Методическая разработка открытого урока по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений", 2016 год
методическая разработка
Методическая разработка прошла апробацию при проведении открытого урока в группе СЭМ 16-1 (Специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Тюменской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменской области
«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
Методическая разработка
учебного занятия теоретического обучения
по ОУД.03 Математика: алгебра,
начала математического анализа, геометрия
Тема: «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Разработчик: Р.Г. Валишина
преподаватель высшей квалификационной категории
2016 г
Технологическая карта аудиторного занятия
Дата проведения
« 18 » ноября 2016 г
Преподаватель: Валишина Разалия Габтелазатовна
Специальность: 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Группа: СЭМ 16 -1
Урок №
Тема занятия: «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Тип урока: комбинированный урок
Цель занятия: совершенствование знаний и умений обучающихся в решении простейших тригонометрических уравнений.
Задачи занятия:
образовательная: обеспечить на уроке повторение, закрепление, проверку усвоения обучающимися решения простейших тригонометрических уравнений; продолжить формирование умений самостоятельно применять всю совокупность этих знаний в вариантных ситуациях по образцу и нестандартных.
развивающая: развивать вычислительные навыки, творческое мышление, оригинальность мышления; развивать умения критически анализировать ситуации, навыки самоконтроля; создавать для учащихся ситуации критической самооценки.
воспитательная: воспитывать у обучающихся ответственность за результаты учения, уверенность в своих силах; воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету через связь этой темы с жизнью.
Студент должен
Знать: основные формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
Уметь: решать простейшие тригонометрические уравнения.
Результаты обучения / форма представления результата
Результаты обучения | Показатель обучения |
личностные | |
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; | Знакомство с историей развития тригонометрии, Показать применение тригонометрических функций в различных областях науки и техники, в искусстве. |
метапредметные | |
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | формирование умений самостоятельно применять совокупность знаний тригонометрии в вариантных ситуациях по образцу и нестандартных учиться анализировать ситуации, применять к ним соответствующие методы решения, учиться делать выводы, контролировать ситуации. |
предметные | |
−− сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий. | Формулирование основных понятий, использование терминологии, объяснение своих действий. |
Формируемые компетенции:
Код компетенции | Формируемые компетенции | Показатель оценки результата |
ОК1 | Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Наблюдение за выполнением учебных заданий; |
ОК2 | Организовывает собственную деятельность, определяет методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество. | Наблюдение в ходе организации самоконтроля при выполнении учебныз заданий; |
ОК 3 | Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несёт за них ответственность. | Наблюдение применения методов решения в ходе выполнения практической работы. |
ОК 4 | Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Использование различных источников информации для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, преподавателем | Наблюдение за применение спосоов бесконфликтного общения и самрегуляции в процессе организации устного опроса |
План занятия
№ этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный Момент 2мин | Подготовка студентов к работе на занятии. | Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм |
2.Мотивация и целеполагание 2мин | Мотивация студентана изучение материала | Понимание темы и поставленной цели учебного занятия. |
3.Устная работа. 7 мин | Проверка различными методами объема и качества усвоения материала обучающимися. Постановка вопросов требующих активной мыслительной деятельности учащихся; | Готовность студентов к активной учебно-познавательной на основе опорных знаний Активные действия обучающихся, понимание основных понятий темы. |
4. Проведение проверочных упражнений «Блиц-турнир» 5+3=8 мин | Проверка глубины понимания учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. | Активная и продуктивная деятельность студентов по повторению изученного материала. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. |
5.Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Упражнения на их освоение. 10 мин | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. Проверка образа мышления отвечающих. | Активные действия обучающихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в умениях и навыках. Понимание основных понятий темы.. |
6. Упражнения на закрепление. Групповая работа с последующей защитой. 15 мин | Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции. Проверка учебных навыков и умений. | Активные действия обучающихся с объектом изучения. Умение примен-я формул, умения производить вычисления, воспроизведение учебного материала на слух. |
7. Сообщение «Тригонометрия в жизни человека» 5 мин | Оценивает грамотность выступления обучающегося. | Выступление обучающегося с сообщением и презентацией. |
8. Итог урока. 3 мин | Выставление оценок. Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Подсчитывают баллы. Открытость студентов в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
9. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения. |
Ход занятия
«Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания
надо поглощать их с аппетитом».
Анатоль Франс
французский писатель
(1844-1924)
Ход урока
- Организационный момент
II. Мотивация и целеполагание
Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
Сегодня у нас второй урок по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений». Повторяем и обобщаем изученные виды тригонометрических уравнений и знакомимся с новыми видами уравнений и приемами их решения.
Перед вами задача - показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
III. Устная работа.
1) Игра «Математический футбол» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Цель игры: контроль знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.
Игра проводится следующим образом: преподаватель называет номер вопроса и имя обучающегося, которому адресован вопрос. Если обучающийся отвечает на вопрос правильно, то он называет номер следующего вопроса и имя нового отвечающего. Если обучающийся затрудняется при ответе на вопрос, то он может передать его другому, назвав его имя и сказав «пас».
Итак, мы повторили с вами внутренние закономерности и связи тригонометрических понятий. А теперь проверим вашу технику по вычислению обратных тригонометрических функций.
