В мире закономерных случайностей
методическая разработка по алгебре (7 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса составлена на основе пособий для общеобразовательных учебных организаций:
«Вероятность и статистика», 5-9 классы. Авторы Е.А.Бунимович, В.А.Булычев. М: «Дрофа», 2012г.
«События. Вероятности. Статистическая обработка данных», 7-9 классы. Авторы А.Г.Мордкович, П.В.Семенов.
М: «Мнемозина», 2003г.
Курс рассчитан на один учебный год в объеме 34 часов.
Универсальность вероятностно – статистических законов является основой описания научной картины мира. Весь комплекс естественно – научных, социально–экономических наук развивается на вероятностно– статистической базе.
Ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни. Вопросы, связанные с проблемой выбора наилучшего из предложенных вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальной жизни, становятся сферой реальных интересов всестороннего развития личности.
Не смотря на то, что с 2003-2004 учебного года элементы теории вероятностей включены в государственный образовательный стандарт школьного образования, наблюдается дефицит ключевых и предметных компетенций учащихся в области теории вероятностей.
В данном учебном курсе рассматриваются теоретические вопросы и практические задания, методически и психологически соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Задания подобраны таким образом, чтобы на оптимальном уровне сформировать у учащихся основные комбинаторные и вероятностные представления об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая учебная программа спецкурса | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
МОУ "Гуманитарно-педагогический лицей"
Рабочая программа
спецкурса по математике
«В мире закономерных случайностей»
7 класс
Основное общее образование
Срок реализации - в течение учебного года
Составитель: Данилова Лариса Леонидовна
Ухта, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса составлена на основе пособий для общеобразовательных учебных организаций:
«Вероятность и статистика», 5-9 классы. Авторы Е.А.Бунимович, В.А.Булычев. М: «Дрофа», 2012г.
«События. Вероятности. Статистическая обработка данных», 7-9 классы. Авторы А.Г.Мордкович, П.В.Семенов.
М: «Мнемозина», 2003г.
Курс рассчитан на один учебный год в объеме 34 часов.
Универсальность вероятностно – статистических законов является основой описания научной картины мира. Весь комплекс естественно – научных, социально–экономических наук развивается на вероятностно– статистической базе.
Ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни. Вопросы, связанные с проблемой выбора наилучшего из предложенных вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальной жизни, становятся сферой реальных интересов всестороннего развития личности.
Не смотря на то, что с 2003-2004 учебного года элементы теории вероятностей включены в государственный образовательный стандарт школьного образования, наблюдается дефицит ключевых и предметных компетенций учащихся в области теории вероятностей.
В данном учебном курсе рассматриваются теоретические вопросы и практические задания, методически и психологически соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Задания подобраны таким образом, чтобы на оптимальном уровне сформировать у учащихся основные комбинаторные и вероятностные представления об окружающем мире.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Ознакомление учащихся с элементами теории вероятностей и математической статистики; формирование вероятностного мышления.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- развить познавательный интерес учащихся к практическому применению математического аппарата в повседневной жизни;
- оказать помощь учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения в старших классах, а также в выборе направления обучения в вузе и, возможно, области профессиональной деятельности.
Формы организации обучения:
Групповая, индивидуализированная, фронтальная.
Методы обучения:
Репродуктивный, исследовательский, проблемный.
