Программа кружка 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс)
Программа кружка по алгебре 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_razrabotano_na_34chasa.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ОГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- развивать у детей смекалку;
- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение математики на занятиях кружка обеспечивает достижение следующих результатов развития:
- - устранение негативного отношения к математике;
- - повышение оценок по математике в журнале;
- - расширение кругозора учащихся;
- - повышение математической культуры;
- - формирование логического мышления;
- - применение математики в жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА
Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.
Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику кружка письменный текст условий задач очередного занятия.
На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы.
Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.
Содержание рабочей программы.
Содержание учебного материала | Основные виды деятельности учащихся | Цель |
«Подготовка к олимпиаде по математике». | ||
| Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление. | развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике. |
«Из истории математики» | ||
| В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса. | пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами. |
«Занимательные задачи». | ||
| В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д. | развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике. |
«Старинные задачи». | ||
| В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие. | учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами. |
«Прикладная математика». | ||
| Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты. | показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта. |
Литература:
1. «Арифметика, 7 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2005 год.
2. «Арифметика, 6 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2003 год.
3. «Великие жизни в математике», книга для учащихся 8 – 11 классов, автор Б. А. Кордемский; Москва, «Просвещение», 1995 год.
4. «Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.
5. «Задачи по математике для внеклассных занятий» (9 – 10 классы), автор И. Х. Сивашинский; Москва, «Просвещение», 1968 год.
6. «Задачи по математике для любознательных», книга для учащихся 5 – 6 классов средней школы, автор Д. В. Клименченко; Москва, «Просвещение», 1992 год.
7. «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.
8. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.
9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.
Тематическое планирование
Номер Занятия | Тема занятия | Источник | Формы проведения | Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||
Олимпиадные задания по математике. 8 часов. | ||||||
| Сложные задачи на проценты. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 7 кл.». | мозговой штурм, эвристические беседы. | Мотивация на преодоление сложностей. | Применять полученные знания для решения задач на проценты. | Учить наблюдать. |
3 - 5 | Текстовые задачи. | Л. М. Лоповок «1000 проблемных задач по математике». | мозговой штурм, эвристические беседы. | Стремление к совершенствованию в образовательной области | Формирование следующих умений: воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях, перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых условиях. | Фиксировать результаты наблюдений в тетрадях, формировать представления о взаимодействии человека и природы. |
6 - 8 | Задачи Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 года в г. Москве. | мозговой штурм, эвристические беседы. | Мотивация на добросовестное выполнение работы | Закрепить навык в выполнении порядка действий; научить составлять программу и схему программы вычислений. | Развивать умение концентрировать внимание. | |
Из истории математики. 6 часов. | ||||||
9 | Гений 18 века – Леонард Эйлер. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | беседы, конференции, экскурсии в прошлое. | Формирование коммуникативной компетенции | Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики | Воспитывать чувство прекрасного, развивать наблюдательность и внимательность. |
10 | Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | беседы, конференции, экскурсии в прошлое. | Формирование коммуникативной компетенции | Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики | Учить детей правильному распределению времени, использованию разных источников информации. |
11 | Трагическая судьба Эвариста Галуа. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | беседы, конференции, экскурсии в прошлое. | Формирование коммуникативной компетенции | Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики | Развивать умение актуализировать жизненный опыт, развитие речи и творческих способностей. |
12 | Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | беседы, конференции, экскурсии в прошлое. | Формирование коммуникативной компетенции. | Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики | Развитие коммуникативных умений и работа со справочным материалом |
13 | «Принцесса науки» С. В. Ковалевская. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | беседы, конференции, экскурсии в прошлое. | Формирование коммуникативной компетенции | Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики | Развивать умение актуализировать жизненный опыт, развитие речи и творческих способностей. |
14 | В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | беседы, конференции, экскурсии в прошлое. | Формирование коммуникативной компетенции | Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики | Воспитывать чувство прекрасного, развивать наблюдательность и внимательность |
Занимательные задачи. 10 часов. | ||||||
15 | Задачи на перекладывание спичек. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. | Повышение мотивации | прогнозировать изменение результатов действий при изменении их компонентов | Учить наблюдать. |
16 | Расшифровка текстов. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. | Мотивация на эмоциональное равновесие, оценка и самооценка. | умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики | Учить детей правильному распределению времени, использованию разных источников информации. |
17 | Расшифровка ребусов. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. | Мотивация на преодоление сложностей. | умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики | Развивать творческие способности. |
18 | Математические софизмы. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. | Стремление к совершенствованию в образовательной области | умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений | Развивать умение актуализировать жизненный опыт, развитие речи и творческих способностей. |
19 | Задачи на взвешивания. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. | Стремление к совершенствованию в образовательной области | Проверка и коррекция знаний и умений учащихся с использованием индивидуального подхода. | Учить наблюдать. |
20-24 | Логические задачи. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. | Стремление к совершенствованию в образовательной области | Проверка знания учащимися фактического материала, умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в нестандартных условиях. | Фиксировать результаты наблюдений в тетрадях, формировать представления о взаимодействии человека и природы. |
Старинные задачи. 6 часов. | ||||||
25 | Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого». | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты. | Работа в паре, ответственное отношение за выполнение своей части работы. | Решение задач из различных разделов курса | Рассказывать о значении математики в жизни детей. |
26 | Задачи С. А. Рачинского. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты. | Работа в группах | Решение задач из различных разделов курса | Воспитывать чувство прекрасного, развивать наблюдательность и внимательность. |
27 | Индийские старинные задачи. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты. | Работа в паре, ответственное отношение за выполнение своей части работы. | умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики | умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; |
28-30 | Греческие, китайские старинные задачи. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты. | Работа в паре, ответственное отношение за выполнение своей части работы. | умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики | умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; |
Прикладная математика.4 часа | ||||||
31 | Математические фокусы. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | развивающие игры, лекции, оригами. | Формирование коммуникативной компетенции | Решение задач из различных разделов курса | Развивать творческие способности. |
32 | Кулинарные рецепты. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | развивающие игры, лекции, оригами. | Формирование коммуникативной компетенции | Решение задач из различных разделов курса | Развивать внимательность и наблюдательность. |
33 | Азбука Морзе. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | развивающие игры, лекции, оригами. | Оценка и самооценка. | умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики | Учить наблюдать. |
34 | Не отрывая карандаш от бумаги. Быстрый счёт без калькулятора. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | развивающие игры, лекции, оригами. | Фронтальная работа, работа в парах, оценка и самооценка. | прогнозировать изменение результатов действий при изменении их компонентов | Учить наблюдать. Развитие внимания и памяти. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Дополнительная образовательная программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» (9 класс)
Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. ...
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...