Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Системы линейных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Глотова Марина Александровна

Данный конспект урока предназначен для проведения обобщающего урока по алгебре в 8 классе по теме "Системы линейных уравнений"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

Образовательное учреждение: ГБОУ школа-интернат №1 им. К. К. Грота

Предмет: алгебра

Класс: 8 класс

Продолжительность урока: (40 минут)

Учитель: Глотова Марина Александровна

Тема урока: Системы линейных уравнений

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технология (если используется конкретная): нет.

Оборудование: листы самооценки, индивидуальные карточки.

Мультимедийное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска.

Цель урока: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Системы линейных уравнений».

Коррекционная составляющая урока: развитие быстрой переключаемости и устойчивости внимания; развитие мелкой моторики; совершенствование коммуникативных умений (умение отвечать на вопросы, работать в паре, аргументировать мнение, комментировать свои действия); развитие монологической речи; воспитывать интерес к предмету через использование разнообразных заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться обосновывать суждения, проводить классификацию;
  • овладеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о линейном уравнении с двумя переменными и о его свойствах, о системах линейных уравнений;
  • потренироваться строить график линейного уравнения с двумя переменными;
  • потренироваться решать системы линейных уравнений способом подстановки и способом сложения;
  • уметь точно и грамотно выражать свои мысли;
  • овладеть навыками решения задач с помощью систем уравнений.

Метапредметные:

  • научиться самостоятельно планировать свою деятельность на уроке;
  • научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
  • овладеть способностью организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
  • научиться работать в парах: находить общее решение, слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные:

  • научиться ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • добиться креативности мышления, активности при решении различных заданий на протяжении всего урока;
  • сформировать коммуникативные навыки, необходимые при ответе на вопрос, при комментировании своих действий;
  • научиться контролировать процесс и результат учебной деятельности;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Один из великих философов сказал: «Где есть желание – найдется путь!» Надеюсь, что вы сегодня на уроке с желанием будете решать задания, определяя свой рациональный путь.

-Давайте проверим, как вы подготовились к уроку. Назовите предметы, которые должны лежать на парте к началу урока?

- Давайте обменяемся тетрадями – сдайте, пожалуйста, тетради с выполненной домашней работой.

Обучающиеся приветствуют учителя.

Восьмиклассники отвечают на вопрос (дневник, тетрадь, чертежные принадлежности, учебник).

Обучающиеся сдают тетради с домашней работой и получают тетрадь с проверенной предыдущей домашней работой.

2.  Определение темы и целей урока

- Какую тему мы с вами изучаем?

- Что мы умеем делать с системами линейных уравнений с двумя переменными?

- Какие способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными вы знаете?

- Мы с вами заканчиваем изучать системы линейных уравнений и должны будем подготовиться к контрольной работе. Как вы думаете, чем мы должны будем, в связи с этим, заняться на сегодняшнем уроке?

- Итак, какая цель нашего урока?

- Тогда давайте сформулируем тему урока.

- Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока: «Подготовка к контрольной работе».

- Системы линейных уравнений с двумя переменными.

- Мы умеем их решать.

- Способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными:

  1) Графический;

  2) Подстановка;

  3) Сложение.

- Мы должны будем подготовиться к контрольной работе. Для этого нужно будет повторить способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными, потренироваться их решать.

- Повторить способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными; потренироваться их решать.

- Подготовка к контрольной работе.

Ученики записывают в тетрадях число и тему урока.

3. Систематизация знаний, умений и навыков.

- Давайте вспомним на практике известные вам способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Задание дублируется на интерактивной доске.

Задание 1.

Решить графическим способом систему уравнений:

   Решение:

1)

   х    

   у    

2) __________

   х    

   у    

C:\Users\User\Desktop\209475242_0ff567056ce6e0dca4d1124fd9da6ea9_800.png

Ответ: _______________________

- В чем заключается графический способ решения системы уравнения с двумя переменными?

- Давайте решим графически систему:

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для выполнения задания.

- Теперь давайте построим график.

- Какой ответ в задании?

- Мы с вами получили ответ (4; 5), то есть система имеет сколько решений?

