Разработка урока "Вычисление производных"
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Кенден Ольга Васильевна

Дата проведения : 16 марта 2018г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.43 КБ
Файл gruppovaya_rabota.docx218.2 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx657.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

п/п

Вид работы

Критерии оценивания

Количество

баллов

1

Устный счет

За каждый правильный ответ 1 балл

2

Правила

              От 3   -  5 баллов

3

Тест

За каждый правильный ответ 1 балл

4

5

Нет исправлений – 5 баллов;

1 исправление – 4 балла;

2 исправления – 3 балла;

3 и более исправлений – 2 балла.

6

Нет исправлений – 5 баллов;

1 исправление – 4 балла;

2 исправления – 3 балла;

3 и более исправлений – 2 балла.

Итого баллов

Оценка

Открытый урок по теме: «Вычисление производных»

Тип урока  Урок повторения и закрепление предметных знаний

Цель урока: Повторить и закрепить  формулы и правила дифференцирования, геометрический и механический смысл производной.

Методы:

По источникам знаний: словесные , наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: 1).Повторить формулы и правила дифференцирования, геометрический и механический смысл производной.2). Закрепить навыки решения задач с использованием производной

Метапредметные: регулятивные: планировать пути достижения цели, намечать способы устранения ошибок, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу, определять степень успешности своей работы;

познавательные:  составлять алгоритмы, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, строить логичные рассуждения и делать выводы,

коммуникативные: аргументировано отстаивать свою точку зрения в диалоге, продуктивно взаимодействовать со своими партнёрами, владеть письменной и устной математической речью.

Личностные: выражать доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную учебную деятельность, проявлять самостоятельность, ответственность.

Используемая технология: технология обучения в сотрудничестве.

Основные термины и понятия  Определение производной. Геометрический и физический смысл производной. Правила нахождения производных. Производные элементарных функций.

Межпредметные связи:  Физика, химия, биология, география

Наглядность  Презентация                            Оборудование   Проектор,  ПК, раздаточный материал.

Формы работы на уроке  фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Здравствуйте ребята!

Я думаю, что для того, чтобы работать хорошо на этом уроке, помогут мне ваше хорошее настроение, внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Включаются в деловой ритм урока:

Полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся

Личностные УУД

Выражать доброжелательное отношение к учебному процессу.

формирование ответственного отношения к учению, развитие  осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Целеполагание и мотивация

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предлагаю Вам отгадать ключевое слово нашего занятия.  «Мозговой штурм». Даю несколько подсказок:

С её появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;

Ньютон назвал её флюксией и обозначал точкой;

Бывает первой, второй, третьей и...;

Обозначается штрихом.

Да, действительно тема нашего занятия - производная! А именно, на прошлом уроке мы изучали тему «Правила вычисления производной», как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке?

Итак, тема нашего урока «Вычисление производных»

Какую цель мы ставим к данному уроку?

Тема и цель урока

- Назовите тему и цель нашего урока?

Называют математическую модель. Тема урока: Вычисление производных

Цель нашего урока:

1).Повторить формулы и правила дифференцирования, геометрический и механический смысл производной.2). Закрепить навыки решения задач с использованием производной

Регулятивные: под руководством учителя ставят цели урока и планируют пути их достижения, способность к волевому усилию

Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме

Познавательные: вспоминают знакомые понятия, предлагают варианты ответов, высказывают свое мнение

Актуализация знаний и умений

Проверить правильность  формулировки правил вычисления производной, физический смысл  и геометрический смысл производной

Устный счет

1.Дать определение производной функции. Какая операция называется дифференцированием? Запишите правило нахождения производной суммы и произведения.

 2.В чем состоит геометрический, физический (механический) смысл производной

3.Какую функцию называют дифференцируемой? Запишите правило нахождения производной частного .Запишите формулу производной степенной функции

Дают определения производной функции

Нахождение производной называют дифференцированием.

Записывают и рассказывают формулы и правила дифференцирования

Отвечают геометрический и физический смысл производной

Познавательные УУД

Давать определения понятию.

Строить логичные рассуждения и делать выводы.

Составлять алгоритм.

Коммуникативные УУД

Владеть устной и письменной математической речью.

Задание творческого характера

 Воспитывать интерес к предмету математики, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Производная применятся в задачах по  физике, химии, географии, биологии

Трое учащихся объясняют решение задач по биологии, химии, географии у доски

Коммуникативные УУД

Владеть устной математической речью, аргументировано отстаивать свою точку зрения

Выполнение теста

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися тестового задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

 Запишите сегодняшнее число 16.03.2018г

А теперь проверим знания с помощью тестирования.

Ознакомлю вас с критериями оценивания: тест состоит из 5 заданий. За правильное решение всех заданий оценка «5», 4 заданий «4», 3 заданий  «3».

Выполняют самопроверку и взаимопроверку  по слайду

Обсуждают вопрос в парах

Цель,

которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: проверить правильность применения правил дифференцирования 

Личностные УУД

Проявлять самостоятельность, ответственность.

Оценивать собственную учебную деятельность и деятельность товарища

Физминутка

Цель: снять напряжение, усталость

Организует проведение гимнастики

Выполняют гимнастику

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приемами сохранения физического здоровья

К: сотрудничество с учителем и сверстниками

Подготовка к ЕГЭ

Установить правильность и осознанность выполнения всеми задания групповой работы; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Разделимся на 3 группы.

Предлагаю задания из ЕГЭ.

В конце работы защищает каждая группа решение  одного задания у  доски.

По какому порядку выступает каждая группа, определим по жребию. Дальше группа сама выбирает , решение какой задачи будет показывать на доске

Выполняют задания ЕГЭ

проверить правильность применения геометрического смысла производной

Коммуникативные УУД

продуктивно взаимодействовать со своими партнёрами

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий

Информация о домашнем задании

  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Запишите в дневники домашнее задание

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия

Подведение итогов занятия

Оцените свою деятельность на уроке

Учитель оценивает работу: учитывает правильность, самостоятельность, оригинальность

Саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока.

Личностные УУД

Оценивать собственную учебную деятельность



Предварительный просмотр:

                                    Групповая работа:

№1

В 8

№2

В 8

№3

В 8

№4

В 8

№5

В 8

№6

В 8

№7Новый рисунок (1)

В 8

№8

В 8

№9*

Профиль  моста имеет форму параболы с высотой центральной её части 10 метров и длиной основания 120 метров. Какой должен быть наклон насыпи на концах моста?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ньютон назвал её флюксией и обозначал точкой; Бывает первой, второй, третьей и...; Обозначается штрихом С её появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ

Слайд 2

Тема: «Вычисление производных» 10в класс

Слайд 3

Цели урока : 1). Повторить формулы и правила дифференцирования, геометрический и механический смысл производной. 2) . Закрепить навыки решения задач с использованием производной Решать задания ЕГЭ с применением производной.

Слайд 4

Ответьте на вопросы. 1.Дать определение производной функции. Какая операция называется дифференцированием? Запишите правило нахождения производной суммы и произведения. 2.В чем состоит геометрический, физический (механический) смысл производной 3.Какую функцию называют дифференцируемой? Запишите правило нахождения производной частного .Запишите формулу производной степенной функции

Слайд 5

Производная в биологии

Слайд 6

Задача по биологии: По известной зависимости численности популяции x (t) определить относительный прирост в момент времени t .

Слайд 7

Решение: Понятие на языке биологии. Обозначение. Понятие на языке математики. Численность в момент времени t 1 X = Х (t 1 ) Функция. Интервал времени. ∆ t = t₂ - t₁ Приращение аргумента. Изменение численности популяции. ∆ x = x(t₂) – x(t₁) Приращение функции. Скорость изменения численности популяции. ∆ x/∆t Отношение приращения функции к приращению аргумента. Относительный прирост в данный момент. lim ∆x/∆t ∆t → 0 P = x’(t) Производная.

Слайд 8

Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции .

Слайд 9

Производная в химии

Слайд 10

Задача по химии. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью : р (t) = t 2 /2 + 3 t –3 ( моль) Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Слайд 11

Решение. Понятия на языке химии Обозначение. Понятие на языке математики. Количество вещества в момент времени t 1 Р = Р (t 0) Функция. Интервал времени. ∆ t = t – t 0 Приращение аргумента Изменение количества вещества. ∆ p=p(t 0 +∆t)- p(t 0 ) Приращение функции. Средняя скорость химической реакции ∆ p/∆t V(t ) = p ’(t) = t+3=3+3=6 Отношение приращения функции к приращению аргумента.

Слайд 12

Взгляд из детства. Всем с детства известно такое явление, как движение мяча, падающего на пол и упруго отскакивающего от него. Это явление можно объяснить с помощью законов физики.

Слайд 13

При отскоке от пола (при h=0) направление движения мяча меняется (и функция достигает минимума), однако в эти моменты скорость мяча не равна нулю, касательную к графику h провести нельзя. На графике скорости мяча мы видим : в момент отскока скорость мяча однозначно найти нельзя- график скорости в эти моменты имеет разрывы. (производная в этих точках не существует).

Слайд 14

1 вариант 3 2 1 2 1 2 вариант 1 1 2 3 2 ОТВЕТЫ:

Слайд 15

Физминутка Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 3 раза. Темп медленный.

Слайд 16

Производная - часть математической науки, одно из её звеньев. Нет этого звена - прерваны связи между многими понятиями. Двигайтесь вперед, и вера в правильность результатов к вам придет!

Слайд 17

Самооценка труда учащихся: Выполнил все задания полностью; ( да / нет ). Некоторые виды работ вызвали затруднения и требуют повторения ( да / нет ).

Слайд 18

Домашнее задание: повторить правила, п.1,2 § 41 №41.37,41.41,41.49

Слайд 20

Производная в географии

Слайд 21

Задача : Вывести формулу для вычисления численности населения на ограниченной территории в момент времени t . Рост численности населения ЭТО Я ЭТО Я ЭТО Я ЭТО Я ЭТО Я ЭТО Я

Слайд 22

Решение: Пусть у=у ( t )- численность населения. Рассмотрим прирост населения за  t=t-t 0  y=k y  t, где к=к р – к с –коэффициент прироста ( к р – коэффициент рождаемости, к с – коэффициент смертности)  y/  t=k y При  t 0 получим lim  y/  t= у ’ у ’ =к у

Слайд 24

Указать пары « Функция – график производной этой функции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Производная. Правила и формулы вычиления производных"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме. 10 класс ...

Методическая разработка темы"Производная и её применение"

В презентации рассмотрены: конспект урока, допонительный материал к уроку, формы и методы работы по данной теме....

Разработка урока и презентация "Производная. Геометрический и механический смысл производной"

Цели:• Обобщить и систематизировать материал по данным темам, провести подготовку к контрольной работе, к сдаче ВНО.•Показать связь понятия производная с геометрией и физикой, показать необходимость з...

Методическая разработка открытого урока «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»

laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...

Методическая разработка "Вычисление производных"

Данный материал можноьиспользвать при изучении правил дифференцирования....