Используемые технологии:
Технология критического мышления, элементы Дальтон-технологии, ИКТ- технология, элементы кейс-технологии, технология проблемного обучения, исследовательская технология, игровая технология.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела темы занятий | Кол-во часов | Виды деятельности, формы и методы | Формы контроля |
1 | Комбинаторика | |||
1.1 | Вероятность и комбинаторика. Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения. Дерево вариантов. Перестановки. Размещения. | 8 | Изучение нового материала. Эвристическая беседа. Проведение экспериментов. Анализ ситуаций и игровое моделирование. | Практикум. Анализ полученных результатов. |
1.2 | Выбор нескольких элементов. Сочетания. | 4 | Изучение нового материала. Творческие задания. Практикум. | |
2. | Случайные события | |||
2.1 | Случайные события. Сравнение шансов. Как сравнивать события? | 4 | Изучение нового материала. Тренировочные упражнения. Творческие задания. Практикум | Практикум. Анализ полученных результатов |
3 | Эксперименты со случаем | |||
3.1 | Эксперименты со случаем. Частота абсолютная и относительная. | 2 | Изучение нового материала. Проведение экспериментов. Анализ ситуаций и игровое моделирование | Защита мини-проектов учащихся |
3.2 | Куда стремятся частоты? Статистическое определение вероятности | 2 | Исследовательская деятельность учащихся | |
4 | Вероятность и пространство | |||
4.1 | Классическое определение вероятности | 4 | Изучение нового материала. Анализ ситуаций и игровое моделирование | Практикум. Анализ полученных результатов |
4.2 | Геометрическое определение вероятности | 4 | Изучение нового материала. Анализ ситуаций и игровое моделирование | Практикум. Анализ полученных результатов |
5 | Элементы математической статистики | |||
5.1 | Статистическое оценивание и прогноз | 4 | Изучение нового материала. Творческие задания. Исследовательская деятельность учащихся | Практикум. Анализ полученных результатов |
7 | Зачетная работа | 2 | конференция | Защита мини-проектов учащихся |
итог | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Комбинаторика (4ч)
Определение вида комбинаторных задач. Использование комбинаторики для решения практических задач, составление «Дерева» вероятностных событий. Изучение алгоритмов для решения задач. Формирование математических понятий: факториал, перестановки, сочетания, размещения.
Результат обучения:
- знание формул комбинаторики;
-умение использовать формулы для решения задач.
Тема 2. Случайные события (4ч)
Случайные события. Достоверные события. Невозможные события. Элементарные события. Противоположные события. Диаграммы Эйлера. Несовместные события.
Результат обучения:
-формирование представления об элементарном событии, равновозможных, благоприятствующих, противоположных, несовместных и независимых событиях;
- умение проводить эксперименты, использовать диаграммы Эйлера для графической иллюстрации взаимосвязей между различными событиями;
- умение изображать события на вероятностной шкале.
Тема 3. Эксперименты со случаем. Частота и абсолютная и относительная (4ч)
Применение математического аппарата в исследовании экспериментов, исходы которых непредсказуемы.
Результат обучения:
- знание определения частоты абсолютной и частоты относительной;
- умение применять формулы для решения практических задач;
- формирование понятия статистического определения вероятности.
Тема 4. Вероятность и пространство (4ч)
Классическое определение вероятности. Вероятностное пространство. Геометрическое определение вероятности.
Результат обучения:
- умение применять формулы для решения практических задач
Тема 5. Элементы математической статистики (4ч)
Статистическое оценивание и прогноз.
Результат обучения:
- умение оценивать частоту по известной вероятности, предсказывать наиболее вероятный исход данного опыта, проверять статистические гипотезы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список литературы
- Бунимович Е.А.,Булычев В.А. Пособие для общеобразовательных учебных заведений
«Вероятность и статистика», 5-9 классы. М: «Дрофа», 2012 -160 с.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Учебник по алгебре для 7‐9 классов
«Элементы статистики и теории вероятностей». 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005 -78с.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. Дополнительные параграфы к курсу алгебры для 7-9 классов
«События. Вероятности. Статистическая обработка данных», 7-9 классы. 5-е изд.-М: «Мнемозина», 2008-112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "В мире закономерных случайностей"
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и...
Лого миры программирование случайных чисел
Открытый урок для 6 класса по теме "Программирование. Случайные числа" .Используется система Linux 5 Школьный мастер, программа kTurtle. Урок предусматривает практику на компьютерах....
Элективный курс по математике. 10 кл. "В мире закономерных случайностей"
В данной работе представлен материал элективного курса для учащихся 10 класса по математике. Материал содержит следующие главы: 1) Наглядное представление информации; 2) Описательная статистика; 3) Ко...
игра «Всё в нашем мире не случайно»
Формирование интереса к физике; развитие внимания, сообразительности, находчивости; воспитание стремления к постоянному совершенствованию своих знаний; развитие культуры общения и культуры ответа на в...
В мире закономерных случайностей.
Программа элективного курса "В мире закономерных случайностей" для 10 класса....
Программа Элективного курса " В мире закономерных случайностей"
Предлагаемый элективный курс "В мире закономерных случайностей» предназначен для реализации в старших классах средней общеобразовательной школы....
Рабочая программа элективного курса для 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей
Рабочая программа элективного курсадля 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей...