

Какое уравнение получили в результате прибавления к обеим частям уравнения  функции ?

Что произошло с ОДЗ уравнения  по сравнению с ОДЗ уравнения ?

Что же получили в этом случае? Будет ли уравнение  равносильно уравнению  или  - уравнение-следствие для уравнения ?

Можно сделать вывод.

Теорема 2. ,  - определена

на ОДЗ уравнения

                                             

Слайд 12

Равносильны ли следующие уравнения? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение  заменено вторым уравнением, третьим уравнением.

Слайд 13

Какие из уравнений в задании 3 равносильны?

В результате какого преобразования из уравнения  получены уравнения , ?

Какому же условию должна удовлетворять функция , чтобы умножив обе части уравнения  на , было бы получено уравнение равносильное ?

Выполняли ли прежде над уравнениями такое преобразование?

Значит, условие, налагаемое на функцию   необходимо дополнить.

Запишем теорему 3.

Теорема 3.                                    

                        - определена на всей ОДЗ  

                        для любого  из ОДЗ

Слайд 14

Уравнения , ,, и ,

Уравнения, имеющие одно и тоже множество корней, называются равносильными

Обе части уравнения можно умножать на одно и тоже число, отличное от нуля

Корень уравнения  является корнем уравнения

Возведение в квадрат обеих частей уравнения

Да,  и   равносильны

Использовали тождество

Нет

Нет, уравнение  - следствие уравнения

Заменили левую часть уравнения тождественно равным ему выражением

ОДЗ расширилась

Только уравнения  и ).

К обеим частям уравнения  в первом случае прибавили , во втором случае прибавили

Функция  определена на ОДЗ уравнения

Получим уравнение равносильное

Она сузилась из-за функции  

Нет, не то и ни другое

Уравнения  и

Обе части уравнения  умножили на  и получили уравнение . Чтобы получить уравнение , обе части уравнения  умножили на  ).

Функция  должна быть определена на всей ОДЗ уравнения

Выполняли, обе части уравнения умножали на число, отличное от нуля

Функция  не должна обращаться в ноль ни при одном  из ОДЗ уравнения

5 минут

Закрепление

Решить уравнения

,

Слайд 15

2 минуты

Домашнее задание

  1. знать определения равносильных уравнений, уравнения-следствия;
  2. знать формулировки теорем 1-4;
  3. провести по аналогии с доказательством теоремы 3 доказательство теорем 1 и 2;

          4) №№ 139(4,6), 141(2) – выяснить, являются ли уравнения равносильными;

Слайд 16

Записывают в дневник

1 минута

Рефлексия

Подводит итоги, оценивает учащихся.

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Равносильные уравнения

Слайд 2

1)Что называется уравнением? 2)Что такое корень уравнение? 3) Что значит решить уравнение? 4)Что называют ОДЗ уравнения?

Слайд 3

Найдите ОДЗ следующих уравнений. 1) , 2) , 3) , 4) , 5) 6) .

Слайд 5

Цель урока Выявить преобразования над уравнениями, которые сохраняют корни, приводят к потере корней или приобретению посторонних корней. Знать, какими преобразованиями их можно заменить, чтобы потери или приобретения корней не было

Слайд 6

Определение Уравнения и называются равносильными, если множества их корней совпадают.

Слайд 7

Сохраняют равносильность Раскрытие скобок; перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, изменяя знак на противоположный; прибавление к обеим частям уравнения выражения, содержащее неизвестную

Слайд 8

Определение равносильного уравнения Уравнение называют следствием уравнения , если каждый корень уравнения является корнем уравнения

Слайд 9

Задание 1 а) б)

Слайд 10

Теорема 1 Теорема 1. а) ОДЗ не изменяется б) ОДЗ расширяется

Слайд 11

Задание 2

Слайд 12

Теорема 2 - определена на ОДЗ уравнения

Слайд 13

Задание 3

Слайд 14

Теорема 3 - определена на всей ОДЗ для любого и ОДЗ

Слайд 15

Решить уравнение

Слайд 16

Домашнее задание знать определения равносильных уравнений, уравнения-следствия; знать формулировки теорем 1-4; провести по аналогии с доказательством теоремы 3 доказательство теорем 1 и 2; №№ 139(4,6), 141(2) – выяснить, являются ли уравнения равносильными

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Квадратные уравнения"

Разработка обобщающего урока по теме "Квадратные уравнения" - 8 класс , решение квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к квадратным....

Методическая разработка открытого урока по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений", 2016 год

Методическая разработка прошла апробацию при проведении открытого урока в группе СЭМ 16-1 (Специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики)...

Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни»

Методическая разработка открытого урока по теме  «Целое уравнение и его корни»    Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах...

Методическая разработка открытого урока по теме "Решение показательных уравнений"

Представленный  урок проводился на первом курсе колледжа. Подходит для всех специальностей...

Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"

Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"...

Методическая разработка открытого урока "Простейшие тригонометрические уравнения"

Урок разработан для студентов СПО специальности "Сетевое и системное администрирование"...