- Как бы мы могли узнать, сколько решений имеет система, не выполняя построение графика?

- Давайте выполним следующее задание, чтобы вспомнить случаи, когда система линейных уравнений с двумя переменными будет иметь одно решение, когда их будет несколько, и когда система не будет иметь решений.

(Задание выводится на интерактивную доску)

- Нужно установить, сколько решений имеет каждая система.

Задание 2.

Установите соответствие:

а)  

б)  

в)

     

1. Система имеет   единственное решение.

2. Система имеет два решения.

3. Система имеет бесконечно много решений.

4. Система не имеет решений.    

- Давайте рассмотрим систему, записанную под буквой а). Что вы можете сказать о количестве ее решений?

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для демонстрации ответа.

- Давайте рассмотрим систему под буквой б). Что вы можете сказать о количестве ее решений?

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для демонстрации ответа.

- Давайте рассмотрим систему под буквой в). Что вы можете сказать о количестве ее решений?

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для демонстрации ответа.

-А сейчас с вами давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. - Поморгать глазами.

Посмотрите все в окно, - Посмотреть в окно и в другую сторону.

Ах, как солнце высоко. - Посмотреть вверх

Мы глаза сейчас закроем, - Закрыть глазки ладонями.

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, - Посмотреть глазами по дуге.

Вправо, влево повернем, - Ворочать глазами вправо-влево.

А потом скатимся вниз, - Посмотреть вниз.

Жмурься сильно, но держись. - Зажмурить глаза, открыть и поморгать.

- Какие способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными вы знаете еще?

- Давайте вспомним, как решать систему линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.

 - Давайте проведем исследовательскую работу. Вам нужно будет проанализировать пошагово решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. И, в случае обнаружения ошибок, исправить их и записать верное решение. Данное задание вы будете выполнять в паре со своим соседом по парте.

Задание 3.

Проанализируйте решение системы  линейных уравнений с двумя переменными  способом подстановки и исправьте ошибки:

Решить способом подстановки систему  линейных уравнений с двумя переменными:

Решение:

Выразим со второго уравнения х через у:

х = 4 + 2у.

Подставим во второе уравнение вместо х выражение 4 + 2у:

4 (4 + 2у) – 3у = 5.

16 – 8у – 3у = 5;

- 11у = 11

у = -1.

Подставив в равенство х = 4 + 2у.

вместо у число -1, найдем соответствующее значение х:

х = 4 + 2 ∙ (-1) = 4 – 2 = 2.

Ответ: (2; -1).

Анализ:

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

- А сейчас давайте все вместе разберем решение задания.

Задание высвечивается на смарт-доске.

Задание 3.

Решить способом подстановки систему линейных уравнений с двумя переменными:

Решение:

Выразим со второго уравнения х через у:

х = 4 + 2у.

Подставим во второе уравнение вместо х выражение 4 + 2у:

4 (4 + 2у) – 3у = 5.

16 – 8у – 3у = 5;

- 11у = 11

у = -1.

Подставив в равенство х = 4 + 2у.

вместо у число -1, найдем соответствующее значение х:

х = 4 + 2 ∙ (-1) = 4 – 2 = 2.

Ответ: (2; -1).

Учитель вызывает одного из учеников к смарт-доске для подчеркивания ошибок.

- А теперь давайте решим верно задание 3.

Учитель вызывает ученика к доске для решения задания.

- Какой известный вам способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными  мы еще не рассмотрели?

- Давайте вспомним, как решать систему линейных уравнений с двумя переменными способом сложения.

- Сейчас решим на доске систему линейных уравнений с двумя переменными способом сложения.

Учитель вызывает одного из учеников к доске для выполнения задания.

Задание 4:

Решить систему линейных уравнений с двумя переменными способом сложения:

- После того, как решили систему, нужно обязательно сделать что?

- И в конце урока я предлагаю провести небольшую проверочную работу. Вам нужно будет самостоятельно решить систему линейных уравнений с двумя переменными любым удобным для вас способом.

Учитель раздает карточки с заданием.

Задание 5.

Решите систему линейных уравнений с двумя переменными любым удобным для вас способом:

После выполнения проверочной работы учитель на выбор берет для несколько тетрадей для проверки.