2) Игра «Математическое домино» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Цель игры: контроль знаний и приведение в систему знаний по вычислению обратных тригонометрических функций.
Домино – настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек ("костей", "камней"), соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков.
Мы будем выстраивать цепь, чтобы в половинках соприкасались значения обратных тригонометрических функций.
IV. БЛИЦ-ТУРНИР, с последующей самопроверкой.
производится с помощью компьютера (5 мин)
Проводится блиц-турнир, контролирующий выполнение решений простейших тригонометрических уравнений и позволяющая вспомнить основной материал
Арккосинусом числа а называется такое число из отрезка [__;__], __________ которого равен ____. Решить уравнения: 1) cos x =, x= 2) sin x=, x= 3) cos x= 2,4, x= 4) sin x= , x= 5) tg x = , x= 6)sin x =0,4, x= 7) tg x = 2 , x= | Арккосинусом числа а называется такое число из отрезка [0; косинус которого равен а. Решить уравнения: 1) cos x =, x=+ 2) sin x=, x= 3) cos x= 2,4, решений нет 4) sin x=, x= 5) tg x = , x= 6) sin x =0,4, x= 7) tg x = 2 , x=arctg 2 + |
Проверка работы осуществляется с помощью готовых ответов на доске (взаимопроверка, выставление баллов в оценочном листе).
V. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Упражнения на их освоение.
cos t = a.
t = ± arсcos a + 2n, n Z |
Решить уравнения:
1. соs 3x =
2. sin
3. соs ( x
4. tg ( x)
5. sin( x+ )
VI. Упражнения на закрепление. Групповая работа с последующей защитой.
Решить тригонометрические уравнения: 1) sin 4x; 2) сtg 3) tg 2x; 5) соs(x ; |
VII. Сообщение «Тригонометрия в жизни человека».
Вы знаете кто является основателем современной тригонометрии?
Многие понятия и факты из тригонометрии были известны 2 000 лет назад. А вот современный вид тригонометрии придал крупнейший математик 18 столетия Леонард Эйлер(1707-1783). Швейцарец по происхождению, долгие годы работал в России и являлся членом Петербургской Академии наук. Он ввёл современные определения тригонометрических функций.
VIII. Итоги урока:
- Назовите формулу корней уравнения cos x=a.
- Перечислите формулы для частных случаев (соs).
«3» - 12-15 баллов,
«4» - 16-18 баллов,
«5» - 19-25 баллов
Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
момент наиболее интересен на уроке?
Где вам пришлось больше всего сконцентрироваться на уроке?
IX. Домашнее задание: Выполнение СР №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Математический футбол»
1. Что называется уравнением?
2. Что такое корень уравнения?
3. Что значит решить уравнение?
4. При каком значении a уравнение sint=a имеет решение?
5. Какой формулой выражается решение уравнения tg t=a?
6. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения cos t=a?
7. В каком промежутке находится arccos a?
8. Назовите формулу решения уравнения sin t=a?
9. Каким будет решение уравнения cos t=1?
10. Чему равняется arcsin(-а)?
11. Каким будет решение уравнения sin t=-1?
12. Назовите формулу решения уравнения cos t=a?+
13. Каким будет решение уравнения = 0?
14. Каким будет решение уравнения sin t = 0?
15. Какой формулой выражается решение уравнения ctg t = а?
16. Чему равняется arccos(-a)?
17. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения sin t=a?
18. При каком значении a уравнение tg t =a имеет решение?
19. Каким будет решение уравнения sin t =1?
20. Чему равняется arctg(-a)?
21. Каким будет решение уравнения cos t =-1?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
arccos(-1) | arcsin1 | ||
arctg | arccos | ||
0 | arcsin | arcsin | |
arccos 1 | arctg | ||
аrccos( | аrcctg (1) |
arcsin | arcctg | ||
arccos | arccos | ||
arcsin | arccos) | ||
аrcsin 0 | |||
arcsin) | 0 | arccos) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Групповая работа (с последующей защитой) Решить тригонометрические уравнения: 1) sin 4x; 2) сtg 3) tg 2x; 4) соs(x ; |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Оценочный лист _________________________________________
«Математический футбол» | Домино | Блиц-турнир | Новый материал | Работа в группе | Истор справка | Итого |
1вопрос-1балл | 1вопрос-1балл | 1вопрос-1балл | 1-2 балла | 1задание -1 балл | 2-3 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока математики по теме: "Уравнения" 5 класс
план конспект открытого урока математики 5 класс по теме : "Уравнения" + презентация...
Методическая разработка открытого урока "Квадратные уравнения"
Разработка обобщающего урока по теме "Квадратные уравнения" - 8 класс , решение квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к квадратным....
Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни»
Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни» Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах...
методическая разработка. Открытый урок по теме "Равносильные уравнения"
методическая разработка состит из двух файлом...
Методическая разработка открытого урока по теме "Решение показательных уравнений"
Представленный урок проводился на первом курсе колледжа. Подходит для всех специальностей...
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"...
Методическая разработка открытого урока "Простейшие тригонометрические уравнения"
Урок разработан для студентов СПО специальности "Сетевое и системное администрирование"...