В мире закономерных случайностей.
элективный курс по алгебре (10 класс) на тему
Программа элективного курса "В мире закономерных случайностей" для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_zakonomernyh_sluchaynostey_10_klass.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждена
приказом директора
МКОУ СОШ №4
от « » сентября 2015г. №
________________
М.В.Кравцова
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «В МИРЕ ЗАКОНОМЕРНЫХ СЛУЧАЙНОСТЕЙ» ДЛЯ 10-Х КЛАССОВ
Автор- составитель:
В.Н.Студенецкая
Л.С.Козлова и др.
Учитель-пользователь:
Маринкевич Наталья
Владимировна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании авторской программы Студенецкой В.Н. элективный курс « В мире закономерных случайностей» , учебного плана МКОУ СОШ № С. Малые Ягуры, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Элективные курсы представляют собой новейший механизм дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Их введение позволит учащимся определить свою программу обучения и получить образование с углублением в любую область знаний (выбранную самим учеником).
Данный элективный курс связан с основным курсом математики. Развивает систему ранее приобретенных программных знаний, углубляет и расширяет курс математики основной школы. Материал, связанный с решением заданий по статистике и теории вероятностей. Решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся. В данном элективном курсе рассматриваются задачи на определение возможных и невозможных событий. Целесообразность этого метода состоит в том, что он дает более глубокую подготовку к ЕГЭ. Учебный материал, касающийся нестандартных методов решения, содержится в учебных пособиях для подготовки к ЕГЭ по математике, к конкурсным экзаменам в вузы. Во временных рамках уроков полностью этот материал рассмотреть невозможно, поэтому есть смысл вынести его на курсы по выбору. Тематика и содержание данного элективного курса отвечает следующим требованиям:
- поддержание изучения базового курса алгебры;
- социальная и личностная значимость: повышается уровень образованности учащихся, расширяется их кругозор, удовлетворяются познавательные интересы в области математики;
- обладание значительным развивающим потенциалом (развитие математического мышления, умения систематизировать, обобщать, делать выводы).
Основная форма изложения теоретического материала – лекция. На всех практических занятиях должна присутствовать самостоятельная работа учащихся: как индивидуально, так и в группах. Такая организация учебной деятельности способствует реализации поставленных целей курса, так как развитие способностей учащихся возможно лишь при сознательном, активном участии в работе самих школьников.
Содержание курса может быть освоено как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Численность учебной группы может быть любой.
Цели курса:
- познакомить учащихся с некоторыми приёмами решения заданий на определение возможных и невозможных событий;
- углубить и расширить знания учащихся;
- привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
Задачи:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявление и развитие их математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанных с математикой;
- подготовка учащихся к итоговой аттестации и к обучению в вузе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного элективного курса ученик должен
знать/ понимать:
- основные формулы;
- применение диаграмм;
уметь:
- объяснять, на основе какого свойства возможны события;
- применять вычислительные навыки;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при подготовке к ЕГЭ.
ПОЧАСОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер темы | Содержание материала | Количество часов |
1 | Наглядное представление информации | 3 |
2 | Описательная статистика | 3 |
3 | Комбинаторика | 1 |
4 | Математическое описание случайных событий | 12 |
5 | Случайные величины | 6 |
6 | Случайные величины в статистике | 3 |
7 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2016. | 5 |
8 | Разработка проектов | 1 |
9 | Защита проектов | 2 |
Содержание программы.
1. Наглядные представления информации ( 2ч)
Использование табличного процессора для представления
статистических данных и построения диаграмм. Виды диаграмм.
Результаты обучения:
- уметь читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию;
- строить по имеющимся статистическим данным таблицы и диаграммы заданного типа;
- самостоятельно выбирать наиболее подходящий для представления указанных данных тип диаграммы;
- использовать табличный процессор для наглядного представления информации.
2.Описательная статистика. (3 ч)
Среднее арифметическое, медиана, мода, размах числового ряда.
Результаты обучения:
- знать характеристики числового ряда;
- вычислять моду, медиану, среднее арифметическое, размах числового ряда;
- уметь использовать характеристики для описания числовых рядов
3. Комбинаторика ( 1ч.)
Перестановки, размещения, сочетания.
Результаты обучения:
- знать формулы комбинаторики;
- уметь использовать формулы комбинаторики для решения задач.
4. Математические описания случайных событий ( 12ч.)