  • - Чтобы решить графически систему линейных уравнений с двумя переменными, нужно:
  • 1. Построить графики каждого уравнения, входящего в данную систему, в одной координатной плоскости.
  • 2. Найти точки пересечения этих графиков.

Ученик записывает на смарт-доске:

Решение:

1)

   х  0   1

   у -3  -1

2)

   х  0   1

   у  1   2

Ученик строит график:

C:\Users\User\Desktop\1.jpg

- Ответ: (4; 5).

- Система имеет единственное решение.

- Нужно выразить из каждого уравнения системы одну переменную через другую и посмотреть на угловые коэффициенты прямых.

- В системе под буквой а) угловые коэффициенты одинаковые и точки пересечения с осью у различны, значит, прямые параллельны. Данная система не имеет решений.

Ученик демонстрирует свой ответ на смарт-доске.

- В системе под буквой б) угловые коэффициенты одинаковые и точки пересечения с осью у одинаковые, значит прямые совпадают. Данная система имеет бесконечно много решений.

Ученик демонстрирует свой ответ на смарт-доске.

- В системе под буквой в) угловые коэффициенты разные, значит, прямые пересекаются и система имеет единственное решение.

Ученик демонстрирует свой ответ на смарт-доске.

Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.

- Способ подстановки и способ сложения.

- Чтобы решить систему линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки, нужно:

1) выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;

2) подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;

3) решить полученное уравнение с одной переменной;

4) найти соответствующее значение второй переменной.

Ученики делают анализ решения:

Решить способом подстановки систему  линейных уравнений с двумя переменными:

Решение:

Выразим со второго уравнения х через у:

х = 4 + 2у.

Подставим во второе уравнение вместо х выражение 4 + 2у:

4 (4 + 2у) – 3у = 5.

16 – 8у – 3у = 5;

- 11у = 11

у = -1.

Подставив в равенство х = 4 + 2у.

вместо у число -1, найдем соответствующее значение х:

х = 4 + 2 ∙ (-1) = 4 – 2 = 2.

Ответ: (2; -1).

Анализ:

Не верно выразили х.

х = 4 – 2у.

Не верно записаны

знаки перед 2у, 11 и 1.

4 (4 – 2у) – 3у = 5.

16 – 8у – 3у = 5;

- 11у = -11 

у = 1.

х = 4 – 2 ∙ 1 = 4 – 2 = 2.

В ответе знак перед

числом 1 должен быть

положительным.

Ответ: (2; 1).

Ученик подчеркивает на смарт-доске ошибки в задании.

Задание 3.

Решить способом подстановки систему линейных уравнений с двумя переменными:

Решение:

Выразим со второго уравнения х через у:

х = 4 + 2у.

Подставим во второе уравнение вместо х выражение 4 + 2у:

4 (4 + 2у) – 3у = 5.

16 – 8у – 3у = 5;

- 11у = 11

у = -1.

Подставив в равенство х = 4 + 2у.

вместо у число -1, найдем соответствующее значение х:

х = 4 + 2 ∙ (-1) = 4 – 2 = 2.

Ответ: (2; -1).

Ученик решает систему:

Выразим со второго уравнения х через у:

х = 4 2у.

Подставим во второе уравнение вместо х выражение 4 – 2у:

4 (4 – 2у) – 3у = 5.

16 – 8у – 3у = 5;

- 11у = -11

у = 1.

Подставив в равенство х = 4 + 2у.

вместо у число -1, найдем соответствующее значение х:

х = 4 – 2 ∙ 1 = 4 – 2 = 2.

Ответ: (2; 1).

- Мы не рассмотрели способ сложения.

- Чтобы решить систему линейных уравнений с двумя переменными способом сложения, нужно:

1) Если требуется, путем равносильных преобразований уравнять коэффициенты при одной из неизвестных переменных в обоих уравнениях.

2) Сложить почленно левые и правые части уравнений системы;

3) Решить получившееся уравнение с одной переменной;

4) Найти соответствующие значения второй переменной.

Ученик, комментируя, решает систему возле доски:

- Чтобы уравнять коэффициенты при х в обоих уравнениях, умножим почленно первое уравнение на 3, а второе – на 2.

