Программа кружка 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс)

Михалева Светлана Игоревна

Программа кружка по алгебре 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_razrabotano_na_34chasa.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ОГЭ в 9 классе.

     Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

     «Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.

     Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а  ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.  

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;

- развивать логическое мышление;

- развивать у учащихся интерес к математике;

- развивать у детей смекалку;

- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;

- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;

- показать широту применения математики в жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Изучение математики на занятиях кружка обеспечивает достижение следующих результатов развития:

  • - устранение негативного отношения к математике;
  • - повышение оценок по математике в журнале;
  • - расширение кругозора учащихся;
  • - повышение математической культуры;
  • - формирование логического мышления;
  • - применение математики в жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА

     Процесс проведения кружка предлагается организовать в  виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.

      Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику кружка письменный текст условий задач очередного занятия.

     На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы.

     Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.

     Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.

Содержание рабочей программы.

Содержание учебного материала

Основные виды деятельности учащихся

Цель

«Подготовка к олимпиаде по математике».

  1. Сложные задачи на проценты.
  2. Текстовые задачи.
  3. Задачи Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 года в г. Москве.

  Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.

развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.

«Из истории математики»

  1. Гений 18 века – Леонард Эйлер.
  2. Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.
  3. Трагическая судьба Эвариста Галуа.
  4. Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.
  5. «Принцесса науки» С. В. Ковалевская.
  6. В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.

  В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.

пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.

«Занимательные задачи».

  1. Задачи на перекладывание спичек.
  2. Расшифровка текстов.
  3. Расшифровка ребусов.
  4. Математические софизмы.
  5. Задачи на взвешивания.
  6. Логические задачи.

В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.

развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.

«Старинные задачи».

  1. Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого».
  2. Задачи С. А. Рачинского.
  3. Индийские старинные задачи.
  4. Греческие, китайские старинные задачи.

  В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.

учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.

«Прикладная математика».

  1. Математические фокусы.
  2. Кулинарные рецепты.
  3. Азбука Морзе.
  4. Не отрывая карандаш от бумаги.
  5. Быстрый счёт без калькулятора.

Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.

          Литература:

1. «Арифметика, 7 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2005 год.

2. «Арифметика, 6 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2003 год.

3. «Великие жизни в математике», книга для учащихся 8 – 11 классов, автор Б. А. Кордемский; Москва, «Просвещение», 1995 год.

4. «Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.

5. «Задачи по математике для внеклассных занятий» (9 – 10 классы), автор И. Х. Сивашинский; Москва, «Просвещение», 1968 год.

6. «Задачи по математике для любознательных», книга для учащихся 5 – 6 классов средней школы, автор Д. В. Клименченко; Москва, «Просвещение», 1992 год.

7. «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.

8. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.

9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.

Тематическое планирование

Номер

Занятия

Тема занятия

Источник

Формы проведения

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Олимпиадные задания по математике. 8 часов.

  1. 2

Сложные задачи на проценты.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 7 кл.».

мозговой штурм, эвристические беседы.

Мотивация на  преодоление сложностей.

Применять полученные знания для решения задач на проценты.

Учить наблюдать.

3 - 5

Текстовые задачи.

Л. М. Лоповок «1000 проблемных задач по математике».

мозговой штурм, эвристические беседы.

Стремление к совершенствованию в образовательной области

Формирование следующих умений: воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях, перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых условиях.

Фиксировать результаты наблюдений в тетрадях, формировать представления о взаимодействии человека и природы.

6 - 8

Задачи Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 года в г. Москве.

мозговой штурм, эвристические беседы.

Мотивация на добросовестное выполнение работы

Закрепить навык в выполнении порядка действий; научить составлять программу и схему программы вычислений.

Развивать умение концентрировать внимание.

Из истории математики. 6 часов.

9

Гений 18 века – Леонард Эйлер.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

 беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Формирование коммуникативной компетенции

Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики

Воспитывать чувство прекрасного, развивать наблюдательность и внимательность.

10

Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Формирование коммуникативной компетенции

Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики

Учить детей правильному распределению времени, использованию разных источников информации.

11

Трагическая судьба Эвариста Галуа.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Формирование коммуникативной компетенции

Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики

Развивать умение актуализировать жизненный опыт, развитие речи и творческих способностей.

12

Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Формирование коммуникативной компетенции.

Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики

Развитие коммуникативных умений и работа со справочным материалом 

13

«Принцесса науки» С. В. Ковалевская.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Формирование коммуникативной компетенции

Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики

Развивать умение актуализировать жизненный опыт, развитие речи и творческих способностей.

14

В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Формирование коммуникативной компетенции

Формирование математической культуры, знакомство с историей математики, с хроникой жизни великих математиков, их вкладом в развитие математики

Воспитывать чувство прекрасного, развивать наблюдательность и внимательность

Занимательные задачи. 10 часов.

15

 Задачи на перекладывание спичек.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Повышение мотивации

прогнозировать изменение результатов действий при изменении их компонентов

Учить наблюдать.

16

Расшифровка текстов.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Мотивация на эмоциональное равновесие, оценка и самооценка.

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики

Учить детей правильному распределению времени, использованию разных источников информации.

17

Расшифровка ребусов.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Мотивация на  преодоление сложностей.

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики

Развивать творческие способности.

18

Математические софизмы.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Стремление к совершенствованию в образовательной области

умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений

Развивать умение актуализировать жизненный опыт, развитие речи и творческих способностей.

19

Задачи на взвешивания.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Стремление к совершенствованию в образовательной области

Проверка и коррекция знаний и умений учащихся с использованием индивидуального подхода.

Учить наблюдать.

20-24

Логические задачи.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Стремление к совершенствованию в образовательной области

Проверка знания учащимися фактического материала, умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в нестандартных условиях.

Фиксировать результаты наблюдений в тетрадях, формировать представления о взаимодействии человека и природы.

Старинные задачи. 6 часов.

25

Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого».

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.

Работа в паре, ответственное отношение за выполнение своей части работы.

Решение задач из различных разделов курса

Рассказывать о значении математики в  жизни детей.

26

Задачи С. А. Рачинского.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.

Работа в группах

Решение задач из различных разделов курса

Воспитывать чувство прекрасного, развивать наблюдательность и внимательность.

27

Индийские старинные задачи.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.

Работа в паре, ответственное отношение за выполнение своей части работы.

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

28-30

Греческие, китайские старинные задачи.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.

Работа в паре, ответственное отношение за выполнение своей части работы.

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Прикладная математика.4 часа

31

Математические фокусы.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

развивающие игры, лекции, оригами.

Формирование коммуникативной компетенции

Решение задач из различных разделов курса

Развивать творческие способности.

32

Кулинарные рецепты.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

развивающие игры, лекции, оригами.

Формирование коммуникативной компетенции

Решение задач из различных разделов курса

Развивать внимательность и наблюдательность.

33

Азбука Морзе.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

развивающие игры, лекции, оригами.

Оценка и самооценка.

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики

Учить наблюдать.

34

Не отрывая карандаш от бумаги. Быстрый счёт без калькулятора.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

развивающие игры, лекции, оригами.

Фронтальная работа, работа в парах, оценка и самооценка.

прогнозировать изменение результатов действий при изменении их компонентов

Учить наблюдать. Развитие внимания и памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Дополнительная образовательная программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» (9 класс)

Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. ...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...