Случайные опыты. Элементарные события. Статистическая вероятность. Классическое определение вероятности. Противоположные события. Правило сложения вероятностей. Диаграммы Эйлера. Несовместные события. Умножение вероятностей. Геометрическая вероятность. Независимые повторные испытания. Формула Бернулли.
Результаты обучения:
- иметь представление об элементарном событии, равновозможных, благоприятствующих, противоположных, насовместных и назависимых событиях;
- вычислять вероятность элементарногособытия в опыте с равновозможными событиями;
- уметь использовать диаграммы Эёлера для графической иллюстрации взаимосвязей между различными событиями;
- знать классическое, статистическое, геометрическое определения вероятности;
- знать и уметь использовать правила сложения и умножения вероятностей;
- знать формулу Бернулли, уметь применять её при решении задач.
5. Случайные величины ( 6ч.)
Примеры случайной величины, распределение вероятностей случайной величины. Числовые характеристики случайной величины, математическое ожидание, дисперсия.
Результаты обучения:
- уметь приводить примеры случайных величин;
- выделять на интуитивном уровне из множества различных величин дискретные;
- понимать, что такое распределение случайной величины, уметь составлять таблицы распределения случайных величин;
- знать определение математического ожидания конечной случайной величины;
- уметь вычислять математическое ожидание случайной величины;
- знать свойства математического ожидания и уметь использовать их при решении простых задач;
- знать, что важным свойством распределения случайной величины является рассеивание случайной величины;
- уметь вычислять дисперсию и стандартное отклонение случайной величины.
6. Случайные величины в статистике ( 3ч.)
Выборочный метод. Закон больших чисел.
Результаты обучения:
- познакомить учащихся с понятием генеральной совокупности;
- рассмотреть методы её рассмотрения;
- познакомить учащихся с законом больших чисел, рассмотреть примеры его применения.
7. Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2016. (5 ч.)
8. Разработка проектов(1ч.)
Самостоятельная работа учащихся и консультация учителя.
Результаты обучения:
- развивать умение исследовать, проектировать ситуацию.
9. Защита проектов (1ч.)
Результаты обучения:
- уметь представлять результаты своего труда.
Формы и средства контроля
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
- наблюдения активности на практикумах;
- беседы с учащимися;
- анализа творческих, исследовательских работ;
- проверки домашнего задания;
- выполнения письменных работ;
- самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.
Предлагаемый курс, как и любой другой, улучшает имидж и повышает конкурентоспособность школы, так как реализация элективного курса дает более глубокие знания по математике, увеличивает уровень интеллектуального развития.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Дата прове-дения | Тема занятия | Цель | Методы обучения | Форма контроля |
1 | 04.09.2015 | Наглядное представление информации | Научить учащихся построению по имеющимся статистическим данным таблиц и диаграмм заданного типа | Беседа | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
2 | 11.09.2015 | Наглядное представление информации | Использовать табличный процессор для наглядного представления информации | п/р | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
3 | 18.09.2015 | Наглядное представление информации | Использовать табличный процессор для наглядного представления информации | п/р | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
4 | 25.09.2015 | Описательная статистика | Научить вычислять моду, размах, среднее арифметическое, медиану числового ряда. | лекция | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
5 | 02.10.2015 | Описательная статистика | Сформировать умения использовать характеристики для описания числовых рядов. | п/р | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
6 | 09.10.2015 | Описательная статистика | Закрепить умения решать задачи на нахождение описательных характеристик числового ряда. | лекция | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
7 | 16.10.2015 | Комбинаторика | Повторить элементы комбинаторики | Устные упражнения | Проверка самостоятельно решённых задач |
8 | 23.10.2015 | Математическое описание случайных событий | Ввести понятия: случайный опыт, элементарное событие | лекция | Проверка самостоятельно решённых задач |
9 | 30.10.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
10 | 13.11.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
11 | 20.11.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
12 | 27.11.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
13 | 04.12.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практикум | Проверка самостоятельно решённых задач |
14 | 11.12.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
15 | 18.12.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
16 | 25.12.2015 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
17 | 15.01.2016 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
18 | 22.01.2016 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
19 | 29.01.2016 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
20 | 05.02.2016 | Случайные величины | Познакомить учащихся с понятиями: случайная величина, распределение случайной величины | лекция | Проверка самостоятельно решённых задач |
21 | 19.02.2016 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
22 | 26.02.2016 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
23 | 04.03.2016 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
24 | 11.03.2016 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
25 | 18.03.2016 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
26 | 25.03.2016 | Случайные величины в статистике | Познакомить учащихся с понятием генеральная совокупность и случайная выборка, рассмотреть методы её представления | п/р | Проверка самостоятельно решённых задач |
27 | 01.04.2016 | Случайные величины в статистике | Познакомить учащихся с понятием генеральная совокупность и случайная выборка, рассмотреть методы её представления | п/р | Проверка самостоятельно решённых задач |
28 | 08.04.2016 | Случайные величины в статистике | Познакомить учащихся с понятием генеральная совокупность и случайная выборка, рассмотреть методы её представления | п/р | Проверка самостоятельно решённых задач |
29 | 15.04.2016 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2016. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
30 | 22.04.2016 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2016. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
31 | 29.04.2016 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2016. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
32 | 06.05.2016 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2016. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
33 | 13.05.2016 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2016. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
34 | 20.05.2016 | Разработка проектов | Разработка алгоритма построения проекта : монопредметный, практико-ориентированный. | с/р | |
35 | 27.05.2016 | Защита проектов | Презентации. |
Список литературы
- Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. В 2 частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений. [Текст]: учебник / Под. ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2003.