       

- Сложим почленно левые и правые части системы.

                               13у = 39;

                                   у = 39 : 13;

                                   у = 3.

- Подставим во второе уравнение вместо у число 3 и найдем х.

                          3х + 2 ∙ 3 = 3;

                          3х = 3 – 6;

                          3х = – 3;

                            х = – 1.

 - Нужно записать ответ.

Ответ: (–1; 3).

   

Ученики самостоятельно решают систему:

                             

                       12х = 24;

                           х = 2.

                        2 ∙ 2 + 11у = 15;

                        11у = 11;

                            у = 1.

Ответ: (2; 1).

4.  Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся.

- Урок подходит к концу, поэтому сейчас подведем итоги урока. Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия?

- Достигли ли мы этой цели?

-На протяжении урока вы активно работали -  решали системы, анализировали, делали выводы, находили ошибки. А сейчас пришло время сделать самооценку своей деятельности на уроке. Для этого я раздаю вам листы самооценки. Подпишите листы и отметьте точкой на шкале то количество баллов, на которое, на ваш взгляд, вы усвоили тему.

-А теперь сдайте мне листы самооценки.

- На протяжении урока я фиксировала ваши правильные ответы. И сейчас выставлю оценки.

Учитель, делая комментарии, выставляет оценки учащимся за урок.

- Повторить способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными; потренироваться их решать.

- Да.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Ученики сдают листы самооценки.

5.  Домашнее задание.

Выполнить письменно задания:

№1050 (б), №1072 (в), №1108.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Ф. И. О. _____________________________________________

Отметьте точкой на шкале то количество баллов, на которое, на ваш взгляд, вы усвоили тему.



Предварительный просмотр:

Алгебра. 8 класс. Обобщающий урок по теме «Системы линейных уравнений»

Карточка №1:

Задание 1.

Решить графическим способом систему уравнений:

Решение:

1)

     х    

     у    

2) ____________

    х    

    у    

C:\Users\User\Desktop\209475242_0ff567056ce6e0dca4d1124fd9da6ea9_800.png

Ответ: _______________________

Алгебра. 8 класс. Обобщающий урок по теме «Системы линейных уравнений»

Карточка №2:

Задание 3.

Проанализируйте решение системы  линейных уравнений с двумя переменными  способом подстановки и исправьте ошибки:

Решить способом подстановки систему  линейных уравнений с двумя переменными:

Решение:

Выразим со второго уравнения х через у:

х = 4 + 2у.

Подставим во второе уравнение вместо х выражение 4 + 2у:

              4 (4 + 2у) – 3у = 5.

              16 – 8у – 3у = 5;

            - 11у = 11

                  у = -1.

Подставив в равенство х = 4 + 2у вместо у число -1, найдем соответствующее значение х:

х = 4 + 2 ∙ (-1) = 4 – 2 = 2.

Ответ: (2; -1).

Анализ:

__________________________

__________________________  __________________________  __________________________  __________________________  __________________________  __________________________  

__________________________

__________________________  __________________________  __________________________  __________________________  __________________________  __________________________  

__________________________

__________________________  __________________________  __________________________  __________________________  __________________________  __________________________  

__________________________

Алгебра. 8 класс. Обобщающий урок по теме «Системы линейных уравнений»

Карточка №3:

Задание 4.

Решить  систему линейных уравнений с двумя переменными способом сложения:

Алгебра. 8 класс. Обобщающий урок по теме «Системы линейных уравнений»

Карточка №4:

Задание 5.

Решите систему линейных уравнений с двумя переменными любым удобным для вас способом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"

Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с   помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...

Презентации к урокам алгебры 7 класс по теме "Линейные уравнения с одной переменной"

Презентации к трём последовательным урокам, соответствующим программе по алгебре для  7 класса , содержат как теоретический , так и практический материал, а также упражнения для устного счёта. В ...

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения"

Презентация к обощающему уроку по алгебре в 8 классе по теме "Квадртаные уравнения"...

Конспект урока по алгебре 7 класс по теме Линейная функция

В данной разработке есть адреса используемых ЭОР...

Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Линейное уравнение».

Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Линейное уравнение»....