- Василевский, А. Б. задания для внеклассной работы по математике: 9-11 классы [Текст]: книга для учителя / А. Б. Василевский. Минск.: Народная асвета, 1988. – 175 с.
- Е. Б. Ваховский, А. А. Рывкин // Квант. – 1975. №2. С 43-48.
- Вопросы обучения математики в школе [Текст]: сборник статей. – Киров, 1962. – 143 с.
- Глейзер, Г.Д. История математики в школе [Текст] / Глейзер Г. Д. – М.: Просвещение, 1964. 375 с.
- Горнштейн, П. И. Экзамен по математике и его подводные рифы [Текст] / П. И. Горнштейн, А. Г. Мерзляк [и др.]. – М.: Илекса, 2004. – 236 с.
- Денищева, Л. О., Глазков, Ю. О. Единый государственный экзамен 2007. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся [Текст] / Л. О. Денищева, Ю. О. Глазков [и др.]. – М.: Интеллект-Центр, 2007. – 272 с.
- Ермаков, Д. С. Элективные курсы для профильного обучения [Текст] / Д. С. Ермаков // Педагогика. – 2005. №2. С. 36-41.
- Ермаков, Д. С., Петрова, Г. Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения [Текст] / Д. С. Ермаков, Г. Д. Петрова // Школьные технологии. – 2003. №6.
- Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов [Текст] / Сост. Г. И. Ковалева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2008. 494 с.
- Супрун, В. П. Избранные задачи повышенной сложности по математике [Текст] / В. П. Супрун. – Мн.: Полымя, 1998. – 108 с.
- Студенецкая В.Н. элективный курс « В мире закономерных случайностей» « Учитель», Волгоград, 2007, 127с.
Рассмотрена Согласована
на заседании зам. директора по УВР
МО учителей математики _____________
и рекомендована к утверждению. Дубовик О.Т.
Протокол заседания
МО учителей математики
от « » ___________________ №
Руководитель МО
_____________
Н.В.Маринкевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "В мире закономерных случайностей"
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и...
Лого миры программирование случайных чисел
Открытый урок для 6 класса по теме "Программирование. Случайные числа" .Используется система Linux 5 Школьный мастер, программа kTurtle. Урок предусматривает практику на компьютерах....
Элективный курс по математике. 10 кл. "В мире закономерных случайностей"
В данной работе представлен материал элективного курса для учащихся 10 класса по математике. Материал содержит следующие главы: 1) Наглядное представление информации; 2) Описательная статистика; 3) Ко...
игра «Всё в нашем мире не случайно»
Формирование интереса к физике; развитие внимания, сообразительности, находчивости; воспитание стремления к постоянному совершенствованию своих знаний; развитие культуры общения и культуры ответа на в...
Программа Элективного курса " В мире закономерных случайностей"
Предлагаемый элективный курс "В мире закономерных случайностей» предназначен для реализации в старших классах средней общеобразовательной школы....
В мире закономерных случайностей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа спецкурса составлена на основе пособий для общеобразовательн...
Рабочая программа элективного курса для 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей
Рабочая программа элективного курсадля 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей...